Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный Закон "О государственном оборонном заказе"
(подготовлен ФАС России 10.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (далее - проект федерального закона) разработан ФАС России в целях реализации пунктов 7,8 Плана-графика мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым 25.12.2019 N 12343п-П7.
Проект федерального закона направлен на создание оптимальных условий для оперативного размещения государственного оборонного заказа в целях своевременного его выполнения при соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя в ходе формирования цены на поставку необходимой продукции и, как следствие, эффективное использование бюджетных средств.
Анализ сложившейся практики свидетельствует, что основные проблемы при определении цен на указанную продукцию возникают по причине непредставления организациями в запрашиваемые сроки головным исполнителям предложений о цене продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, с обосновывающими документами, в том числе расчетно-калькуляционными материалами. Меры воздействия на организации по данному вопросу ни со стороны головного исполнителя, ни со стороны контролирующего органа не предусмотрены.
Механизм определения цен на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, установленный Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение), аналогичен механизму определения цены на продукцию, поставляемую головными исполнителями по государственным контрактам по государственному оборонному заказу.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 108 Положения, при определении цены на продукцию и подготовке предложения о цене потенциальный поставщик определяет исполнителей - организации, которые он планирует привлечь к поставкам продукции, необходимой для выполнения государственного контракта (включая сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), услуги производственного характера), и совместно с ними на основании представленных исполнителями расчетно-калькуляционных материалов обосновывает цену продукции, поставляемой по заданиям государственного оборонного заказа.
Действия (бездействие) организации исполнителя по непредставлению (несвоевременному) представлению предложения о цене продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, препятствуют своевременному размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также создают риски недостоверного определения цен государственных контрактов и, соответственно, лимитов финансирования государственного оборонного заказа.
В связи с изложенным, предлагается в Федеральном законе от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) нормативно закрепить права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, а также организаций, входящих в кооперацию по поставкам включаемой в государственный оборонный заказ продукции, в установленных законодательством случаях направлять запросы и представлять предложения о цене продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.
Кроме того, Законом об оборонном заказе все права и обязанности определены только для головного исполнителя и исполнителя. При этом, закрепленная терминология определяет головного исполнителя и исполнителя как организации, уже заключившие соответственно государственный контракт на выполнение государственного оборонного заказа и контракт на поставку продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.
Вместе с тем, закрепленные Законом об оборонном заказе положения предусматривают ряд прав и обязанностей для головных исполнителей (исполнителей), начинающих действовать еще до момента заключения государственного контракта (контракта), то есть до получения соответствующего статуса (в силу приведенных в Законе об оборонном заказе определений).
Указанная правовая неопределенность затрудняет формирование корректной правоприменительной практики как участниками сферы государственного оборонного заказа, так и контролирующими (надзорными) органами.
Для устранения указанной неопределенности полагается необходимым привести понятия "головной исполнитель" и "исполнитель" в соответствие с иными положениями Закона об оборонном заказе, наделив хозяйствующих субъектов статусом головного исполнителя и исполнителя до момента заключения государственного контракта (контракта), а также дополнительно уточнить их права по запросу и представлению расчетно-калькуляционных материалов в случаях, предусмотренных законодательством в сфере государственного оборонного заказа.
С учетом изложенного, в целях синхронизации законодательства в сфере государственного оборонного заказа предлагается внести изменения в пункты 3 и 4 статьи 3 Закона об оборонном заказе.
Кроме того, предлагается для нормативного закрепления обязанности головных исполнителей и организаций, входящих в его кооперацию, представлять по запросам государственных заказчиков, головных исполнителей предложения о цене, поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции внести изменения в пункт 1 статьи 6.2 и пункт 1 статьи 7.1 Закона об оборонном заказе, а также дополнить Закон об оборонном заказе пунктом 1.1 части 1 статьи 8 и пунктом 1.1 части 2 статьи 8.
Вносимые проектом федерального закона изменения направлены на совершенствование контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при исполнении государственного оборонного заказа.
Наименование проекта федерального закона отражает предмет правового регулирования и не противоречит сложившейся нормотворческой практике.
Проект федерального закона вводит новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в ходе выполнения государственного оборонного заказа.
Реализация проекта федерального закона потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за невыполнение организациями, входящими в кооперацию по поставкам продукции по государственному оборонному заказу, обязанности по представлению, в установленных законодательством в сфере государственного оборонного заказа случаях, по запросу головного исполнителя расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену планируемой к поставке продукции.
Дополнительно требуется внесение уточнений в Положение, в части уточнения порядка направления головным исполнителем запроса о цене продукции, а также сроков представления исполнителями соответствующих обосновывающих документов.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения, предусмотренные проектом федерального закона, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.