Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее соответственно - проект акта, Закон о защите конкуренции), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 3 апреля по 23 апреля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-20/00100867).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 25 августа по 7 сентября 2020 года. В ходе публичных консультаций были получены позиции Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию конкуренции, Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, ООО "Делл", АО "АСВТ", ПАО "МегаФон", ОАО "МТТ", ПАО "ТГК-2", НАО "Национальная спутниковая компания", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению.
Концептуально поддерживая цели регулирования в части исключения возможности преднамеренного занижения характеристик товара с течением времени, с учетом проведенных публичных консультаций к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Проектом акта фактически предлагается считать действие/бездействие производителей/продавцов товаров как "умалчивание части существенной информации" тождественным "введению в заблуждение" в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14.2 Закона о защите конкуренции.
Полагаем необходимым отметить, что умалчивание предполагает недоведение каких-либо сведений до потребителя, что не предполагает каких-либо активных действий по созданию неправильного или ошибочного мнения, представления о чем-либо. В то время как статья 14.2 Закона о защите конкуренции, фактически, оперирует информацией, предоставленной производителем/продавцом, которая не соответствует действительности.
Например, в соответствии с письмом ФАС России от 24 декабря 2015 г. N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Таким образом, введение в заблуждение означает сообщение ложной информации, ошибочного представления о товаре.
Вместе с тем умалчивание информации не входит в категорию действий/бездействия, которые приведут к представлению ложной информации.
На основании изложенного, представляется целесообразным предлагаемое регулирование оформить отдельной статьей в Законе о защите конкуренции.
2. Применяемая разработчиком проекта акта формулировка не позволяет сделать однозначный вывод, что относится к "существенной информации", тем более к части такой информации.
Более того, применение указанной формулировки в отношении всех характеристик товара, предусмотренных статьей 14.2 Закона о конкуренции, представляется некорректным.
Так, например, к умалчиванию части существенной информации в отношении качества и потребительских свойств без учета назначения товара может быть отнесено отсутствие информации о возможности использования смартфонов в качестве, например, устройства чтения электронных книг с изначально неподдерживаемым форматом (с помощью сторонних приложений) или в качестве источника освещения, подставки под горячее и подобного. При этом использование товаров не по назначению может снижать функциональность*(1) товара.
Отдельно следует отметить, что действующим законодательством не определено, какой период считать сроком возможного использования: срок эксплуатации (срок службы), гарантийный срок, срок поддержки товара, срок полезного использования или срок пользования потребителем (который не ограничен).
Кроме того, необходимо отметить, что срок службы технически сложного товара также зависит от условия эксплуатаций. В этой связи при рассмотрении вопроса при поломке такого товара проводится экспертиза товара на установление причин ухудшения технических характеристик такого товара.
На основании изложенного, при использовании неоднозначных для понимания формулировок в проекте акта отмечаем риск расширенного толкования контролирующим органом предлагаемого регулирования, в связи с чем субъекты предпринимательской деятельности могут быть привлечены к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
3. Отдельно следует отметить, что предлагаемый переходный период представляется недостаточно обоснованным, имея ввиду необходимость указания всех теоретически возможных способов использования товара.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) В понимании части 2 статьи 1 проекта акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.