Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения в третий раз. Ранее Минэкономразвития России были направлены в адрес разработчика письма о необходимости соблюдения им процедур, предусмотренных Правилами (письма от 18 августа 2020 г. N 26813-АХ/Д26и, от 15 сентября 2020 г. N 30235-АХ/Д26и).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 4 сентября по 1 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/06-20/00107656).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 438) в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся внеплановые проверки только по ограниченному кругу оснований, при этом проведение части таких проверок подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Проектируемым регулированием предлагается внести изменения в пункт 5 постановления N 438, установив, что при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, положения постановления N 438 не распространяются на случаи организации и проведения внеплановых проверок по основаниям, указанным в абзацах четвертом и пятом части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно:
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Стоит отметить, что проектируемые изменения в постановление N 438 требуют дополнительного обоснования.
Разработчиком не представлено информации, свидетельствующей о невозможности достижения заявленной в разделе 5.1 сводного отчета цели в части "восстановления трудовых прав граждан при обращении в органы государственного контроля (надзора) за защитой трудовых прав" в рамках уже существующих требований и ограничений. Корректной информации о неэффективности существующих мер разработчиком также не представлено.
Так, разработчиком приводятся следующие данные о поступлении в территориальные органы Роструда в 2020 г. обращений и назначенным по ним проверкам:
- в апреле 55 533 обращений, по которым назначено 4 045 проверок;
- в мае 42 825 обращений, по которым назначено 3 951 проверка;
- в июне 42 035 обращений, по которым назначено 3 186 проверок;
- в июле 42 457 обращений, по которым назначено 3 039 проверок.
Информации о характере указанных обращений и количестве отказов в согласовании органами прокуратуры проведения внеплановых проверок разработчиком не представлено.
По информации разработчика принятые постановлением N 438 ограничительные меры не позволяют государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации оперативно принимать меры по восстановлению трудовых прав работников, в том числе на основании общественно значимой информации из средств массовой информации.
Постановлением N 438 предусмотрено проведение внеплановых проверок на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно статье 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем гражданин либо группа граждан вправе обратиться с жалобой о нарушении их трудовых прав непосредственно в органы прокуратуры.
Статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право каждого защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем самозащиты работниками их трудовых прав, защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, а также судебной защиты.
Таким образом, постановлением N 438 с учетом норм действующего законодательства установлен ряд ограничений, позволяющих соблюсти в сложившихся санитарно-эпидемиологических условиях как интересы работников, так и работодателей.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.