Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26(1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минстроя России "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36,а также части 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
На основании пунктов 1.6, 3.1 сводного отчета целью проекта акта является установление порядка разработки и согласования специальных технических условий (далее - СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства в связи с отменой приказа Минстроя России от 15 апреля 2016 г. N 248/пр "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 28 августа по 17 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/08-20/00107699).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 12 по 19 октября 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция ФАУ "Главгосэкспертиза России", не содержащая замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Ассоциации "Объединение "ГрадСтройПроект", СРО Ассоциация "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве", СРО Союз архитекторов и проектировщиков "ВОЛГА-КАМА", ПАО "Газпром", ПАО НК "Русснефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ООО "Институт "Мосинжпроект", АО "Институт "Стройпроект", АО "Гипротрубопровод", ПАО "НОВАТЭК", содержащие замечания, учтенные в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. С 1 ноября 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки) (далее - Закон N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
Обращаем внимание, что проектом акта не предусмотрен срок его действия.
2. Как указано выше, проект акта разработан на основании части 8 статьи 6 Закона N 384-ФЗ, согласно которой в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем абзацем вторым пункта 2 проекта акта допускается, что технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными при наличии соответствующей характеристики объекта капитального строительства в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта, условий в которых будет осуществляться эксплуатация здания, сооружения (в том числе связанных с запретом эксплуатации) в национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ вне зависимости от значения такой характеристики.
Таким образом, проектируемое положение абзаца второго пункта 2 проекта акта представляется необоснованным и вступающим в противоречие с частью 8 статьи 6 Закона N 384-ФЗ.
3. Пунктом 4 проекта акта устанавливается положение, согласно которому допускается разработка СТУ применительно к объекту производственного назначения, на котором могут быть реализованы несколько отдельных конкретных объектов капитального строительства.
Обращаем внимание, что проектом акта и действующим законодательством Российской Федерации понятие объекта производственного назначения не определено. Одновременно сообщаем, что Минэкономразвития России может быть поддержано установление в проекте акта возможности разработки СТУ на несколько объектов капитального строительства, являющихся единым недвижимый комплексом в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Пунктом 8 проекта акта устанавливаются требования к структуре раздела (подраздела) СТУ, в частности, дополнительные требования каждого раздела (подраздела) СТУ должны быть отнесены к соответствующему нормативному документу или его разделу.
Указанное положение требует дополнительного разъяснения в редакции проекта акта в части цели и порядка отнесения к соответствующим нормативным документам и конкретизации таких документов.
5. Пунктом 23 проекта акта устанавливаются основания для принятия решения в отказе согласования СТУ. Одновременно пунктом 24 проекта акта устанавливается, что соответствующее решение направляется в форме электронного документа на адрес электронной почты заявителя или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), если заявление было подано посредством ЕПГУ.
Вместе с тем проектом акта не предусматривается представления исчерпывающих обоснований при отказе в согласовании СТУ и рекомендаций для доработки СТУ, что может способствовать нарушению прав и законных интересов заявителя в части увеличения трудозатрат на возможную многократную доработку СТУ, и, соответственно, роста материальных и временных издержек (срока и стоимости осуществления проектных работ на соответствующие объекты).
Также проектом акта не устанавливаются формы решений о согласовании и в отказе в согласовании СТУ, определяющие, в том числе состав (содержание) таких решений.
В соответствии с протоколом заочного заседания рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства от делового и экспертного сообщества от 5 октября 2020 г. N 21 принято решение о невозможности согласования проект акта.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.