Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 555 "Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 28.10.2020 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 555 "Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - проект указа) разработан в целях надлежащего обеспечения установленного порядка деятельности судов и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 08.10.2020 N ДГ-П4-12513.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" на ФССП России возложена обязанность по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - приставы по ОУПДС) в рамках выполнения указанной функции осуществляется охрана более 3 тыс. зданий федеральных судов, в том числе 65 - в круглосуточном режиме, более 7,5 тыс. судебных участков мировых судей, а также более 1,7 тыс. объектов ФССП России.
Наряду с этим ежегодно приставами по ОУПДС обеспечивается более 3 млн заявок на обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса.
При этом исполнение иных служебных обязанностей (принудительный привод, принудительное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение безопасности судебных приставов - исполнителей при совершении ими процессуальных действий) осуществляется в утренние и вечерние часы (нерабочее время судов) с переработкой до 16 часов в сутки.
Количество приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения охраны суда, определяется исходя из сложившейся оперативной обстановки. При этом посты выставляются исключительно в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие приставов по ОУПДС.
Исходя из имеющейся штатной численности, посты в зданиях судов выставляются численностью один/два сотрудника. При этом для обеспечения безопасности непосредственно судебных процессов, доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания пристав по ОУПДС вынужден покидать пропускной пост, что приводит к ослаблению пропускного режима в зданиях судов.
В соответствии со Сводом правил СП 152.13330.2018 "Здания федеральных судов. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. N 524/пр, в зданиях судов предусматриваются входы (выходы): для посетителей; для судей и работников аппарата суда; для лиц, содержащихся под стражей; эвакуационные выходы, предназначенные для использования в случаях чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, при усредненном показателе численности приставов по ОУПДС из расчета два сотрудника на одно здание суда, имеющейся штатной численности приставов по ОУПДС недостаточно для полного обеспечения одной составляющей функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов в виде охраны зданий и помещений судов.
Кроме того, без выделения дополнительной штатной численности сотрудников ФССП России за три года: созданы более 100 судебных участков мировых судей; введены в эксплуатацию более 20 отдельно стоящих зданий кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
При этом в 2016 году предельная численность работников территориальных органов ФССП России была сокращена почти на 8,5 тысяч единиц.
Это повлекло необходимость перераспределения штатной численности судебных приставов по ОУПДС, задействованных в обеспечении безопасности иных судов.
Возможность дальнейшей оптимизации, в том числе за счет перераспределения численности сотрудников, без ухудшения ситуации по другим направлениям деятельности на сегодняшний день исчерпана.
Внедрение информационных технологий также не может существенно повлиять на эффективность реализации полномочий в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов в силу необходимости физического присутствия сотрудника.
В этой связи по результатам оценки текущей ситуации для надлежащего выполнения ФССП России функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов требуется увеличение предельной численности сотрудников территориальных органов принудительного исполнения не менее чем на 10 тыс. единиц.
Реализация проекта указа потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на содержание вышеуказанной предельной численности сотрудников территориальных органов принудительного исполнения.
При этом с учетом ограниченности бюджетного финансирования проектом указа предлагается осуществлять увеличение численности поэтапно (2021 год - 3,5 тыс., 2022 год - 3,5 тыс., 2023 год - 3 тыс. единиц).
Реализация проекта указа не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект указа соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте указа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.