Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении Методических указаний по учету численности отдельных видов объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, методом зимнего маршрутного учета на территории субъектов Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 17 июля по 6 августа 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-20/00106083). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (4 903, по данным охотхозяйственного реестра), а также специально уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органы государственной власти субъектов Российской Федерации (85).
Основанием для разработки проекта акта является статья 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), согласно которой федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы.
Так, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации является полномочие по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Проектом акта предлагается утвердить одно из методических указаний по проведению учета численности отдельных видов объектов животного мира методом зимнего маршрутного учета (далее - ЗМУ).
Кроме того, проект акта разработан на основании статьи 14 Закона о животном мире, которой регулируются вопросы осуществления государственного учета объектов животного мира и их использования, а также ведения государственного кадастра объектов животного мира.
Указанной статьей, в частности, установлено, что пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Действующие в настоящее время Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета утверждены приказом Минприроды России от 11 января 2012 г. N 1 (далее - действующая методика ЗМУ).
Разработчиком в пояснительной записке к проекту акта отмечается, что практика применения действующей методики ЗМУ показала, что из-за отдельных нечетких формулировок и несоответствий в положениях данного приказа возникает двоякая трактовка этих положений как уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, так и охотпользователями, что негативно влияет на результаты расчета численности как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и в целом по России.
В целях устранения этих и других неточностей был разработан проект акта, устраняющий, по информации разработчика, все выявленные замечания и недостатки и включивший в себя некоторые новые положения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию.
1. Ранее Минэкономразвития России в отношении проекта Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее - проект Порядка ведения учета) было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 8 сентября 2020 г. N 29201-АХ/Д26и.
Проект Порядка ведения учета является, по сути, базовым, регламентирующим основные условия, последовательность, приоритетность, сроки проведения учетов различными методами, в том числе ЗМУ.
В связи с этим замечания указанного заключения об оценке регулирующего воздействия могут быть также применимы к положениям проекта акта.
2. Проектом акта предусматривается, что охотпользователи по итогам проведения учета оформляют материалы ЗМУ.
Затем на основе полученных данных охотпользователям необходимо рассчитать численность учитываемых видов зверей и птиц, заполнить ведомости расчета их численности и передать ответственным за проведение ЗМУ в муниципальном образовании исполнителям материалы ЗМУ и ведомости расчета численностей зверей и птиц.
В пунктах 29 и 30 проекта акта предлагается установить, что при совпадении численностей учитываемых видов зверей и птиц в закрепленном охотничьем угодье, участке закрепленного охотничьего угодья, рассчитанных должностным лицом, ответственным за ЗМУ и представленных охотпользователем, для расчета численности учитываемых видов зверей и птиц в субъекте используются численности, рассчитанные охотпользователем или его уполномоченным представителем.
Между тем в случае выявления несовпадений данных охотпользователя и должностного лица необходимо использовать численности, рассчитанные должностным лицом, ответственным за ЗМУ.
Обращаем внимание, что данные охотпользователя и должностного лица могут не совпадать по различным причинам, в том числе существует вероятность, что охотпользователь допустил при расчете численности арифметические ошибки.
Однако необходимо учитывать, что вероятность арифметических ошибок существует и на стороне должностного лица, осуществляющего расчеты численностей. При этом проектом акта предлагается однозначно верными принимать данные должностного лица.
Считаем необходимым в проекте акта предусмотреть возможность проведения согласительных процедур с охотпользователями, в рамках которых при необходимости расчеты могут быть уточнены, скорректированы либо произведены с обеих сторон повторно, предоставив таким образом возможность и охотпользователем, и должностным лицам высказать свои обоснованные позиции, которые по итогам могут быть отражены в протоколе, подписанном обеими сторонами. Вместе с тем, если по результатам согласительных мероприятий не удается урегулировать имеющиеся разногласия, необходимо предусмотреть процедуру обжалования.
3. Исходя из положений проекта акта с целью подготовки схем исследуемой территории на бумажном носителе (топографической карте) и/или электронном носителе необходимо применять специальные программы для электронных вычислительных машин (компьютеров), позволяющих работать с пространственными данными в системе географических координат WGS-84.
Обращаем внимание, что предлагаемая к использованию система координат является системой геодезических параметров, разработанной и используемой в США.
Тогда как в Российской Федерации законодательством о геодезии, картографии и пространственных данных установлены свои геодезические системы координат.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 1240 "Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы" установлены такие системы координат, как ГСК-2011*(1) и ПЗ-90.11*(2). При этом последняя является альтернативой WGS-84.
Учитывая, что в Российской Федерации в приоритете используются указанные системы координат, в том числе с целью обеспечения работы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, считаем необходимым при проведении ЗМУ также использовать данные системы координат.
В случае учета вышеуказанных замечаний Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011), устанавливаемая и распространяемая с использованием государственной геодезической сети, для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
*(2) Общеземная геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.11), устанавливаемая и распространяемая с использованием космической геодезической сети и государственной геодезической сети, для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов, решения навигационных задач и выполнения геодезических и картографических работ в интересах обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.