Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 (1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (далее соответственно - проект акта, положение, государственный контроль), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 27 августа по 17 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru ID проекта 02/07/08-20/00107646).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Согласно информации, представленной в сводном отчете, проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", целью которого является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков*(1).
Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 9 "Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (далее - постановление N 9) с 1 января 2021 г. утрачивает силу в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины". Разработчиком предлагается принять проектируемое Положение взамен отменяемого постановления N 9.
Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
1. Согласно пункту 2 Положения государственный контроль будет осуществляться Роспатентом. Пунктом 4 Положения предлагается установить следующий предмет контроля:
- оценка соблюдения государственными заказчиками и исполнителями обязательных требований в сфере создания результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД);
-оценка обеспечения в отношении РИД правовой охраны;
- оценка распоряжения правами Российской Федерации на результаты РИД;
- оценка организации использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации;
- оценка обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.
Следует отметить, что проектируемый подход к определению предмета контроля не позволяет однозначно определить, какие обязательные требования непосредственно будут контролироваться. В связи с чем представляется целесообразным внести соответствующие корректировки в Положение, четко определив предмет государственного контроля, в том числе в пунктах 4, 5, 7, 9, 13 и 14 Положения либо их исключить.
2. Согласно пункту 6 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
На основании изложенного Положение требует доработки в части исключения из его текста норм процедурного характера, касающихся в том числе организации и проведения контрольных мероприятий, а также исключения пункта 15 Положения, определяющего открытый перечень документов и материалов, подлежащих к рассмотрению в ходе проверки. Указанные вопросы в полной мере урегулированы положениями Закона N 294-ФЗ.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета изложенных в настоящем заключении замечаний может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 Методики исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.