Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр"
(подготовлен Минприроды России 14.10.2020 г.)
В настоящее время законодательство о недрах предусматривает случаи изменения границ участков недр преимущественно за счет частей недр нераспределенного фонда. Единственным случаем, когда допускается изменение границ участка недр за счет территории объекта распределенного фонда, является изменение границ на нижележащие горизонты.
Вместе с тем на практике возникают случаи, когда требуется корректировка границ участков за счет распределенного фонда недр в целях объединения разобщенных частей месторождения, участков недр в рамках единого лицензионного участка, разделения лицензионного участка содержащего несколько месторождений, участков недр и т.п. Такая корректировка может осуществляться с целью повышения эффективности разработки месторождений, участков недр, обеспечения полноты и системности геологической отчетности, оптимизации налогообложения, привлечения инвестиций под локальный проект и т.д.
В целях решения таких задач на уровне изменений в действующее законодательство о недрах проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр" (далее - законопроект) предлагается рассмотреть возможность изменения границ лицензионных участков путем разделения, выделения и объединения участков недр.
Механизм разделение участка недр предлагается предусматривать в отношении участка недр, содержащего запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
При разделении участка недр возникают два (или более) новых участков недр. Первоначальная лицензия на пользование недрами прекращает свое действие, на каждый участок недр, возникший при разделении первоначального участка, оформляется отдельная лицензия на пользование недрами.
Для сохранения преемственности основания возникновения права пользования недрами и условий пользования недрами по первоначальной лицензии на пользование недрами на возникшие при разделении участки оформляются отдельные лицензии на пользование недрами по виду пользования недрами, аналогичные первоначально выданной лицензии на пользование недрами.
Документами, подтверждающими возможность и обоснованность разделения участка недр, будет являться заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также согласованная проектная документация на проведение работ, связанных с пользованием недрами на каждом из участков недр.
С учетом вышеуказанных условий предлагается применять такой механизм разделения в отношении участков недр, предоставленных в пользование для разведки и добычи (разделение на участки с лицензиями для разведки и добычи) или для геологического изучения, разведки и добычи, осуществляемых по совмещенной лицензии (разделение на участки недр с совмещенными лицензиями).
Такой механизм разделения предлагается применять в отношении участков недр с общеправовым статусом, а также в отношении участков недр федерального значения.
При этом в случае, если в результате разделения участка недр федерального значения образуются участки недр, по своим характеристикам не отвечающие требованиям части третьей статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах", на новые участки недр распространяется режим участков недр федерального значения независимо от их новых геологических и географических характеристик (по аналогии с частью 4 статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах").
Разделение участка недр предлагается осуществлять по заявке пользователя недр, при этом решение о разделении принимается Роснедрами (по участкам недр с общеправовым статусом) или Правительством Российской Федерации (по участкам недр федерального значения (при этом непосредственная реализация административных процедур будет осуществляться Роснедрами).
Формирование условий пользования недрами будет осуществляться на основании положений "разделяемой" лицензии на пользование недрами, а также соответствующих проектных документов, относящихся к месторождениям, расположенным на вновь образованных участках недр.
Механизм выделения участка недр, также как и при разделении, возможно использовать, например, в отношении участка недр, содержащего запасы полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых, но в отношении которого в рамках самостоятельной лицензии на пользование недрами требуется обособить только один из них, например, в связи с привлечением инвестора в конкретный проект по его освоению, а также при обособлении открытого месторождения из совмещенной лицензии на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи.
При выделении участка недр возникает один новый участок недр, границы которого обосновываются границами конкретного месторождения полезных ископаемых. При этом первоначальная лицензия на пользование недрами сохраняет свое действие в измененных границах.
На выделенный участок недр оформляется лицензия на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, независимо от типа лицензии на пользование недрами, из которой происходит выделение.
Документами, подтверждающими возможность выделения участка недр, будет являться заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также проектная документация на проведение работ, связанных с пользованием недрами, как на первоначальном, так и на выделенном участке недр.
Такой механизм выделения участка предлагается применять в отношении участков с общеправовым статусом, а также в отношении участков недр федерального значения. При этом в случае, если в результате выделения участка недр из участка недр федерального значения образуются участки недр, по своим характеристикам не отвечающие требованиям части 3 статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах", на указанные участки распространяется режим участков недр федерального значения независимо от их новых геологических и географических характеристик (по аналогии с частью 4 статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах").
Выделение участка недр предлагается осуществлять по заявке пользователя недр, при этом решение о выделении принимается Роснедрами (по участкам недр с общеправовым статусом) или Правительством Российской Федерации (по участкам недр федерального значения), при этом непосредственная реализация административных процедур будет осуществляться Роснедрами.
Формирование условий пользования недрами по выделенному участку будет осуществляться на основании положений "первоначальной" лицензии на пользование недрами, а также соответствующих проектных документов, относящихся к месторождению, расположенному на выделенном участке недр.
Механизм выделения участка недр, содержащий трудноизвлекаемые запасы полезных ископаемых, из участка недр, предоставленного тому же пользователю для разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, предусмотренный Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых", сохраняется.
Механизм объединения участков недр предлагается предусматривать в отношении участков недр, отвечающих следующим условиям:
1) участки недр должны быть предоставлены одному и тому же пользователю недр или разным недропользователям, входящим в одну группу лиц;
2) участки недр должны быть сопредельными (смежными), то есть иметь общую границу;
3) участки недр должны содержать запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых;
4) участки недр должны иметь лицензии на пользование недрами одинакового целевого назначения и вида полезного ископаемого.
С учетом вышеуказанных условий, механизм объединения предлагается применять в отношении участков недр, предоставленных соответственно для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи, осуществляемых по совмещенной лицензии.
Данный механизм предлагается применять в отношении участков недр с общеправовым статусом, а также в отношении участков недр федерального значения.
Документами, подтверждающими возможность объединения участков недр, будет являться заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также единая проектная документация на проведение работ, связанных с пользованием недрами на объединенном участке.
При объединении участков недр возникает один участок недр.
При этом первоначальные лицензии на пользование недрами прекращают свое действие, на новый участок недр, возникший при объединении, оформляется отдельная лицензия на пользование недрами с целевым назначением в зависимости от типа объединяемых лицензий на пользование недрами: в случае объединения лицензий на пользования недрами для разведки и добычи объединенная лицензия на пользование недрами будет с целевым назначением "разведка и добыча", в случае объединения совмещенных лицензий на пользование недрами объединенная лицензия на пользование недрами будет с целевым назначением "геологическое изучение, разведка и добыча".
Объединение участков недр предлагается осуществлять по заявке пользователя недр, при этом решение об объединении принимается Роснедрами (по участкам недр с общеправовым статусом) или Правительством Российской Федерации (по участкам недр федерального значения при этом непосредственная реализация административных процедур будет осуществляться Роснедрами.
Формирование условий пользования недрами по объединенному участку будет осуществляться на основании условий "объединяемых" лицензий на пользование недрами.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников их центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Законопроектом не вводятся дополнительные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также не вводятся дополнительные обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Соблюдение требований, установленных законопроектом, будет оцениваться в рамках проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, являющегося составной частью государственного экологического надзора.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Включение в законопроект положения о вступлении его в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимость подготовки подзаконного нормативного правового регулирования в реализацию законопроекта.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.
Принятие предлагаемого законопроекта потребует принятие следующего акта Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка разделения, выделения и объединения участков недр (за исключением участков недр местного значения), а также возникновения права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, на участке недр (за исключением участков недр местного значения), образуемом в результате разделения, выделения или объединения участков недр, и о внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование" (прилагается).
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - пункт 2 статьи 1 законопроекта (проектируемая часть шестнадцатая статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах".
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - регламентация процедуру разделения, выделения и объединения участков недр (за исключением участков недр местного значения), а также возникновения права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, на участке недр (за исключением участков недр местного значения), образуемом в результате разделения, выделения или объединения участков недр; предмет и содержание правового регулирования - определение порядка разделения, выделения и объединения участков недр (за исключением участков недр местного значения), а также возникновения права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, на участке недр (за исключением участков недр местного значения), образуемом в результате разделения, выделения или объединения участков недр.
Исполнитель - Минприроды России, Роснедра.
Срок подготовки - 3 месяца с момента принятия законопроекта.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр" не потребует дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.