Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" в части установления основ правового регулирования обязательных требований" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 сентября по 29 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/09-20/00108156).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Согласно позиции разработчика, проектом акта систематизируются обязательные требования в области персональных данных.
Следует особо отметить, что предпоследним абзацем проектируемой редакции статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) вводится ограничение, предусматривающее, что обязательные требования в области персональных данных не могут содержаться в иных федеральных законах, за исключением случаев, установленных Законом N 152-ФЗ. Последний абзац проектируемой редакции статьи 4.1 Закона N 152-ФЗ уточняет, что в случае установления обязательных требований в области персональных данных в иных федеральных законах, такие обязательные требования действуют в части, не противоречащей обязательным требованиям, установленным в Законе N 152-ФЗ.
Тем самым проектом акта ограничивается круг нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в области персональных данных.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона об обязательных требованиях в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Также следует отметить, что пунктом 1 статьи 4 Закона N 152-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области персональных данных состоит, в том числе из федеральных законов, определяющих случаи и особенности обработки персональных данных.
Таким образом, ограничение круга и предмета федеральных законов, которыми могут быть установлены обязательные требования в области персональных данных, может потребовать дополнительного анализа и внесения изменений в отраслевое регулирование*(1) и дополнительного времени на приведение действующего законодательства в соответствие с проектом акта.
По результатам оценки регулирующего воздействия не может быть сделан вывод о том, что в проекте акта отсутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание разработчика на следующее.
В соответствии с пунктом 3.2 сводного отчета отмечено отсутствие негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием перечня обязательных требований в области персональных данных.
При этом в качестве проблемы, обозначенной разработчиком в пункте 3.1 сводного отчета, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, отмечено установление возможности систематизации обязательных требований в целях обеспечения правовой определенности и системности правового регулирования.
Однако, используемые разработчиком в проекте акта формулировки не позволяют систематизировать такие нормы в полной мере, поскольку перечень групп обязательных требований не является закрытым.
Кроме того, представляется, что систематизация обязательных требований должна иметь четкую структуру и определять все конкретные требования, которые будут полноценно раскрыты в подзаконных актах.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что проект акта не имеет собственного предмета регулирования, поскольку представленная редакция не позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии новых устанавливаемых требований и не достигает целей регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы.
-------------------------------------------
*(1) Например, в соответствии с частью 16 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при привлечении представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Также, например, глава 14 Трудового кодекса Российской Федерации регламентирует вопросы защиты персональных данных работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.