Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минтрудом России 08.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение пункта 1 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р и поручения Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-9376 от 27 декабря 2018 г.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение дополнения в часть 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП) в целях усиления ответственности работодателей за неисполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Предлагается уточнить состав административного правонарушения, дополнив его юридическую конструкцию уточнением о необходимости обязательного трудоустройства работодателем инвалидов на созданные или выделенные им в рамках установленной квоты рабочие места. В случае невыполнения такой обязанности для работодателей будет наступать административная ответственность в соответствии с предлагаемой редакцией части 1 статьи 5.42 КОАП.
Кроме того, предлагается дополнительно установить ответственность не только для должностных лиц, но и для юридических лиц за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в рамках установленной квоты в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В качестве обоснования необходимости внесения предлагаемых дополнений можно отметить, что согласно ежегодным письмам Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Минтруд России, например письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 74/1-07-2019 органами прокуратуры регулярно выявляются следующие распространенные нарушения работодателями трудовых прав граждан с инвалидностью - непринятие локальных актов о выделении рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов, непредставление сведений в органы занятости о наличии вакантных рабочих мест, на которые возможно трудоустройство инвалидов, фактические отказы в трудоустройстве инвалидов на выделенные или созданные рабочие места.
Указанные дополнения предлагается внести также с учетом поступающих предложений уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые были подготовлены на основе анализа правоприменительной практики по вопросу трудоустройства инвалидов в рамках установленной квоты, а также реализации в субъектах Российской Федерации контрольно-надзорной деятельности по вопросу соблюдения трудовых прав инвалидов в части трудоустройства в рамках устанавливаемой для работодателей квоты для приема на работу инвалидов.
Так в части установления квоты для трудоустройства инвалидов, можно отметить, что в 2019 году квота было установлена для 445,9 тыс. рабочих мест. При этом работодателями на указанные рабочие места на конец 2019 года были трудоустроены только 311,9 тыс. инвалидов (70 %).
Субъектами Российской Федерации в ходе проведения плановых проверок в 2019 году также выявлялись факты нарушений законодательства Российской Федерации по вопросам трудоустройства инвалидов. Так Тверской областью отмечается, что наиболее частыми и системными нарушениями являются "формальное" исполнение закона, например посредством предоставления заявления в органы службы занятости заведомо неподходящих вакансий для инвалидов. В Воронежской области в 2019 году выявлялись случаи подачи в органы занятости недостоверной информации о наличии вакантных рабочих мест, на которые возможно трудоустройство инвалидов. В Нижегородской области в 2019 году неоднократно выявлялись невыполнения работодателями установленных квот для приема на работу инвалидов.
Таким образом, предлагаемые изменения и дополнения в состав административных правонарушений будут обеспечивать эффективность налагаемых штрафных санкций с целью недопущения и профилактики возможных дальнейших правонарушений трудовых прав граждан с инвалидностью, оставаясь при этом в экономически обоснованных рамках, и подготовлены в целях мотивирования работодателя к исполнению квоты на прием на работу инвалидов.
Объектом защиты настоящего Федерального закона являются трудовые права граждан с инвалидностью.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.