Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил распоряжения государственными заказчиками материальными носителями, созданными в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на которых содержатся или в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, и о внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.11.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил распоряжения государственными заказчиками материальными носителями, созданными в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на которых содержатся или в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, и о внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения" (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р (далее - "дорожная карта"), и комплексного совершенствования нормативного правового регулирования в сфере управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД).
Проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233 (далее соответственно - Правила управления, Изменения).
Предлагаемые проектом постановления Изменения направлены на устранение правовой неопределенности и неоднозначного толкования отдельных положений Правил управления, на уточнение и конкретизацию мероприятий, предусмотренных Правилами управления в рамках осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на РИД, а также на расширение их полномочий в том числе по вовлечению прав на РИД военного, специального, двойного назначения в гражданский оборот.
Изменения в пункт 2 Правил управления, предусматривающие обязанность государственных заказчиков управлять правами на РИД, направлены на повышение значимости данного аспекта деятельности государственных заказчиков, а также на определение императивности реализации мероприятий по управлению правами в том числе с точки зрения государственного контроля, реализуемого в рамках подпункта "а" пункта 3, подпункта "в" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности".
Более того, для большей правовой определенности деятельности организаций-исполнителей государственных контрактов, а также соисполнителей и иных лиц, государственными заказчиками должно будет обеспечиваться отражение в государственных контрактах (договорах) обязательств таких лиц, предусмотренных Правилами управления.
Изменениями пункт 3 Правил управления утверждается в новой редакции. За счет этого состав направлений деятельности государственных заказчиков по управлению правами на РИД дополняется мероприятиями по планированию деятельности (проектируемый подпункт "а" пункта 3 Правил управления), а также по осуществлению защиты прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации.
В целях приведения Правил управления в соответствие с приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (пункт 23 указанной Инструкции) предлагается уточнить редакцию подпункта "г" пункта 3 Правил управления в части мероприятия по принятию РИД на бухгалтерский учет.
Правила управления дополняются пунктом 31, регламентирующим действия государственного заказчика по планированию деятельности с учетом создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, приобретения прав на них. В частности, проектом постановления предусматривается обязанность государственного заказчика проводить патентные исследования, анализировать данные, содержащиеся в государственных реестрах, содержащих информацию о результатах интеллектуальной деятельности, в том числе реестрах, содержащих информацию о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использовать результаты патентных исследований и анализа указанных данных при планировании деятельности, осуществлении закупок, предполагающих создание РИД и (или) приобретение прав на них, реализацию исследований и разработок, формирование заданий (технических, тактико-технических) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), предусматривающих создание новой технологии, продукции.
Указанное позволит повысить эффективность расходов государства на деятельность, предполагающую создание РИД, в том числе путем анализа уже существующих технологий, использование которых возможно для достижения заявленных целей, и фокусирования направлений деятельности (исследований) в первую очередь на новых (прорывных) направлениях, что позволит в том числе оптимизировать деятельность по созданию государственных информационных систем (далее - ГИС), предусмотрев возможность использования существующего технологического задела для достижения альтернативных (дополнительных) целей.
Изменения предусматривают детализацию пункта 4 Правил управления. В частности, в Правилах управления закрепляется необходимость учитывать наличие и факт использование прав на РИД, принадлежащих не только Российской Федерации, но и организации-исполнителю, соисполнителю или иным лицам. Для этого в том числе вводится необходимость предусматривать в условиях государственного контракта (договора) условий, обеспечивающих правомерное использование таких РИД.
Кроме того, пунктом 4 Правил управления в редакции Изменений планируется предусмотреть направление исполнителем государственному заказчику заданий на проведение патентных исследований (если такое условие предусмотрено государственным контрактом (договором), что может быть востребовано отдельными государственными заказчиками.
Для случаев НИОКТР военного, специального и двойного назначения предусматривается условие о том, что в случае, если государственный заказчик или исполнитель полагают необходимым обеспечить исключения возможности раскрытия сведений, касающихся содержания РИД, способного к правовой охране в форме изобретения, полезной модели, промышленного образца, правовая охрана такого РИД предлагается в форме секрета-производства (ноу-хау) или секретного изобретения. Проектируемая норма необходима для стимулирования выявления и обеспечения правовой охраной создаваемых РИД и исключения случаев, в которых в результате НИОКТР отсутствуют созданные результаты интеллектуальной деятельности.
При этом исполнителю запрещается предлагать, а государственному заказчику запрещается принимать предложения по правовой охране в качестве единственного ноу-хау в отношении двух и более технических решений, способных к правовой охране по отдельности, и не относящихся друг к другу непосредственно. Указанное мероприятие также будет способствовать выявлению, обеспечению правовой охраной и последующему использованию (коммерциализации) результатов интеллектуальной деятельности, обеспечению правовой защитой созданных за счет государственных средств технологий.
В отношении создаваемых в рамках государственного контракта (договора) РИД (государственным заказчикам или иным лицам совместно с государственными заказчиками) необходимо будет обеспечивать разработку патентных стратегий, требования к содержанию и порядка формирования которых будут формироваться Роспатентом. Такая мера позволит формировать комплексный подход к правовой охране создаваемых с участием государственных средств РИД, в том числе к зарубежному патентованию. Данная работа облегчит возможность в том числе расчета платежей за обеспечение правовой охраной и поддержание патентов в силе в том числе за рубежом.
Подпунктом "д" пункта 4 Правил управления в редакции Изменений помимо требований к необходимости обеспечения подачи заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности также вводится детализация случаев, в которых подача заявок на государственную регистрацию РИД необходима (например, во всех случаях создания ГИС), а в каких случаях возможен отказ от нее.
Также указанным подпунктом вводится указание на необходимость следования требованиям статей 1260 и 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации при обеспечении регистрации прав на программы для ЭВМ и базы данных при регистрации ГИС, что в соответствии с проведенным анализом практики государственной регистрации указанных РИД часто нарушается.
Изменения в пункт 6 Правил управления связаны с тем, что государственный учет результатов интеллектуальной деятельности осуществляется в рамках различных систем и порядках, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Примерами таких порядков являются постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" или, например, от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации", от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предлагаемые изменения в подпункты "а" и "б" пункта 7 Правил управления обеспечат реализацию пунктов 18 и 19 Правил управления путем введения обязанности для приобретателя исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или лицензиата предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию.
Изменения подпункта "в" пункта 7 Правил управления направлены на расширение возможности государственных заказчиков в соответствии с положениями статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (, которая предусматривает возможность внесения исключительного права на РИД или права его использования не только в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства, но и в имущество хозяйственного товарищества, хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.
Исключение подпункта "г" пункта 7 Правил управления связано с нецелесообразностью принятия от имени Российской Федерации решения о досрочном прекращении действия патента на результат интеллектуальной деятельности, что связано с осуществленным расходованием бюджетных средств на создание (приобретение) такого РИД, с необходимостью осуществления попыток государственным заказчиком обеспечить коммерциализацию соответствующих прав. Кроме того, в случае, например, необходимости перехода результата интеллектуальной деятельности в общественное достояние данная задача может быть реализована путем отказа от уплаты патентных пошлин.
Предлагается уточнить пункт 7 3 Правил в целях своевременного размещения государственными заказчиками в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") актуальной информации о РИД, в отношении которых приняты решения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 71 Правил управления. Предлагается установить конкретный срок (10 рабочих дней со дня принятия в отношении таких результатов решений) для размещения государственными заказчиками на своих официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующей информации.
Предлагаемое уточнение подпункта "д" пункта 9 Правил управления направлено на устранение неопределенности в части момента оформления исключительного права на РИД в связи с тем, что распоряжение правами на РИД возможно только с момента возникновения таких прав.
В настоящее время в отношении управления правами на РИД военного, специального, двойного назначения установлен исчерпывающий перечень случаев распоряжения такими правами, который в значительной мере необоснованно ограничивает возможность вовлечения прав на такие РИД в оборот. В целях диверсификации и обеспечения эффективного трансфера технологий предлагаются уточнения положений пунктов 10 и 11 Правил управления в части устранения ограничений при организации мероприятий по использованию прав на РИД военного, специального, двойного назначения и управления ими. С этой же целью предлагается пункт 11 Правил дополнить новым подпунктом "з", согласно которому государственными заказчиками в том числе в целях реализации национальных проектов, государственных программ, развития и диверсификации экономики, расширения ее инновационной составляющей, импортозамещения, а также выполнения организациями-исполнителями НИОКТР возможно предоставление возмездной или безвозмездной лицензии в отношении РИД военного, специального, двойного назначения российским юридическим лицам, которыми в конечном счете владеют граждане Российской Федерации и (или) Российская Федерация. Предоставление права использования РИД в целях реализации национальных проектов, государственных программ, развития и диверсификации экономики, расширения ее инновационной составляющей, импортозамещения, а также выполнения организациями-исполнителями НИОКТР осуществляется безвозмездно, а в остальных случаях возмездно на основании порядка, устанавливаемого Минобрнауки России.
Проектом постановления уточняется пункт 16 Правил управления, регламентирующий порядок деятельности государственных заказчиков при военно-техническом сотрудничестве и внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции.
Изменение положений пункта 17 Правил управления направлено на устранение пробела и уточнение типа лицензионного договора, заключаемого с лицом, участвующим в выполнении государственного заказа, по аналогии с положением пункта 18 Правил управления.
В пункте 18 Правил управления дополняется состав лиц, которые на условиях простой безвозмездной лицензии могут запрашивать у государственного заказчика, по заказу которого создан РИД, права на его использование при размещении государственного заказа для государственных нужд. Согласно Изменениям такими лицами помимо федеральных органов исполнительной власти (и предусмотренных абзацем вторым указанного пункта муниципальных органов власти) смогут быть являющиеся государственными заказчиками государственные корпорации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 19 Правил управления, предусматривающий возможность предоставления безвозмездных лицензий в отношении РИД, необходимых для профилактики и лечения наиболее опасных заболеваний дополняется новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, указанный пункт Правил управления дополняется подпунктом, предусматривающим возможность безвозмездного предоставление лицензии государственной корпорацией дочерним и зависимым структурам в целях выполнения работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, включая работы, реализуемые в рамках федеральных целевых программ и (или) национальных проектов.
Предложенное изменение пункта 193 Правил управления расширяет сферу действия положений указанного пункта в части установления требований к лицу, с которым возможно заключение договора отчуждения исключительных прав Российской Федерации на РИД по аналогии с требованиями, предъявляемыми к лицу, с которым возможно заключение лицензионного договора.
Изменения пункта 194 Правил управления направлены на расширение форм распоряжения правами на РИД.
Предлагаемые дополнения пункта 195 Правил управления направлены на устранение пробела в регулировании ситуации, когда лицензиаты не заинтересованы в продлении лицензионных договоров на весь срок действия исключительного права на РИД.
Кроме того, Правила управления дополняются пунктом 199, согласно которому исключительные права на РИД могут быть безвозмездно отчуждены некоммерческой организации, учрежденной Российской Федерацией, целями и предметом деятельности которой является создание условий для осуществления трансфера отечественных и иностранных технологий и развития высокотехнологичного производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Указанное положение вводится по инициативе Минпромторга России в целях передачи закрепленных за ним прав на РИД в адрес Агентства по технологическому развитию.
В соответствии с проведенным анализом правоприменительной практики, необходимость изменения правового регулирования обусловлена необходимостью устранения правовой неопределенности и неоднозначного толкования отдельных положений Правил, уточнением и конкретизацией мероприятий, предусмотренных Правилами в рамках осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на РИД.
Коме того, проект постановления предусматривает утверждение Правил распоряжения государственными заказчиками материальными носителями, созданными в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на которых содержатся или в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации (далее - проект правил распоряжения).
Проект правил распоряжения разработан и предлагается к утверждению в рамках института управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими Российской Федерации, с учетом полномочий Правительства Российской Федерации в области экономики в части управления федеральной собственностью, предусмотренных пунктом 11 статьи 18 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Утверждение данных правил необходимо в связи с затруднениями по распоряжению материальными носителями, на которых содержатся или в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Примерами таких носителей могут быть, например, конструкторская документация, представленная государственному заказчику на бумажных носителях и представляющая собой существенный материальный объем, или опытные образцы изделий, созданные в рамках НИОКТР.
При этом, такие носители могут быть востребованы непосредственно лицами, осуществляющими вовлечение в оборот (внедрение) объектов интеллектуальной собственности. Проект правил распоряжения предполагает, что материальные носители будут "следовать" за правами на объекты интеллектуальной собственности. В частности, в случаях, когда права на РИД предоставляются государственным заказчиком иным лицам, по инициативе таких лиц распоряжение материальными носители может быть осуществлено путем:
безвозмездного отчуждения в пользу лиц, которым передаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
предоставления материальных носителей в безвозмездное использование (в том числе бессрочно или на установленный срок);
формирования копий (в том числе электронных копий) материальных носителей, на которых содержатся РИД, в целях их сохранения у государственного заказчика и (или) безвозмездной передачи лицам, которым передаются права использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации (включая права использования, в случае наличия права Российской Федерации предоставлять сублицензии).
Проект правил распоряжения предусматривает в том числе состав сведений, которые должны быть указаны в заявлении, а также обязанность государственного заказчика формирования копии документа, в случае ее отсутствия (в целях обеспечения сохранности информации о сущности отчужденного технического решения). Кроме того, проект правил распоряжения устанавливает основания принятия решения об отказе в передаче материальных носителей или их копий.
Бремя расходов на транспортировку материальных носителей и (или) их копий, а также иные расходы (например, на формирование копии материального носителя, представляемого заинтересованному лицу) осуществляется из средств лиц, в адрес которых осуществляется распоряжение материальными носителями.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не влияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Срок вступления в силу проекта постановления (6 месяцев со дня его официального опубликования) связан с необходимостью адаптации подзаконной нормативной правовой базы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти к уточненным процедурам, установленным проектом постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.