Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")"
(подготовлен Минфином России 28.10.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")" (далее - проект постановления) разработан в целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием.
В настоящее время в отношении акционерных обществ с государственным участием действует более 50 директив. В то время как часть упомянутых директив направлена на развитие практики корпоративного управления, стратегического планирования, повышение прозрачности системы закупок, часть - не соответствуют специфике деятельности обществ или прямо противоречат их бизнес-интересам, а система КПЭ акционерных обществ с государственным участием зачастую перегружена директивными требованиями, что снижает ее стимулирующую роль.
Как следствие, при использовании директивного подхода в целях исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации в рамках осуществления акционерного контроля Росимущество на практике сталкивается со следующими проблемами:
- дублирование директивных указаний по различным поручениям (как следствие - дублирование инициатив и отчетности);
- использование директивных указаний как инструмента квазинормативного регулирования в акционерных обществах;
- необоснованное неоднократное рассмотрение и голосование советами директоров (наблюдательными советами) акционерных обществ по одним и тем же вопросам для обеспечения формального соответствия требованиям директив;
- отсутствие механизма "директивной гильотины" - снятия с контроля исполненных/утративших актуальность директив, как следствие, акционерные общества тратят время и другие ресурсы на выполнение в том числе устаревших директив и отчетность по ним, даже если их исполнение противоречит бизнес-целям акционерного общества (например, ежегодное сокращение операционных затрат на 2-3% в течение нескольких лет без учета инфляции в ущерб безопасности, развитию и пр.);
- распространение директив на акционерные общества, противоречащих их целевой функции;
- снижение инициативности и фактического уровня ответственности членов органов управления за обеспечение долгосрочного роста акционерной стоимости и устойчивого развития акционерных обществ;
- размытие ответственности за неисполнение конкретной директивы;
- отсутствие оснований распространения отдельных директив на дочерние общества акционерных обществ, в которых зачастую такие директивы не могут быть исполнены.
При этом для оптимизации механизма директивного управления необходимо одновременно повышать вовлеченность, профессионализм и ответственность советов директоров акционерных обществ.
В связи с этим проектом постановления предлагается ввести механизм "директивной гильотины", наделив Минфин России правом представлять в Правительство Российской Федерации предложения о прекращении работы по ранее выданным директивам, подготовленные на основании предложений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и федерального министерства либо федерального органа в том числе с учетом отчетов акционерных обществ о реализации мероприятий, осуществление которых предусмотрено решениями советов директоров акционерных обществ на основании ранее выданных директив.
О прекращении работы по ранее выданным директивам Федеральное агентство по управлению государственным имуществом будет уведомлять акционерные общества на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации или по его поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектом постановления решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.