Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "Об особенностях организации освоения углеводородного сырья континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный Минвостокразвития России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), и сообщает следующее.
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Законопроект разработан Минвостокразвития России в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 26 августа 2019 г. N ДК-П9-158пр, от 28 февраля 2020 г. N ЮТ-П9-12пр, от 8 мая 2020 г. NЮТ-П11-4875 в целях внедрения лучших мировых практик нефтегазодобычи на континентальном шельфе.
Законопроектом предлагается установить правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах,и предусматривается механизм передачи полномочий по управлению недрами континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах агенту Правительства Российской Федерации по поиску инвесторов и организации взаимодействия с ними по вопросам, связанным с поиском, разведкой и добычей углеводородного сырья на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также распределением, хранением, переработкой, транспортировкой добытого углеводородного сырья (далее - Агент) с установлением порядка определения, правового положения, цели деятельности, полномочий и функций, порядка управления деятельностью, порядка осуществления деятельности Агента.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и предусматриваются переходные положения в части распространения положений законопроекта на участки недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, в отношении которых по состоянию на 1 января 2021 года права пользования уже переданы недропользователям на основании лицензий на геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов либо участков недр.
Разработчиком также заявлено о положительном влиянии законопроекта на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-20/00107094).
Разработчиком проведено общественное обсуждение законопроекта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 11 августа по 7 сентября 2020 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста законопроекта, в которой представлены сведения об учете либо о причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и ПАО "Газпром нефть".
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены дополнительные публичные консультации по законопроекту в период с 19 по 27 октября 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого законопроектом правового регулирования, по результатам которых Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", СРО АСГиНК представили замечания и предложения по законопроекту (при этом замечания в ряде случаев идентичны замечаниям, представленным в рамках общественного обсуждения законопроекта и рассмотренным разработчиком), АО "Зарубежнефть" сообщило об отсутствии предложений и замечаний, указав на наличие положительных эффектов и отсутствие рисков и негативных последствий для субъектов регулирования в случае принятия законопроекта.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета установлено, что при его подготовке процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Между тем отмечаем следующее.
1. В соответствии с частью 9 статьи 9 законопроекта, устанавливающей порядок заключения соглашений о консорциумах и получения лицензий на право пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, юридические лица, заключившие соглашение о консорциуме, получают лицензии на право пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах. При этом лицензия может выдаваться в отношении прав пользования неограниченного количества участков недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах
Частью 10 указанной статьи предусматривается, что федеральный орган управления государственным фондом недр выдает юридическим лицам, указанным в соглашении о консорциуме, лицензии на право пользования участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах с целью осуществления следующих видов работ: геологического изучения, включающего поиск и (или) оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых.
Указанная лицензия выдается федеральным органом управления государственным фондом недр в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения Правительства Российской Федерации об одобрении соглашения о консорциуме:
для геологического изучения, включающего поиск и (или) оценку месторождений полезных ископаемых на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, - на срок 8 лет;
для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах - на срок до 30 лет.
Обязательные условия соглашений о консорциумах определены в статье 10 законопроекта.
Частью 2 статьи 10 законопроекта предусматривается, что участки недр представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр. В случаях предоставления в пользование участков континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах геометризированные блоки ориентируются по меридианам и параллелям и имеют размеры не более 15 минут широты и 20 минут долготы и площадь от 400 до 550 квадратных километров каждый.
В соответствии с частью 4 статьи 10 законопроекта в случае, если на участке не проводятся геологоразведочные работы более 3 лет, агент вправе обратиться в комиссию с предложением об изъятии лицензии (лицензий) у недропользователя (недропользователей). В случае изъятия лицензии с недропользователя взыскивается объем гарантийных средств пропорциональный размеру невыполненных работ.
Если денежный эквивалент невыполненных работ равен или превышает объем гарантии, то с недропользователя взыскивается весь объем гарантии; если на этапе проведения геологоразведочных работ недропользователь обосновывает отсутствие коммерческих ресурсов или запасов, то по решению комиссии он имеет право сдать лицензию без конфискации доли обеспечения за непроведенный объем геологоразведочных работ.
Между тем указанные положения законопроекта и законопроект в целом не содержат информации, позволяющей получить представление о том, подлежит ли прекращению право пользования участком недр у всех участников соглашения о консорциуме или только у того, по чьей вине не проводились геологоразведочные работы либо не осуществлено софинансирование, не проведены работы по сейсморазведке, осуществлены иные действия или допущено бездействие, влекущие возникновение оснований для прекращения права пользования участников недр.
Также законопроектом предусмотрена возможность выдачи лицензии на несколько участков недр, однако не конкретизировано, прекращается ли право пользования в отношении всех участков, указанных в лицензии, или только по тому,в отношении которого установлен факт нарушения.
При таких условиях приостановление действия либо аннулирование лицензии вследствие факта выявления нарушений в отношении одного из объектов, на которые распространяется ее действие, повлечет изменение статуса иных объектов лицензируемой деятельности, которые указаны в лицензии и на которые она распространяет свое действие, но в отношении которых не были выявлены соответствующие основания для изменения статуса лицензии.
Следовательно, для достижения заявленной разработчиком цели регулирования и исключения риска нарушения прав и законных интересов лицензиатов, в том числе в виде возникновения административных барьеров, иных негативных социально-экономических последствий в проектируемых нормах необходимо предусмотреть соответствующие уточнения.
2. Частью 1 статьи 13 законопроекта предполагается не распространять порядок заключения соглашений о консорциумах и получения лицензий на право пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, предусмотренный статьей 9 законопроекта, на действующих недропользователей, являющихся обладателями лицензий, выданных до 1 января 2021 года.
Полагаем необходимым уточнить проектируемое положение посредством соотнесения предлагаемого регулирования с предусмотренным статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" переходом права пользования участком недр, предусматривающим переоформление лицензии на пользование участком недр, для случаев, когда лицензия была выдана юридическому лицу ранее 1 января 2021 года, но переоформляется позднее указанной даты.
Таким образом, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта, с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета вышеуказанных замечаний Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии в законопроекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.