Доработанный текст проекта Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"
(подготовлен Минстроем России от 17.09.2020)
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооруженийN (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
2. Утверждаемый в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа порядок вступает в силу с 1 января 2021 года.
3. Признать не подлежащим применению с даты вступления в силу настоящего приказа приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 149/пр "Об Экспертном совете по рассмотрению специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
4. Положения, утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа порядка, в соответствии с которыми предусмотрена возможность подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получение результатов и информации о ходе рассмотрения заявления по средствам Единого портала государственных услуг, вступают в силу после появления технической возможности согласования специальных технических условий с помощью Единого портала государственных услуг.
Министр |
В.В. Якушев |
Приложение
Порядок
разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ) в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 N 1 ст.5; 2013 N 27 N 3477) (далее - Технический регламент).
2. СТУ разрабатываются в случаях, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены.
В целях настоящего Порядка технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными в случае наличия соответствующей характеристики объекта капитального строительства в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта, условий в которых будет осуществляться эксплуатация здания, сооружения (в том числе связанных с запретом эксплуатации) в технических регламентах в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанных технических регламентов, вне зависимости от значения такой характеристики.
II. Разработка специальных технических условий и требования к их содержанию
3. Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения (далее - заинтересованное лицо) проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией (далее - разработчик).
4. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства должны разрабатываться как единый документ вне зависимости от количества новых требований в области безопасности и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности, содержащихся в их составе. Допускается разработка СТУ применительно к объекту производственного назначения, на котором могут быть реализованы несколько отдельных конкретных объектов капитального строительства.
В случае необходимости дополнения новых требований и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, для строительства, реконструкции которого ранее были согласованы СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.
5. В техническом задании должны быть приведены обоснование необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства 2020, N 31 (часть I), ст. 5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также другие требования в области безопасности, необходимые для разработки СТУ.
6. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, излагаемое в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности, необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, обоснование невозможности (недостаточности) применения национальных стандартов и сводов правил, иных документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, для устранения указанного риска, а также возможность и достаточность применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;
б) перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил;
в) данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства (адрес объекта капитального строительства, кадастровый номер земельного участка);
г) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);
д) описание объекта капитального строительства в целом, его идентифицирующих признаков и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.
7. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.
В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
8. Структура раздела (подраздела) СТУ определяется на стадии составления технического задания на их разработку и должна соответствовать структуре сводов правил в соответствующей сфере деятельности. Дополнительные требования каждого раздела (подраздела) СТУ должны быть отнесены к соответствующему нормативному документу или его разделу.
9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752; 2018, N 49 (часть I), ст.7521).
10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.
11. Обозначения и единицы величин, используемые в СТУ, должны соответствовать обозначениям и единицам, принятым в национальных стандартах и сводах правил.
12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.
III. Порядок согласования специальных технических условий
13. Подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II настоящего Порядка СТУ подлежат согласованию с государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, обладающим необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве и определяемым приказом Министерства (далее - подведомственное учреждение).
14. Подготовленные СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства, являющийся объектом использования атомной энергии, подлежат согласованию Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация).
15. Для согласования СТУ заявитель направляет в подведомственное учреждение (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) следующие документы и материалы (далее - документация):
а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты);
б) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени заинтересованного лица (в случае, если заявитель не является заинтересованным лицом);
в) СТУ, заверенный подписью разработчика;
г) пояснительную записку к СТУ, заверенную подписью разработчика, содержащую информацию о необходимости разработки СТУ, принятых технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта капитального строительства.
д) техническое задание на разработку СТУ;
е) в случае согласования изменений в ранее согласованном СТУ копию ранее согласованного СТУ.
16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579; 2018, N 53 (часть I), ст. 8464) и технических требований, предусмотренных Федеральным законом N384-ФЗ, в дополнение к документации, указанной в пункте 15 настоящего Порядка, заинтересованное лицо направляет в подведомственное учреждение (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
17. Документы, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящего Порядка, представляются заявителем в подведомственное учреждение (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) в электронной форме с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Документы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755).
При наличии в документах, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящего Порядка, сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
18. В случае, если документация направлена с нарушением требований, установленных в пунктах 15 - 17 настоящего Порядка, подведомственное учреждение (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) направляет Заявителю уведомление об оставлении заявления без рассмотрения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, на адрес электронной почты заявителя или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом а пункта 15 настоящего Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в подведомственное учреждение (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).
В целях получения от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений разъяснений о предусмотренных в СТУ требованиях, подведомственное учреждение (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) имеет право направить межведомственный запрос.
20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 настоящего Порядка, по решению руководителя подведомственного учреждения или его заместителя (или уполномоченного должностного лица Корпорации в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ подведомственным учреждением создается постоянно действующий нормативно-технический совет.
Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав и порядок деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.
22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ подведомственным учреждением принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или уполномоченным должностным лицом Корпорации в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, на основании рекомендаций консультативного органа, предусмотренного пунктом 21 настоящего Порядка).
23. В согласовании СТУ может быть отказано в случае:
а) отсутствия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) отсутствия оснований для разработки СТУ;
в) отсутствия (недостаточности) обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства.
г) несоответствия СТУ согласованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и СТУ представленных на согласование в подведомственное учреждение (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) в случаях, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка.
24. О принятом решении о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ заинтересованному лицу направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, на адрес электронной почты заявителя или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом а пункта 15 настоящего Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
25. Заинтересованное лицо может повторно направить на согласование доработанный по замечаниям подведомственного учреждения (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) СТУ с приложением документации, указанной в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка.
26. Подведомственное учреждение (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) ведет реестр согласованных СТУ.
Реестр согласованных СТУ размещается на официальном сайте подведомственного учреждения в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
27. Ранее согласованные СТУ признаются не действующими со дня принятия подведомственным учреждением (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) решения о согласовании СТУ в измененной редакции.
28. Заинтересованное лицо вправе в любой момент рассмотрения подведомственным учреждением (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) документации отозвать ее путем направления соответствующего обращения.
В этом случае рассмотрение документации прекращается, о чем заинтересованное лицо информируется подведомственным учреждением (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка) в порядке, установленном пунктом 24 настоящего Порядка.
IV. Порядок работы нормативно-технического совета
29. Нормативно-технический совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются сотрудники органов государственной власти, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.
Нормативно-технический совет состоит не менее, чем из 7 членов. Состав членов нормативно-технического совета утверждается директором подведомственного учреждения по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство). Он подлежит корректировке по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
30. Нормативно-технический совет состоит из Председателя, заместителей председателя, секретаря и иных членов нормативно-технического совета.
31. Члены нормативно-технического совета принимают участие в его деятельности на безвозмездной основе.
32. Не допускается участие в рассмотрении специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подготовка предложений по принятию решений об их согласовании или обоснований отказов в принятии таких решений члена нормативно-технического совета в случае наличия у него конфликта интересов (ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) члена нормативно-технического совета влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им его обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена нормативно-технического совета и задачами нормативно-технического совета) и (или) иных обстоятельств, препятствующих его объективности.
33. Организационно-техническое обеспечение деятельности нормативно-технического совета осуществляет подведомственное учреждение.
34. Член нормативно-технического совета может быть досрочно исключен из состава нормативно-технического совета по собственному заявлению или решению подведомственного учреждения, в случае, если его деятельность в качестве члена нормативно-технического совета не соответствует требуемому профессиональному уровню и (или) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
35. По решению председателя нормативно-технического совета при необходимости к рассмотрению документов, представленных для согласования СТУ, могут привлекаться технические специалисты в области проектирования и строительства.
36. Время и место проведения заседания нормативно-технического совета устанавливается его председателем (заместителем председателя) с учетом необходимости соблюдения сроков, предусмотренных пунктами 19 и 20 настоящего Порядка.
37. Информация о дате и месте проведения заседания нормативно-технического совета, а также повестка заседания нормативно-технического совета доводятся до сведения членов нормативно-технического совета и приглашенных экспертов ответственным секретарем нормативно-технического совета не позднее 5 рабочих дней до даты проведения заседания.
38. Заинтересованное лицо вправе присутствовать на заседании нормативно-технического совета, на котором рассматривается подготовленное им СТУ. Информация о дате и месте проведения заседания нормативно-технического совета доводятся до его сведения ответственным секретарем нормативно-технического совета не позднее 10 рабочих дней до даты проведения заседания.
39. Не позднее трех рабочих дней до даты проведения заседания членам научно-технического совета и приглашенным экспертам по электронной почте направляются материалы по вопросам, включенным в повестку заседания научно-технического совета.
40. Информация, содержащаяся в представляемых к заседанию нормативно-технического совета материалах, не подлежит разглашению третьим лицам до вынесения нормативно-технического советом решения по существу рассматриваемых вопросов.
41. Задачами нормативно-технического совета являются:
а) оценка обоснованности и необходимости разработки СТУ, а также достаточности СТУ для соблюдения уровня надежности и безопасности, предусмотренного требованиями Технического регламента
б) разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства.
42. Нормативно-технический совет обязан:
а) обеспечить всестороннее квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений;
б) обосновывать свое мнение при подготовке решения по рассматриваемым вопросам.
43. По результатам рассмотрения СТУ нормативно-технический принимает решение о возможности согласования СТУ или невозможности согласования. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее 7 членов нормативно-технического совета. В случае присутствия менее 7 членов нормативно-технического совета заседание совета не проводится.
Решение научно-технического совета принимаются открытым голосование и считаются принятыми, если за них проголосовали более половины присутствующих на заседании членов нормативно-технического совета. Член совета не может воздержаться от голосования. При равенстве голосов членов нормативно-технического совета голос председательствующего на заседании является решающим.
Решение нормативно-технического совета в течение двух рабочих дней со дня его принятия оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем или лицом, председательствовавшим на заседании Нормативно-технического совета, а также присутствовавшими на заседании членами Нормативно-технического совета.
Члены нормативно-технического совета, которые не согласны с принятым решением, могут изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.
44. Научно-технический совет на основе согласованных СТУ может формировать рекомендации о внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
45. Подведомственное учреждение рассматривает рекомендации, указанные в пункте 44 настоящего Порядка, в течение 30 рабочих дней. О результатах рассмотрения подведомственное учреждение информирует научно-технический совет и Министерство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.