Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 (1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части систематизации обязательных требований в сфере образования) (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Минобрнауки России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 6 по 14 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/08-20/00107432).
Проектом акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Согласно информации, представленной в сводном отчете, проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", целью которого является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков*(1).
В этой связи разработчиком было проанализировано более 900 нормативных правовых актов в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и принято решение отменить ряд нормативных правовых актов при одновременном переносе части обязательных требований, содержащихся в них, в положения Закона об образовании, а именно: постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"; приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания"; приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное"; приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся"; приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Согласно части 1 статьи 89 Закона об образовании управление системой образования должно осуществляться в том числе на принципе автономии образовательных организаций.
Таким образом, проектом акта предлагается закрепить в Законе об образовании требования о размещении в сети "Интернет" информации об образовательной организации, применении к обучающимся по образовательным программам высшего образования мер дисциплинарного взыскания, перехода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с платного обучения на бесплатное, предоставлении академического отпуска обучающимся по образовательным программам высшего образования, а также организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
При этом вопросы, определяющие правила и порядки реализации образовательными организациями высшего образования перечисленных требований, могут быть решены на уровне локальных нормативных актов указанных организаций.
Таким образом, проектируемые изменения позволят уменьшить излишнее регуляторное воздействие на образовательные организации высшего образования и обеспечить их автономность.
Проект акта согласован рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере образования (протокол от 27 августа 2020 г. N 13-П).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 Методики исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.