Проект Приказа Федерального агентства лесного хозяйства "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства лесного хозяйства"
(подготовлен Рослесхозом 16.10.2020 г.)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства лесного хозяйства.
2. Признать утратившим силу приказ Рослесхоза от 11 августа 2015 г. N 290 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства лесного хозяйства" (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2015 г., регистрационный N 39621).
3. К3онтроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Рослесхоза А.В. Агафонова.
Заместитель Министра природных |
С. М. Аноприенко |
Утверждено
приказом Рослесхоза
от _____________ 2020 г. N
Положение
о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства лесного хозяйства
1. Общие положения
1.1. Функциональная подсистема охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ФП РСЧС) действует в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
1.2. Правовыми основами деятельности ФП РСЧС являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 794);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2020, N 26, ст. 4116);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5068; 2020, N 7, ст. 855);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2971; 2016, N 26, ст. 4040) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 376).
1.3. Организация деятельности ФП РСЧС.
ФП РСЧС действует на федеральном и межрегиональном уровнях, а также на региональном уровне, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100) (далее - Лесной кодекс), изъяты у органа государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
ФП РСЧС действует во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, с лесопожарными формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с развитием массовых очагов вредителей и болезней леса (далее - чрезвычайные ситуации в лесах).
2. Цели, задачи и функции ФП РСЧС
2.1. Целью ФП РСЧС является обеспечение безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в сфере деятельности охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса.
2.2. Задачами ФП РСЧС являются:
организация и проведение работ по прогнозированию возможных чрезвычайных ситуаций в лесах и их источников с учетом риска их возникновения на землях лесного фонда;
определение возможного характера чрезвычайной ситуации в лесах и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций в лесах и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций в лесах и снижение негативных последствий при их возникновении;
обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций научно-аналитической и прогнозной информацией о возможности возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в лесах на основе мониторинга и прогнозирования источников чрезвычайных ситуаций в лесах;
организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в лесах в сфере деятельности Федерального агентства лесного хозяйства.
2.3. Основными функциями ФП РСЧС являются:
изучение окружающей среды (источников чрезвычайных ситуаций);
осуществление мониторинга чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций);
сбор и обработка информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе информации о чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций);
обмен информацией о состоянии источников чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных ситуациях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций в рамках компетенции ФП РСЧС;
представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе информации о чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций) в соответствующие органы управления РСЧС для организации деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
представление научно-аналитической и прогнозной информации о чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций) в МЧС России;
прогнозирование и оценку социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
разработку нормативных правовых, нормативно-технических, методических, рекомендательных и иных документов в области защиты населения и территорий в установленной сфере деятельности;
осуществление государственных и научно-технических программ в области защиты населения и территорий в установленной сфере деятельности;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств ФП РСЧС, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации; номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом);
осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленной сфере деятельности;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом развития системы управления РСЧС и перехода к реагированию на конкретные виды угроз в соответствии с компетенцией федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций при:
осуществление экстренных мер защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения;
участие в проведении гуманитарных спасательных операций.
3. Организация управления ФП РСЧС
3.1. Руководство деятельностью ФП РСЧС осуществляет заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (далее - руководитель Рослесхоза).
3.2. ФП РСЧС включает в себя:
координационный орган;
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления;
силы и средства наблюдения и контроля чрезвычайных ситуаций в лесах;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах;
материальные ресурсы;
систему связи, оповещения и информационного обеспечения.
3.3. Координационными органами ФП РСЧС являются:
на федеральном уровне - комиссия Рослесхоза по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Рослесхоза), которая образуется руководителем Рослесхоза;
на межрегиональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;
на региональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты у органа государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
3.4. Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения Рослесхоза, в компетенцию которых входят выработка и принятие решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на межрегиональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;
на региональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты у органа государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
3.5. Органами повседневного управления ФП РСЧС являются:
на федеральном уровне - специализированная диспетчерская служба Рослесхоза (далее - федеральная диспетчерская служба);
на межрегиональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;
на региональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты у органа государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
4. Силы и средства ФП РСЧС
4.1. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
соответствующее подразделение Рослесхоза;
соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;
персонал по обеспечению государственного лесопатологического мониторинга филиалов (центров защиты леса) ФБУ "Рослесозащита";
информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза.
4.2. К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах относятся:
летчики-наблюдатели, инструктора парашютно-десантной пожарной службы, парашютисты и десантники-пожарные, пожарная техника и оборудование в составе федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"";
лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе территориальных органов Рослесхоза, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты у органа государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Порядок их привлечения установлен Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
4.3. К силам и средствам постоянной готовности Рослесхоза относятся летчики-наблюдатели, инструктора парашютно-десантной пожарной службы, парашютисты и десантники-пожарные, пожарная техника и оборудование в составе федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"".
.
5. Режимы функционирования ФП РСЧС
и мероприятия, проводимые органами управления и силами
5.1. Мероприятия ФП РСЧС в режиме повседневной деятельности проводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 794 с учётом перехода от общих задач к задачам по предупреждению и ликвидации конкретных видов чрезвычайных ситуаций в соответствии с компетенциями федерального органа исполнительной власти (уполномоченной организации) и включают, в том числе следующие мероприятия:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций;
предоставление в МЧС России научно-аналитической и прогнозной информации об источниках чрезвычайных ситуаций с целью прогнозирования возникновения и развития возможных чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным регламентом;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация государственных программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил ФП РСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
5.2. Мероприятия ФП РСЧС в режиме повышенной готовности проводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 794 с учётом перехода от общих задач к задачам по предупреждению и ликвидации конкретных видов чрезвычайных ситуаций в соответствии с компетенциями федерального органа исполнительной власти (уполномоченной организации) и включают, в том числе следующие мероприятия:
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП РСЧС на стационарных пунктах управления;
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций), их масштабов и ущерба;
предоставление в МЧС России текущей информации об источниках чрезвычайных ситуаций с целью прогнозирования дальнейшего развития возможных чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным регламентом;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций), информирование населения об источниках чрезвычайных ситуаций;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ФП РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
5.3. Мероприятия ФП РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации проводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 794 с учётом перехода от общих задач к задачам по предупреждению ликвидации конкретных видов чрезвычайных ситуаций в соответствии с компетенциями федерального органа исполнительной власти (уполномоченной организации) и включают, в том числе следующие мероприятия:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций), их масштабов и ущерба;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных организаций о возникших чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций);
предоставление в МЧС России текущей информации об источниках чрезвычайных ситуаций с целью прогнозирования дальнейшего развития чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным регламентом;
проведение мероприятий по защите персонала подразделений федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП РСЧС в сфере ее деятельности с учетом конкретного вида чрезвычайных ситуаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных организаций), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения в соответствии с компетенциями федерального органа исполнительной власти.
6. Информационное взаимодействие ФП РСЧС в рамках РСЧС
6.1. Информационное взаимодействие ФП РСЧС в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основе соглашений об информационном обмене и принятых регламентов.
Информационное обеспечение ФП РСЧС состоит во взаимном обмене данными (их подготовке, хранении, сборе, обработке, анализе и передаче информации) со взаимодействующим органам управления. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления ФП РСЧС. Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС России в соответствии с принятыми соглашениями и регламентами.
6.2. Федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные организации) осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в МЧС России.
6.3. Информационное обеспечение ФП РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации, а также на основе соглашений об информационном обмене.
7. Финансовое обеспечение деятельности ФП РСЧС
Финансовое обеспечение ФП РСЧС осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству лесного хозяйства в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.