Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 (1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 10 по 23 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта:02/04/09-20/00108194).
Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Проект акта разработан во исполнение пункта 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36.
Проектом акта предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, дополнив его новым разделом XII.1 "Обязательные требования в сфере труда" (далее соответственно - ТК РФ, проектируемый раздел).
Согласно информации, представленной в сводном отчете, проект акта подготовлен в целях систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений.
Стоит отметить, что информация о рассмотрении проекта акта рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере трудовых отношений при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы и о результате такого рассмотрения разработчиком не представлена.
I. Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
1. Положения статьи 351.6 проектируемого раздела, содержащие определение понятия обязательных требований в сфере труда, фактически дублируют положения части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закона N 247-ФЗ), вследствие чего являются избыточными.
Следует также отметить, что абзац первый статьи 351.8 проектируемого раздела дублирует положения статьи 351.6 того же раздела.
2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется актами, предусмотренными статьей 5 ТК РФ. Правовое регулирование установления обязательных требований в полном объеме отражено в статье 2 Закона N 247-ФЗ.
В этой связи считаем целесообразным дополнительно обосновать необходимость установления в статье 351.7 проектируемого раздела перечня видов актов, устанавливающих, изменяющих и отменяющих обязательные требования в сфере труда.
3. Согласно статье 351.9 проектируемого раздела обязательные требования в сфере труда, установленные правовыми актами и иными документами СССР и РСФСР, применяются постольку, поскольку не противоречат трудовому законодательству Российской Федерации.
Вместе с этим обращаем внимание, что статья 15 Закона N 247-ФЗ содержит положения об обеспечении реализации положений указанного закона, которыми предусмотрено следующее.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно частям 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли указанные акты с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, при этом несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ не применяются.
Учитывая изложенное, статья 351.9 проектируемого раздела подлежит исключению.
4. Главой 55.2 проектируемого раздела предлагается определить перечень обязательных требований в сфере труда, который представляет собой обобщенные существующие обязательные требования, определенные в ТК РФ, и не содержит принципиально новых норм регулирования, не имеет собственного предмета регулирования и фактической нормативной нагрузки.
5. Проектируемое в рамках "регуляторной гильотины" законодательство, в том числе вносимые изменения в ТК РФ, должно быть основано на результатах анализа проблем в установленных сферах регулирования на этапе формирования целевой структуры нормативного регулирования сферы общественных отношений с учетом позиции рабочей группы.
II. Одновременно обращаем внимание, что в нарушение пункта 15(1) Правил в сводном отчете разработчиком не представлена информация в части описания проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования (разделы 1.4, 3 сводного отчета), в части количественной оценки участников правоотношений (раздел 6 сводного отчета), анализа рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий (раздел 7 сводного отчета). При подготовке сводного отчета необходимо руководствоваться Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, указанной разработчиком в сводном отчете, не представляется возможным сделать вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности статс-секретарям - заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти в срок до 1 октября 2020 г. было поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения об исключении из плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год законопроектов, разработка которых нецелесообразна, а также законопроектов, работу над которыми планируется продолжить с последующим включением их в план на 2021 год (протокол от 21 сентября 2020 г. N 31).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.