Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения права на повторное профессиональное обучение для отдельных категорий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(подготовлен Минпросвещения России 26.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения права на повторное профессиональное обучение для отдельных категорий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N Пр-647 по итогам встречи с представителями общественности в г. Череповце 4 февраля 2020 г.
В настоящее время согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья) на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
За указанными лицами, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно без изменения уровня образования.
. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ).
Указанные лица при освоении программ профессионального обучения являются слушателями, соответственно не имеют права на получение стипендии, в том числе социальной (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
Отдельной категорией являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с различными формами умственной отсталости.
Такие лица получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам безотносительно уровня, не участвуют в государственной итоговой аттестации и получают по завершении образования свидетельство об обучении (часть 13 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).
Свидетельство об обучении дает им право на профессиональное обучение, получение которого обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вместе с тем дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе из числа лица с ограниченными возможностями здоровья) кроме лиц указанной категории из числа лиц с различными формами умственной отсталости имеют возможность воспользоваться правом на получение образования по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, соответственно на выплаты академической и социальной стипендий (статья 36 Федерального закона N 273-ФЗ).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с различными формами умственной отсталости такой возможности с учетом психофизических возможностей не имеют.
Для разрешения сложившейся ситуации законопроектом предусматривается возможность двукратного прохождения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости) обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с различными формами умственной отсталости также получают возможность на выплату пособия, в том числе на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, в размере и порядке устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Особый порядок вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения права на повторное профессиональное обучение для отдельных категорий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обусловлен началом учебного года.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, положения о соответствующих видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, разрешительной деятельности.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.