Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-20/00106436).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 27 июля по 21 августа 2020 года. Замечания и предложения в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 20 по 26 октября 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых предложения и замечания не поступали.
Проект акта разработан во исполнение абзаца третьего подпункта "б" пункта 1 и абзаца второго подпункта "в" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г., утвержденного 19 сентября 2016 г. N Пр-1817ГС, согласно которым Правительство Российской Федерации должно внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие установление обязанности санаторно-курортных организаций независимо от их организационно-правовой формы предоставлять сведения для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов и представить предложения по введению системы оценки (определения категорий) для санаториев в зависимости от уровня оказываемых в них медицинских, сервисных и других услуг.
По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Принимая во внимание высокое социально-экономическое значение проектируемого регулирования, тем не менее обращаем внимание на следующие риски применения положений проекта акта в представленной редакции.
1. Проектируемой частью 2 статьи 152 проекта акта устанавливается перечень сведений и документов о природных лечебных ресурсах, о лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах, а также о санаторно-курортных организациях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, которые должны быть предоставлены в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 сводного отчета разработчик в качестве проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, указывает на "необходимость уточнения положений государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" (далее - Реестр).
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного Реестра курортного Фонда Российской Федерации" в Реестр включаются сведения, переданные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках соглашений, заключаемых с Минздравсоцразвития России.
Проектируемой частью 6 статьи 152 проекта акта устанавливается, что представление сведений и документов, за исключением сведений и документов, составляющие государственную тайну, для внесения в Реестр, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, санаторно-курортными организациями.
Согласно разделу 7 сводного отчета в Российской Федерации 1 177 санаторно-курортных организаций.
Учитывая вышеизложенное, на санаторно-курортные организации возлагается обязанность по предоставлению сведений и документов для целей ведения Реестра.
В соответствии с пунктом 10.2 сводного отчета в качестве описания новых преимуществ, обязанностей, ограничений или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений разработчик указал "обеспечение сбора сведений о курортном фонде Российской Федерации, в том числе медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) всех форм собственности".
При этом в соответствии с пунктом 11.3 сводного отчета расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей, по мнению разработчика, "не предусматривается".
Согласно Методике оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669 (далее - Методика), в целях количественной (монетарной) оценки расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с проектируемым регулированием, проводится оценка стандартных издержек.
В соответствии с пунктом 3 Методики стандартные издержки состоят из информационных и содержательных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Проектируемые требования о предоставлении документов связаны с информационными издержками регулирования, включающими согласно абзацу третьему пункта 3 Методики "затраты на сбор, подготовку и представление органам публичной власти информации (документов, сведений) в соответствии с требованиями акта, проекта акта, в том числе затраты на поддержание готовности представить необходимую информацию по запросу со стороны органов власти или их уполномоченных представителей".
В отсутствие обоснования распространения требований на санаторно-курортные организации, учитывая их количество, а также в целях невведения избыточных обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности, представляется необходимым провести анализ последствий реализации проектируемых положений.
2. Согласно информации, представленной в разделе 9 сводного отчета, разработчиком не предусматриваются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем согласно Финансово-экономическому обоснованию к проекту акта финансирование расходов, связанных с материально-техническим обеспечением введения системы государственного учета курортного фонда Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минздраву России в рамках его текущего финансирования на выполнение его основных функций (расходы в 2020 году составляют 8 397,054 тыс. рублей в год и в таком же объеме планируются на 2021 год, а также плановый период 2022 и 2023 годов соответственно).
Кроме того, тремя органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отмечена необходимость выделения дополнительного бюджетного финансирования в размере 9,2 млн рублей в целях проведения ряда мероприятий по формированию и представлению информации в Реестр.
3. Согласно пункту 16.1 сводного отчета в качестве предполагаемой даты вступления в силу проекта акта указано "IV квартал 2020 г. - I квартал 2021 г".
Вместе с тем в соответствии со статьей 2 проекта акта последний вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В отсутствие обоснования в сводном отчете предполагаемой даты вступления в силу проектируемых положений считаем целесообразным дополнительно проработать положения проекта акта в части определения переходных положений.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 15 Правил проведения оценки регулирующего воздействия сводный отчет формируется разработчиком и подписывается руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку проекта акта.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, указанной разработчиком в сводном отчете, не представляется возможным сделать вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.