Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 09.10.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен Минтрансом России во исполнение пунктов 2, 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 10.07.2020 N ММ-П16-24пр, а также в соответствии с пунктом 1.3 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 01.09.2020 N МХ-П16-159пр.
Проект постановления предусматривает возможность привлечения средств Фонда национального благосостояния для реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-12 "Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань" (далее - М-12).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Формирование международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" (далее - МТМ ЕЗК) является совместным проектом Российской Федерации, Республики Казахстан и Китайской Народной Республики, реализация которого предусмотрена рядом международных соглашений между странами-участницами. Проект предполагает строительство новой скоростной автомобильной дороги 1 технической категории, общей протяженностью около 794 км в составе МТМ ЕЗК - М-12. За с
Трасса М-12 станет основным скоростным транспортным маршрутом, "собирающим" грузовые потоки от Уральского и Приволжского федеральных округов по направлению к Москве.
Государственная компания "Автодор" станет единым заказчиком проектирования, строительства, эксплуатации и сбора платы за пользование автомобильной дороги М-12. Для запуска проекта на конкурсной основе будут заключены договоры на проектирование и строительство, соблюдая баланс интересов строительного и финансового рынков.
Потребность в финансировании М-12 в 2020 - 2024 гг. составляет 623,1 млрд. рублей, включая 379,4 млрд. рублей за счет средств субсидий из федерального бюджета и 243,7 млрд. рублей за счет внебюджетных источников финансирования.
Государственная компания "Автодор" рассматривает возможность привлечения внебюджетного финансирования в объеме 243,7 млрд. рублей путем выпуска облигаций на Государственную компанию "Автодор", из которых 150 млрд. рублей выкупаются за счет средств Фонда национального благосостояния России (далее - ФНБ) (ставка - ИПЦ +1 % со сроком погашения в течение 15 лет с даты ввода в эксплуатацию (отсрочка по купону 7 лет). Оставшиеся 93,6 млрд. рублей - рыночные облигации (ставка - до 8 %) со сроком погашения до 20 лет, при условии предоставления гарантий Министерства финансов Российской Федерации.
Указанная схема с привлечением средств ФНБ и гарантий Минфина России по облигациям позволяет:
1) снизить стоимость привлечения финансирования в сравнении с условиями, предлагаемыми банками, с 9% до 6% (экономия - 4 млрд. рублей в год, 100 млрд. рублей на жизненном цикле проекта);
2) обеспечить прозрачность и полную управляемость процессом проектирования и строительства;
3) практически исключает для банковского сектора строительные/проектные риски, поскольку облигации обеспечены всем имуществом Государственной компании "Автодор", а также гарантией Минфина России, что делает предлагаемый финансовый инструмент одним из наиболее интересных и безрисковых на финансовом рынке для доходности на уровне 6-7%;
4) реализовать строительство М-12 в рамках паспорта федерального проекта МТМ ЕЗК без увеличения предусмотренных бюджетных ассигнований;
5) не возмещать НДС из федерального бюджета на расходы, понесенные в рамках строительно-монтажных работ в отличие от модели с Концессионными соглашениями (непосредственные выплаты из бюджета по возмещению НДС замещаются мерами косвенной поддержки (гарантия Минфина России по облигациям Государственной компании "Автодор");
6) обеспечить ускоренный ввод в эксплуатацию М-12 в установленные сроки (традиционная модель реализации через Концессионные соглашения и ДИС требует более года на конкурсные процедуры);
7) снизить долговую нагрузку на подрядные организации, создав условия для мобилизации финансовых ресурсов на выполнение строительно-монтажных работ.
Параметры М-12 соответствуют основным требованиям выделения средств ФНБ:
- доля средств ФНБ не превышает 25% совокупного объема финансирования по М-12;
- долгосрочный рейтинг эмитента (Государственная компания "Автодор") в иностранной валюте "ВВB" прогноз "Стабильный";
- вложения средств инициатора (Государственная компания "Автодор") составляют более 15% от общей стоимости проекта.
Реализация указанного подхода предлагается путем принятия в установленном порядке проекта постановления.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления приведет к достижению целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, в части реализации федерального проекта "Европа - Западный Китай" в рамках развития транспортных коридоров за счет строительства к 2024 году российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай" 2019 - 2024 годы.
6. Оценка регулирующего воздействия проекта акта
Проект постановления не нуждается в проведении оценки регулирующего воздействия в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318.
7. Финансово-экономическое обоснование
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
8. Соответствие проекта постановления положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект постановления согласован ______.
10. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.