Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия) рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании поручений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. N ДМ-П2-10367р и от 10 декабря 2019 г. N СА-П2-10798.
Проектом акта устанавливаются декларативные нормы о наделении таможенных органов полномочиями по определению порядка совершения таможенных операций и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими доставку в качестве экспресс-грузов товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, а также порядка использования остатка авансовых платежей.
Дополнительно проектом акта предусматривается необходимость обеспечения наличия остатка авансовых платежей в размере не менее одного миллиона евро при совершении от имени и по поручению физических лиц таможенных операций для лиц, осуществляющих доставку в качестве экспресс-грузов товаров для личного пользования.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 24 марта по 20 апреля 2020 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/100620 (ID проекта: 02/04/03-20/00100620). По информации разработчика, замечания и предложения на этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от граждан Белоуско О., Седых М., Чернова А., Донцовой Г., Дурнова К., Орлова Я., Серегина И., Мозгалина Д., Кулиша А., Ассоциации экспресс-перевозчиков, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО "СЭЛ Логистик".
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 1 по 12 октября 2020 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам дополнительных публичных консультаций получены замечания и предложения от ООО "СЭЛ Логистик", Ассоциации экспресс-перевозчиков, Российского союза промышленников и предпринимателей.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем к проекту акта имеется следующее замечание.
Согласно проектируемой части 7 статьи 194 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при совершении от имени и по поручению физических лиц таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в рамках международной электронной торговли, доставляемых в качестве экспресс-грузов, лица, осуществляющие доставку в качестве экспресс-грузов товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, обеспечивают наличие остатка авансовых платежей в размере не менее одного миллиона евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на день регистрации первой таможенной декларации, поданной такими лицами в порядке, установленном частью 6 данной статьи.
Согласно позиции разработчика, указанной в пояснительной записке к проекту акта, установление наличия остатка авансовых платежей в размере одного миллиона евро видится как оптимальный размер дополнительного "денежного залога" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также при недобросовестном соблюдении права Евразийского экономического союза экспресс-перевозчиками.
Вместе с тем Минэкономразвития России отмечает, что разработчиком не представлено экономического обоснования, статистических данных о правонарушениях, непоступлении денежных средств в бюджет Российской Федерации и иных сведений, позволяющих оценить остаток авансовых платежей в размере одного миллиона евро как необходимый и оптимальный.
Также Минэкономразвития России сообщает, что подавляющее большинство организаций, осуществляющих доставку экспресс-грузов, является таможенными представителями и включено в соответствующий реестр. При этом включение в такой реестр в соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза осуществляется при условии предоставления юридическим лицом, претендующим на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов в размере не менее 500 тысяч евро, а также наличия договора страхования риска гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей.
Таким образом, на каждого таможенного представителя, являющегося экспресс-перевозчиком, налагается дополнительная обязанность наличия авансового остатка в размере одного миллиона евро, несмотря на то, что при включении в реестр таможенных представителей субъект предпринимательской деятельности уже должен обеспечить исполнение обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов.
Дополнительно отмечаем, что в пунктах 1.6, 5.1 сводного отчета проекта акта разработчиком указана следующая цель предлагаемого регулирования: "распространение условий совершения операций по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в адрес физических лиц в рамках международной электронной торговли, на более широкий круг участников путем закрепления соответствующих полномочий в законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании".
При этом не представляется возможным определить, каким образом наложение обременения на субъекты экономической деятельности в виде наличия авансового остатка в размере одного миллиона евро может способствовать расширению круга участников рассматриваемых отношений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.