Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, заключивших соглашения о повышении конкурентоспособности и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512"
(подготовлен Минсельхозом России 06.10.2020 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредитам по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования кредитов, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".
3. Установить, что договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, соглашения о повышении конкурентоспособности, а также кредитные договора (соглашения) заключенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке", действуют до выполнения получателями субсидий, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, заключившими соглашение о повышении конкурентоспособности, своих обязательств.
4. Установить, что российские кредитные организации и международные финансовые организации, прошедшие отбор в качестве уполномоченных банков в соответствии с требованиями установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке", сохраняют статус уполномоченных банков в рамках настоящего постановления.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" _________ 2020 г. N_____
Правила
предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредитам по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования кредитов, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредитам по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования кредитов, выданным, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, прошедшим отбор для заключения соглашений о повышении конкурентоспособности и заключившим такое соглашение в соответствии с порядком, по форме и на основании критериев, утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, по льготной ставке в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее соответственно - организации, заключившие соглашение, отбор, субсидии).
2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:
"договор страхования кредитов" - договор страхования, заключаемый уполномоченным банком и организацией, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в целях страхования краткосрочных кредитов и (или) инвестиционных кредитов и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути, предоставляемых уполномоченным банком получателю финансовых средств с учетом положений Договоренности по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и развития;
"инвестиционный кредит" - целевые денежные средства в российских рублях, долларах США или евро, а также в иных иностранных валютах, предоставляемые уполномоченным банком (уполномоченными банками) получателю финансовых средств на реализацию одного инвестиционного проекта в соответствии с финансовым соглашением на срок от 2 до 15 лет включительно на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), а также переработки продукции растениеводства и животноводства, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции (далее - лесные ресурсы), и продукции их переработки, переработки и консервирования рыбы, ракообразных и моллюсков в соответствии с перечнем направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
"иностранная организация" - юридическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации, в том числе иностранная кредитная организация;
"иные инструменты финансирования, аналогичные кредиту по экономической сути" - инструменты финансирования, предоставленные уполномоченным банком получателю финансовых средств в соответствии с финансовым соглашением, в следующих формах:
финансирование дебиторской задолженности, возникшей после поставки сельскохозяйственной продукции;
безотзывные аккредитивы, выставленные уполномоченными банками по поручению иностранных организаций для оплаты поставляемой сельскохозяйственной продукции и (или) иностранными организациям для финансирования оплаты поставляемой сельскохозяйственной продукции, дисконтируемые и (или) подтвержденные уполномоченными банками;
выкуп уполномоченными банками денежных требований к иностранным контрагентам (дебиторской задолженности) для финансирования оплаты поставленной сельскохозяйственной продукции (финансирование под уступку денежного требования, факторинг, форфейтинг и другие формы уступки);
"краткосрочный кредит" - целевые денежные средства в российских рублях, долларах США или евро, а также в иных иностранных валютах, предоставляемые уполномоченным банком (уполномоченными банками) одному получателю финансовых средств в соответствии с финансовым соглашением на срок до 1 года включительно на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), переработки продукции растениеводства и животноводства, лесных ресурсов, а также продукции их переработки, переработки и консервирования рыбы, ракообразных и моллюсков в соответствии с перечнем направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
"организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию" -
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, переработку и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков и (или) переработку лесных ресурсов, а также продукции их переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию согласно перечню продукции, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 2 статьи 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", прошедшие отбор и заключившие соглашение о повышении конкурентоспособности;
организации и индивидуальные предприниматели, реализующие инвестиционные проекты по производству и (или) первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и лесных ресурсов, а также продукции их переработки и ее реализации, направленные на развитие подотраслей растениеводства и животноводства, рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), переработки продукции растениеводства и животноводства, а также продукции ее переработки, переработки и консервирования рыбы, ракообразных и моллюсков в соответствии с перечнем направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, согласно перечням продукции, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 2 статьи 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", прошедшие отбор и заключившие соглашение о повышении конкурентоспособности.
У организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в настоящем абзаце, по истечении 3 лет с даты заключения договора о предоставлении льготного инвестиционного кредита, но не позднее даты окончания срока такого кредита, доля дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит не менее 70 процентов за календарный год;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, а также продукции ее переработки и (или) оказывающие услуги по перевалке и (или) хранению сельскохозяйственной продукции;
"получатель финансовых средств" - организация (в том числе иностранная организация), заключившая финансовое соглашение и (или) договор страхования кредитов с уполномоченным банком в рамках настоящих Правил;
"процентная ставка для получателя финансовых средств" - размер процентов за пользование денежными средствами в рамках краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита либо размер комиссии (вознаграждения) за дисконтирование или финансирование в отношении иного инструмента финансирования, аналогичному кредиту по экономической сути, установленные решением уполномоченного органа уполномоченного банка о предоставлении краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита либо иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути без учета субсидируемой ставки, указанной в пункте 16 настоящих Правил;
"реестр получателей финансовых средств" - перечень получателей финансовых средств по финансовым соглашениям и (или) договорам страхования кредитов, сформированный уполномоченным банком по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
"реестр потенциальных получателей финансовых средств" - перечень организаций, заключивших соглашение о повышении конкурентоспособности, подавших в уполномоченный банк заявку на заключение финансового соглашения и (или) договора страхования (далее - потенциальный получатель финансовых средств), сформированный уполномоченным банком по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
"соглашение о повышении конкурентоспособности" - соглашение, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от имени Российской Федерации, органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и организацией, заключившей соглашение, по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 настоящих Правил;
"страховая премия" - плата за страхование, выплачиваемая уполномоченным банком организации, осуществляющей деятельность по страхования экспортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", по договорам страхования краткосрочных кредитов и (или) инвестиционных кредитов и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути, предоставляемых уполномоченным банком получателю финансовых средств;
"уполномоченный банк" - российская кредитная организация, определенная в установленном порядке как системно значимая кредитная организация, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", а также российская кредитная организация, отобранная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, и международная финансовая организация, отобранная в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
"финансовое соглашение" - соглашение о предоставлении уполномоченным банком получателю финансовых средств краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути, в российских рублях, долларах США или евро, а также в иных иностранных валютах, заключенное в бумажной форме или с использованием электронной подписи.
3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
4. Отбор российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном им порядке с учетом требований настоящих Правил.
5. Отбор российской кредитной организации в качестве уполномоченного банка осуществляется в соответствии со следующими критериями:
а) кредитная организация имеет статус резидента Российской Федерации, регистрацию в качестве юридического лица на территории Российской Федерации, а также действующую лицензию на осуществление банковских операций;
б) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 20 млрд рублей;
в) срок деятельности организации с учетом реорганизаций составляет не менее 5 лет.
6. Отбор международной финансовой организации в качестве уполномоченного банка осуществляется в соответствии со следующими критериями:
а) создание международной финансовой организации на основе межгосударственного соглашения с участием Российской Федерации;
б) наличие опыта публичных размещений своих ценных бумаг на территории Российской Федерации;
в) наличие уровня достаточности капитала на последнюю отчетную дату не ниже 20 процентов;
г) согласие международной финансовой организации на раскрытие надзорной информации о финансовом положении;
д) международная финансовая организация не должна являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
7. Получатель финансовых средств должен удовлетворять следующим требованиям:
а) не находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации получателей финансовых средств - сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, в форме присоединения или преобразования при условии сохранения получателем финансовых средств статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию);
б) обладать статусом налогового резидента Российской Федерации;
в) быть зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
г) в отношении получателя финансовых средств не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
д) не иметь в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате заключения кредитного договора (соглашения), просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, превышающей 50 тысяч рублей;
е) являться сельскохозяйственным товаропроизводителем, организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию.
8. Организация, планирующая заключить соглашение о повышении конкурентоспособности самостоятельно выбирает уполномоченный банк для заключения финансового соглашения и (или) договора страхования. Уполномоченный банк рассматривает возможность заключения финансового соглашения и (или) договора страхования в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке.
9. Потенциальный получатель финансовых средств представляет в уполномоченный банк копию соглашения о повышении конкурентоспособности.
Для заключения дополнительного финансового соглашения и (или) договора страхования кредитов потенциальный получатель финансовых средств представляет в уполномоченный банк копию дополнительного соглашения о повышении конкурентоспособности.
Дополнительно получателем финансовых средств предоставляются документы, подтверждающие его соответствие требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил, а также иные документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка.
Документы, подтверждающие соответствие потенциального получателя финансовых средств требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил, должны быть датированы не позднее чем за 60 календарных дней до дня подачи заявки на заключение финансового соглашения и (или) договора страхования кредитов. Повторный запрос подтверждающих документов регламентируется требованиями уполномоченного банка.
Проверка соответствия потенциального получателя финансовых средств требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил, проводится уполномоченным банком.
В рамках настоящего постановления не допускается предоставление получателю финансовых средств краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита в случае если ранее получателю финансовых средств предоставлялся льготный краткосрочный кредит и (или) льготный инвестиционный кредит в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" на цели, аналогичные целям предоставления такого краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита.
10. Документы, подтверждающие долю дохода от реализации продукции в доходе от реализации товаров (работ, услуг), составляющую не менее 70 процентов за календарный год, представляются в уполномоченный банк:
а) сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящих Правил, - в день подачи заявки на получение краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита;
б) организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в абзаце двенадцатом пункта 2 настоящих Правил, - не позднее 3 лет с даты заключения кредитного договора (соглашения) на получение инвестиционного кредита на цели финансирования инвестиционного проекта, но не позднее даты окончания срока такого кредита.
11. Уполномоченный банк направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации реестр потенциальных получателей финансовых средств.
Ведение реестра получателей финансовых средств осуществляется уполномоченными банками.
Порядок включения получателя финансовых средств, содержащегося в реестре потенциальных получателей финансовых средств, в реестр получателей финансовых средств устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Получатель финансовых средств имеет право после 1 января 2021 г. заключить с иным уполномоченным банком кредитный договор (соглашение) на цели рефинансирования, ранее заключенного инвестиционного кредита при условии, что суммарный срок пользования инвестиционным кредитом и суммарный размер субсидии по нему не превышают сроков и размера субсидии по ранее заключенному инвестиционному кредиту.
Получатель финансовых средств может быть исключен уполномоченным банком из реестра получателей финансовых средств при несоблюдении им условий, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пункте 28 настоящих Правил, в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
12. Финансовое соглашение должно соответствовать следующим условиям:
а) значение процентной ставки для получателя финансовых средств по финансовым соглашениям, заключаемым в валюте Российской Федерации, не должно составлять менее 1 процента и более 5 процентов;
б) значение минимальной процентной ставки для получателя финансовых средств в финансовом соглашении установлено:
с плавающей процентной ставкой в евро, долларах США, швейцарских франках, английских фунтах и японских йенах - не ниже ставки ESTR (Euro short-term rate) в евро, не ниже ставки SOFR (Secured Overnight Financing Rate) в долларах США, не ниже ставки SARON (Swiss Average Rate Overnight) в швейцарских франках, не ниже ставки SONIA (Sterling Overnight Index Average) в английских фунтах, не ниже ставки TONAR (Tokyo Overnight Average Rate) в японских йенах. При отрицательном значении ставок ESTR, SOFR, SARON, SONIA, TONAR ставка принимается равной нулю;
с фиксированной процентной ставкой в иностранной валюте, по которой в соответствии с Договоренностями по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и развития Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития устанавливаются индикативные коммерческие процентные ставки (Commercial Interest Reference Rate):
для финансирования сроком до 1 года - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития в соответствующей валюте для экспортных кредитов со сроком погашения до 5 лет;
для финансирования сроком более 1 года - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития для экспортных кредитов на соответствующий срок.
13. Размер и условия предоставления субсидии по договорам страхования кредитов, устанавливаются договором, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и организацией, осуществляющей деятельность по страхованию таких кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
14. Проверку целевого использования финансового соглашения осуществляет уполномоченный банк на основании документов, представленных получателем финансовых средств согласно такому финансовому соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При предоставлении краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита для выплаты авансов в счет оплаты приобретаемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) срок поставки имущества (выполнения работ, оказания услуг) не должен превышать срок этого льготного кредита.
При предоставлении краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения получателем финансовых средств имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг), или авансовых платежей срок исполнения такого аккредитива не должен превышать срок кредита. В случае неисполнения аккредитива в течение срока краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита, уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку для возмещения им недополученных доходов по кредиту (части кредита).
15. Предоставленные уполномоченным банком получателю финансовых средств средства в соответствии с финансовым соглашением и (или) договором страхования кредитов не могут быть размещены на депозитах, а также в иных финансовых инструментах.
Допускается включение в кредитные договоры (соглашения) условия о конвертации средств краткосрочных кредитов и (или) инвестиционных кредитов в иностранную валюту для расчетов с поставщиками по внешнеторговым контрактам по безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения получателем финансовых средств имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг), или авансовых платежей.
16. Субсидии по краткосрочным кредитам и инвестиционным кредитам предоставляются уполномоченным банкам в размере 90 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (соглашения), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (соглашению), связанного с изменением размера платы за пользование краткосрочным кредитом и (или) инвестиционным кредитом, - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (соглашению).
В течение срока действия кредитного договора (соглашения) размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам, рассчитывается исходя из 90 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (соглашению).
В случае изменения размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ее новое значение для расчета размера субсидии применяется, начиная со дня, следующего за днем ее изменения.
Период субсидирования начинается со дня заключения кредитного договора (соглашения), в том числе по кредитам с применением расчетов по аккредитивам.
Период субсидирования действует по день окончания срока действия кредитного договора (соглашения) включительно.
При предоставлении краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам размер субсидии на период действия аккредитива не может быть больше суммы процентов, взимаемых уполномоченным банком по кредитному договору с получателя финансовых средств в период действия аккредитива (но не выше размеров субсидии, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта).
Субсидии по иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути предоставляются уполномоченным банкам в размере 3 процентов годовых.
17. Размер и условия предоставления субсидии по договорам страхования, устанавливаются договором, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и организацией, осуществляющей деятельность по страхованию таких кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
18. Сумма субсидии рассчитывается в рублях. В случае если финансовое соглашение заключено в иностранной валюте или страховая премия по договору страхования кредитов установлена в иностранной валюте, сумма субсидии рассчитывается в российских рублях исходя из курса российского рубля в отношении соответствующей иностранной валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату решения уполномоченного органа уполномоченного банка о заключении финансового соглашения.
19. Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого уполномоченным банком с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии), и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон.
Субсидии предоставляются уполномоченному банку, который на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, отвечает следующим требованиям:
у уполномоченного банка отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
у уполномоченного банка отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
уполномоченный банк не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
уполномоченный банк не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
уполномоченный банк не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
20. Соглашением о предоставлении субсидий предусматриваются:
а) сроки перечисления субсидии;
б) согласие уполномоченного банка на проведение Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения уполномоченным банком целей, порядка и условий предоставления субсидии, которые установлены настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии;
в) значения результата предоставления субсидий и показателей, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил;
г) ответственность уполномоченного банка за нарушение условий, определенных соглашением о предоставлении субсидий;
д) порядок и сроки возврата уполномоченным банком использованных средств субсидий в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидий, определенных в соглашении о предоставлении субсидий;
е) основания и порядок расторжения соглашения о предоставлении субсидий;
ж) перечень документов, представляемых уполномоченным банком для получения субсидии;
з) размер субсидий в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;
и) счет, на который перечисляются денежные средства в случае принятия решения о предоставлении субсидий;
к) порядок и сроки возврата уполномоченным банком соответствующих средств в случае недостижения значений результата предоставления субсидии и показателей, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
21. Соглашение о предоставлении субсидий заключается на срок действия доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, до полного исполнения обязательств, предусмотренных этим соглашением.
22. Заявка на получение субсидии представляется уполномоченным банком в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежемесячно, в течение 7 рабочих дней после окончания календарного месяца, и включает в себя следующие документы (по состоянию на 1-е число отчетного месяца):
заявление о предоставлении субсидии (в произвольной форме);
заверенный уполномоченным банком отчет о заключенных финансовых соглашениях и (или) договоров страхования кредитов, а также информация о потребности в субсидиях;
реестр финансовых соглашений и (или) договоров страхования кредитов, заключенных в предыдущем месяце между получателями финансовых средств и уполномоченным банком, а также реестр финансовых соглашений и (или) договоров страхования кредитов, по которым получателями финансовых средств были нарушены условия в части возврата заемных средств;
акт сверки расчетов между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченным банком по соглашению о предоставлении субсидий, подписанный уполномоченным банком;
копии отчетов о достижении получателями финансовых средств значений показателей соглашений о повышении конкурентоспособности;
иные документы, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.
Уполномоченный банк несет ответственность за достоверность представленной информации.
23. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
а) регистрирует документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил;
б) проверяет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, полноту и достоверность содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии;
в) уведомляет о принятом решении уполномоченный банк в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
24. Основанием для отказа в предоставлении субсидии может являться:
а) несоответствие представленных уполномоченным банком документов положениям пункта 22 настоящих Правил или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
б) недостоверность представленной уполномоченным банком информации.
25. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в срок, указанный в подпункте "в" пункта 23 настоящих Правил, направляет уполномоченному банку соответствующее уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные документы.
Повторное представление уполномоченным банком документов, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил, возможно не позднее 5 рабочих дней после возврата представленных документов.
26. Право на получение субсидии возникает у уполномоченного банка со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий.
27. Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством сельского хозяйства Российской Федерации решения по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, на корреспондентский счет уполномоченного банка, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
Последнее в финансовом году перечисление субсидии, а также окончательная сверка расчетов по субсидии осуществляются не позднее 15 декабря текущего года.
28. Уполномоченный банк вправе определить стоимость выдаваемого им краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути в соответствии со своими нормативными документами в случае:
а) нарушения получателем финансовых средств целей использования краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути;
б) несоответствия получателя финансовых средств требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (до момента представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих соответствие получателя финансовых средств требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил);
в) невыполнения получателем финансовых средств обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов в соответствии с графиком платежей по кредитному договору (соглашению) (за исключением случая (случаев) возникновения в течение последних 180 календарных дней просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам продолжительностью (общей продолжительностью) до 90 календарных дней включительно) до момента исполнения получателем финансовых средств своих просроченных обязательств по погашению основного долга, уплате начисленных процентов по кредитному договору (соглашению);
г) подписания получателем финансовых средств и уполномоченным банком соглашения о продлении срока пользования краткосрочным кредитом и (или) инвестиционным кредитом и (или) иным инструментами финансирования, аналогичными кредиту по экономической сути (пролонгации);
д) получения от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации уведомления о нарушении получателем финансовых средств условий и (или) недостижении значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности. Уполномоченный банк вправе определить стоимость выдаваемого им краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути в соответствии со своими внутренними документами с даты получения уведомления.
В случае подтверждения выполнения получателем финансовых средств условий и (или) достижения значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности с даты получения уведомления от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о соблюдении получателем финансовых средств условий и (или) достижении значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности уполномоченный банк устанавливает ставку по выданному краткосрочному кредиту и (или) инвестиционному кредиту и (или) иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути в размере не выше процентной ставки, действующей по кредитному договору (соглашению) на дату, предшествующую дате получения уведомления о нарушении получателем финансовых средств условий и (или) недостижении значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности;
е) получения уведомления от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о расторжении соглашения о повышении конкурентоспособности с получателем финансовых средств в порядке, утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. При этом уполномоченный банк вправе определить стоимость выдаваемого им краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути в соответствии со своими нормативными документами с даты получения уведомления.
29. В случае недостатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, процентная ставка по финансовому соглашению может быть увеличена уполномоченным банком:
в случае заключения финансового соглашения по краткосрочному кредиту и (или) инвестиционному кредиту - не более чем на 90 процентов размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день принятия уполномоченным банком решения о повышении процентной ставки по кредитному договору (соглашению), а в дальнейшем процентная ставка по указанным договорам (соглашениям) рассчитывается исходя из 90 процентов размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждый день начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (соглашению);
в случае заключения финансового соглашения по иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути - не более чем на 3 процента годовых, а в дальнейшем процентная ставка по указанным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути рассчитывается исходя из 3 процентов годовых;
30. Документооборот между уполномоченным банком и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется в том числе в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
31. Результатом предоставления субсидии является наращивание объемов производства продукции агропромышленного комплекса посредством заключения уполномоченными банками финансовых соглашений и (или) договоров страхования кредитов.
Показателем, необходимым для достижения указанного результата предоставления субсидии, являются объем средств по финансовым соглашениям и (или) договорам страхования кредитов, выданных получателям финансовых средств, заключившим соглашение о повышении конкурентоспособности, из расчета на рубль предоставленного размера субсидий.
Уполномоченный банк не позднее 10-го рабочего дня года, следующего за отчетным годом, представляет отчет о достижении результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения указанного результата предоставления субсидии, предусмотренных указанным пунктом настоящих Правил, по форме, установленной соглашением о предоставлении субсидии.
32. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования получателем финансовых средств краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита (в том числе с применением расчетов по аккредитивам) и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути, а также несоблюдения получателем финансовых средств требования пункта 15 настоящих Правил уполномоченный банк в течение 3 рабочих дней информирует Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о факте нарушения с указанием размера средств краткосрочных кредитов и (или) инвестиционных кредитов и (или) иных инструментов финансирования аналогичных кредиту по экономической сути, использованных не по целевому назначению, и периода их нецелевого использования.
В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования получателем финансовых средств краткосрочного кредита и (или) инвестиционного кредита и (или) иных инструментов финансирования, аналогичных кредиту по экономической сути уполномоченный банк осуществляет возврат средств в размере, соответствующем размеру субсидии, использованному не по целевому назначению.
В случае установления факта нарушения получателем финансовых средств условий и (или) недостижения значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности в период его реализации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в течение 3 рабочих дней направляет уведомление об этом в уполномоченный банк.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации приостанавливает выплату субсидии уполномоченному банку с даты установления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации факта нарушения получателем финансовых средств условий и (или) недостижения значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности в период его реализации. В случае подтверждения выполнения получателем финансовых средств условий и (или) достижения значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с даты получения документов, подтверждающих выполнение условий и (или) достижение значений показателей соглашения о повышении конкурентоспособности, уведомляет об этом уполномоченный банк и возобновляет выплаты субсидии уполномоченному банку.
В случае расторжения соглашения о повышении конкурентоспособности с получателем финансовых средств Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в течение 3 рабочих дней информирует уполномоченный банк о расторжении. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации прекращает выплату субсидии уполномоченному банку с даты расторжения соглашения о повышении конкурентоспособности с получателем финансовых средств.
В случае изменения размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ее новое значение для расчета размера процентов по кредитному договору (соглашению) применяется начиная со дня, следующего за днем ее изменения.
33. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и (или) орган государственного финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения уполномоченным банком целей, порядка и условий предоставления субсидий в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
34. В случае установления по итогам обязательной проверки, проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и (или) органами государственного финансового контроля, факта нарушения уполномоченным банком целей, порядка и условий предоставления субсидии, а также недостижения результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения указанного результата предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета:
на основании требования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в течение 30 календарных дней со дня получения уполномоченным банком соответствующего требования;
на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом уполномоченный банк обязан уплатить пеню, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начала начисления пени, от суммы субсидии, использованной с нарушением целей или условий ее получения.
35. Контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.