Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.10.2020 г.)
Минэкономразвития России совместно с соисполнителями и участниками государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (далее - государственная программа, ГП 27) (Минпромторг России, Минобрнауки России, Минфин России, ФТС России, Росаккредитация), а также АО "Российский экспортный центр" подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (далее - проект постановления).
Проект постановления подготовлен в соответствии с пунктом 41 поручения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N ДГ-П13-5666, пунктом 7 поручения Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N ММ-П6-8975, данным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 и Методическими указаниями по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, по соответствующим формам (далее соответственно - приложения, формы, таблицы).
В части параметров финансового обеспечения реализации государственной программы:
В соответствии с расчетом предельных базовых ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Минфина России объем базовых бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в 2021-2023 годах составит:
на 2021 год - 76 195 716,8 тыс. рублей;
на 2022 год - 76 272 274,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 78 006 179,6 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований по Подпрограммам государственной программы составляют:
Подпрограмма 1 "Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества":
на 2021 год - 1 359 447,5 тыс. рублей;
на 2022 год - 912 634,3 тыс. рублей;
на 2023 год - 915 820,8 тыс. рублей.
Подпрограмма 2 "Развитие Евразийского экономического союза":
Бюджетные ассигнования на 2021-2023 годы федеральным бюджетом на мероприятия указанной подпрограммы не предусмотрены.
Подпрограмма 3 "Совершенствование национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности":
на 2021 год - 6 917 209,0 тыс. рублей;
на 2022 год - 6 467 917,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 6 203 786,9 тыс. рублей.
Подпрограмма 4 "Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности":
Бюджетные ассигнования на 2021-2023 годы федеральным бюджетом на мероприятия указанной подпрограммы не предусмотрены.
Подпрограмма 5 "Совершенствование таможенной деятельности":
на 2021 год - 67 919 060,3 тыс. рублей;
на 2022 год - 68 891 722,0 тыс. рублей;
на 2023 год - 70 886 571,9 тыс. рублей.
Таким образом, базовые бюджетные ассигнования по отношению к уровню установленному Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ), в 2021 году уменьшены на 10 596 627,8 тыс. рублей, в 2022 году - на 8 106 891,8 тыс. рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1 733 905,4 тыс. рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы по подпрограмме 6 "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" обусловлено:
уменьшением бюджетных ассигнований на строительство (реконструкцию) и содержание (эксплуатацию) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в 2021 году на 9 182 945,7 тыс. рублей, в 2022 году на 9 104 589,5 тыс. рублей, в 2023 году на 9 513 968,8 тыс. рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", согласно протоколу совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 14 июля 2020 г. N АБ-П13-117пр.
Кроме того, изменение расходов по государственной программе обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета (оптимизация на 10%) в 2021 году на 3 217 085,9 тыс. рублей, в 2022 году на 3 154 740,9 тыс. рублей, в 2023 году на 3 164 071,6 тыс. рублей.
Параметры ресурсного обеспечения реализации государственной программы на 2024 год рассчитаны с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
В части показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) приложения N 1:
Проект государственной программы предусматривает внесение отдельных изменений в состав и редакцию целевых показателей, а также в их прогнозные количественные оценки по следующим основаниям:
- необходимость синхронизации государственной программы с другими государственными документами, ставящими цели в сфере ВЭД, - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента);
- выявление методологических ограничений при расчете и использовании отдельных целевых показателей, что снижает их практическую ценность и делает необходимой их корректировку;
- распространение новой коронавирусной инфекцией 2019-nCoV и перераспределение бюджетных ассигнований в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Так, в ГП 27 внесены следующие изменения:
1. Внесены фактические значения всех показателей государственной программы (подпрограммы) по итогам 2019 года.
2. Из состава показателей государственной программы исключен показатель "Темпы роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, 2017 год - 100 процентов" в связи с интеграцией в государственную программу показателя "Темпы роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров в текущих ценах" 2020 год - 100 процентов".
3. Из состава показателей государственной программы исключен показатель "Рейтинг Всемирного банка Doing business по показателю "Международная торговля".
4. Полагаем, что с учетом специфики применяемой Всемирным банком для составления данного рейтинга методики позиция страны в нем не является оценкой эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, проводимых реформ и легкости осуществления внешнеэкономической деятельности. Например, с 2017 по 2018 год количество организаций-экспортеров выросло на 16,5%, темп прироста экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 16,6%, при этом фактическое место Российской Федерации в указанном рейтинге не изменилось. Кроме того, 20 государств-лидеров данного рейтинга являются членами Европейского союза и осуществляют взаимную торговлю без таможенного оформления. При этом, средние время и стоимость прохождения административных процедур при экспорте значительно зависят от способа совершения экспорта, учитываемого в рейтинге. Так, для 20 лидирующих государств (без учета Европейского союза), осуществляющих таможенное оформление и экспорт через сухопутную границу и 20 лидирующих государств (без учета Европейского союза), осуществляющих таможенное оформление и экспорт через морской порт, средние показатели составляют:
Экспорт через сухопутную границу |
Экспорт через морской порт |
||
Среднее время, часы |
Средняя стоимость, доллары США |
Среднее время, часы |
Средняя стоимость, доллары США |
7,4 |
112,2 |
25,2 |
283,5 |
Необъективность применяемой Всемирным банком методики подтверждается в том числе приостановкой публикаций обзоров Doing business.*(1)
В данной связи представляется целесообразным включить в государственную программу новый показатель "Время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте"*(2). По указанному показателю установлены значения на 2021 год и плановый период до 2024 года. Методика расчета данного показателя (индикатора) включена в таблицу 9а неутверждаемой части государственной программы.
5. В соответствии с Указом Президента, необходимо определить на период до 2030 года реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Таким образом, скорректированы плановые значения показателя "Объем экспорта оказываемых услуг" на 2021-2024 годы.
6. Показатель подпрограммы 1 "Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества" "Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте товаров, в ценах 2011 года" предлагается изложить в следующей редакции: "Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте товаров, в текущих ценах".
7. Показатель подпрограммы 2 "Развитие Евразийского экономического союза" "Темпы роста торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза несырьевыми товарами и услугами, 2011 год - 100 процентов" предлагается изложить в следующей редакции: "Темпы роста торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза несырьевыми неэнергетическими товарами, 2016 год - 100 процентов".
8. Показатель подпрограммы 3 "Совершенствование национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" "Доля работников Минэкономразвития России, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации по профилям, связанным с обеспечением внешнеэкономической деятельности" предлагается изложить в следующей редакции: "Доля работников Минэкономразвития России, проходящих (прошедших) подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профилям, связанным с обеспечением внешнеэкономической деятельности".
9. В подпрограмме 3 включены новые показатели "Объем экспортной выручки от реализации услуг категорий "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха", "Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги" и "Плата за пользование интеллектуальной собственностью" за счет предоставления субсидий организациям кинематографии и IT-компаниям на компенсацию затрат на продвижение на внешние рынки и языковой адаптации продукции российского производства (кино, анимация, IT-продукция)", "Объем экспортной выручки от реализации услуг категории "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха" за счет государственной поддержки организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы), связанные с осуществлением производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории Российской Федерации", "Количество программ поддержки экспорта, в которых АО "Российский экспортный центр" выполняет функции агента Правительства Российской Федерации", "Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализованы разработанные АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" стандартизированные образовательные программы, по отношению к 2020 году", "Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализована разработанная АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" комплексная образовательная программа для региональных управленческих команд в целях реализации мероприятий Регионального экспортного стандарта 2.0", в частности ответственными исполнителями определены Ильичев В.Е. и Галкин С.С. По указанным показателям установлены значения на 2021 год и плановый период до 2024 года. Методика расчета данных показателей (индикаторов) включена в таблицу 9а неутверждаемой части государственной программы.
10. Показатель подпрограммы 3 "Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования" предлагается изложить в следующей редакции: "Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования" и скорректировать значения указанного показателя на 2021-2024 годы, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 15 июня 2020 г. N МН-16/299-АО.
Изменение значений показателя (индикатора) осуществляется в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N ТГ-П24-6131 и связано с ожидаемым снижением численности иностранных граждан, которые планировали в текущем году поступить в российские университеты и научные организации для получения высшего образования любого уровня, из-за введенных ограничений на передвижение между странами.
11. Показатели подпрограммы 6 "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" исключены в связи с переносом мероприятий в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В части паспорта государственной программы:
1. Цель государственной программы изложена в редакции "Реализация национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года"; "Достижение в 2024 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 70,1 млрд. долларов США". Данное изменение вносится в соответствии с Указом Президента.
2. Исключено Министерство транспорта Российской Федерации из соисполнителей государственной программы в связи с переносом мероприятий в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В части паспортов подпрограмм государственной программы:
1. В наименовании подпрограммы 2 "Формирование Евразийского экономического союза" слово "формирование" предлагается заменить словом "развитие".
2. В наименовании подпрограммы 3 "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" слово "создание" предлагается заменить словом "совершенствование".
3. Исключены задачи подпрограммы 3 "Формирование системы институтов продвижения экспорта и внешнеэкономических интересов Российской Федерации"; "Наращивание потенциала в сфере поддержки развития внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации";
"Повышение качества планирования, координации и мониторинга в сфере внешнеэкономической деятельности".
4. Включены в подпрограмму 3 ожидаемые результаты "Обеспечение объема экспортной выручки от реализации услуг категории "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха" за счет государственной поддержки организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы), связанные с осуществлением производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории Российской Федерации в период с 2021 по 2024 гг. не менее 1,2 млрд руб., при условии ежегодного финансирования", "Обеспечение объема экспортной выручки от реализации услуг категорий "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха", "Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги" и "Плата за пользование интеллектуальной собственностью" за счет предоставления субсидий организациям кинематографии и IT-компаниям на компенсацию затрат на продвижение на внешние рынки и языковой адаптации продукции российского производства (кино, анимация, IT-продукция) в период с 2021 по 2024 гг. не менее 6,2 млрд руб., при условии ежегодного финансирования", "АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" разработаны и реализованы образовательные программы для региональных управленческих команд в целях реализации мероприятий Регионального экспортного стандарта 2.0", "Центрами поддержки экспорта реализованы разработанные АНО ДПО "Школа экспорта" стандартизированные образовательные программы для обучения базовым компетенциям в сфере внешнеэкономической деятельности экспортно ориентированных субъектов предпринимательства", "Выполнение АО "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по договорам о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации, заключенным АО "Российский экспортный центр" с федеральными органами исполнительной власти в целях достижения установленных показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
5. Исключена из паспорта подпрограмма 6 "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" в связи с переносом мероприятий в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
6. В текстовой части раздел I "Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации" и раздел II "Цели, задачи и мероприятия, реализуемые на приоритетных территориях по опережающему развитию" изложен в новой редакции.
В части приложений к государственной программе (формы, таблицы)
7. В приложении N 2 государственной программы по основному мероприятию "Федеральный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" графа "Связь с показателями государственной программы (подпрограммы)" дополнена показателями "Объем экспортной выручки от реализации услуг категорий "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха", "Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги" и "Плата за пользование интеллектуальной собственностью" за счет предоставления субсидий организациям кинематографии и IT-компаниям на компенсацию затрат на продвижение на внешние рынки и языковой адаптации продукции российского производства (кино, анимация, IT-продукция)", "Объем экспортной выручки от реализации услуг категории "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха" за счет государственной поддержки организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы), связанные с осуществлением производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории Российской Федерации", "Количество программ поддержки экспорта, в которых АО "Российский экспортный центр" выполняет функции агента Правительства Российской Федерации", "Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализованы разработанные АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" стандартизированные образовательные программы, по отношению к 2020 году", "Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализована разработанная АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" комплексная образовательная программа для региональных управленческих команд в целях реализации мероприятий Регионального экспортного стандарта 2.0".
8. В приложении N 2 государственной программы по основному мероприятию "Федеральный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" графы "Ожидаемый непосредственный результат" и "Основные направления реализации" дополнены новыми данными.
9. " в связи с дополнением указанными показателями подпрограммы 3 приложения N 1 госпрограммы.
10. Приложение N 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" приведено в соответствие с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
11. В приложении N 6 "План реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" на 2021-2023 годы" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Минэкономразвития России скорректированы даты контрольных событий:
12. Контрольное событие 1.11. "Обеспечено продвижение интересов Российской Федерации на основных переговорных позициях в рамках 12-й Министерской конференции ВТО (Республика Казахстан, г. Нур-Султан)" перенесено на "31 декабря IV квартал 2021 г.";
13. Контрольное событие 2.7. "Реализованы мероприятия, предусмотренные Стратегическими направлениями развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года, запланированные на 2020 год" перенесено на "30 июня II квартал 2021 г.";
14. В приложении N 6 контрольное событие 3.8. "Выполнены плановые показатели по выявлению и устранению барьеров и препятствий для доступа на внешние рынки для российских компаний в 2020 году" слова "в 2020 году" заменены словами "в 2021 году".
15. В приложении N 6 контрольное событие 3.9. "Выполнены плановые показатели по выявлению и устранению барьеров и препятствий для доступа на внешние рынки для российских компаний в 2020 году" слова "в 2020 году" заменены словами "в 2022 году".
16. В приложении N 6 контрольное событие 3.13. "Заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации", г. Москва в 2020 году" слова "Заключено соглашение" изложены в редакции "Заключено дополнительное соглашение к Соглашению".
17. В приложении N 6 контрольное событие 3.14. "Заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации", г. Москва в 2021 году" слова "Заключено соглашение" изложены в редакции "Заключено дополнительное соглашение к Соглашению".
18. Формы приложений N 7-14 "Сведения о показателях и о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, на приоритетных территориях" не представляются с проектом государственной программы, поскольку в рамках государственной программы приоритетные территории отсутствуют.
19. Формы таблицы 7 (неутверждаемой части) "Прогноз сводных показателей государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями по государственной программе Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период" не представляются с проектом государственной программы, поскольку в рамках государственной программы государственные услуги не оказываются.
20. Таблица 9а в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, входит в состав неутверждаемой части госпрограммы и утверждается приказом Минэкономразвития России после утверждения настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации.
21. Формы таблицы 25 "Сведения о затратах на закупку импортных товаров и услуг в рамках реализации государственной программы Российской Федерации" и таблицы 25.2 "Сведения о затратах на закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции в рамках реализации государственной программы Российской Федерации" не представляются с проектом постановления в связи с отсутствием в рамках реализации госпрограммы закупок импортных товаров и инновационной продукции.
22. Таблица 24 "Предложения ответственного исполнителя о ресурсном обеспечении и значениях индикаторов на реализацию государственной программы Российской Федерации из средств федерального бюджета" неутверждаемой части государственной программы к проекту постановления не представляется, поскольку до настоящего времени заявок от федеральных органов исполнительной власти и иных участников государственной программы не поступало.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой необходимости внесения изменений в другие нормативные акты.
Основным периодом реализации госпрограммы являются 2013-2024 годы.
-------------------------------------------
*(1) https://www.worldbank.org/en/news/statement/2020/08/27/doing-business---data-irregularities-statement
*(2) По результатам опросов экспортеров в соответствии с методикой, основанной на методологии исследования Doing business Всемирного банка по показателю "Международная торговля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.