Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция"
(подготовлен Минюстом России 16.11.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 312 (далее - проект постановления, госпрограмма "Юстиция" соответственно), подготовлен в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 25.09.2020 N 31465-ПК/Д19и, а также в целях корректировки значений показателей (индикаторов) на 2020 год.
Госпрограммой "Юстиция" в рамках реализации подпрограммы 1 "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" и подпрограммы 2 "Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" предусмотрено достижение следующих значений показателей (индикаторов):
- "Количество нотариусов в Российской Федерации" (далее - показатель N 14);
- "Количество судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении, выполненных в рамках государственного задания (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета)" (далее - показатель N 24);
- "Численность подготовленных и аттестованных работников судебно-экспертных учреждений Минюста России в рамках государственного задания по подготовке и аттестации работников судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - показатель N 27).
Плановые значения вышеуказанных показателей на 2020 год нуждаются в корректировке в связи со следующим.
1. Количество должностей нотариусов в Российской Федерации зависит от количества и пределов нотариального округа, который в соответствии со статьей 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы), устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации, в городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.
В соответствии с частью второй статьи 12 Основ количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Согласно Порядку определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, утвержденному приказом Минюста России от 26.11.2008 N 275 (далее - Порядок), орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе на основании согласованного предложения территориального органа Минюста России (далее - территориальный орган) и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений территориального органа или нотариальной палаты.
При этом при формировании предложений должны быть учтены критерии, определенные пунктом 6 Порядка, в частности, наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса и численность населения в нотариальном округе.
Также должны учитываться следующие критерии:
- количество совершенных нотариальных действий за год в нотариальном округе и в субъекте Российской Федерации;
- удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортное сообщение между ними, а также возможность совершения нотариальных действий по графику приема населения, установленному нотариальной палатой;
- возможность самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование гражданской ответственности при осуществлении им нотариальной деятельности, возмещение вреда в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий или реального ущерба, причиненного неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также с учетом возможной поддержки нотариуса в соответствии с положениями статьи 11.2 Основ.
Таким образом, увеличение количества нотариусов зависит от численности населения, количества совершенных нотариальных действий и возможности самофинансирования нотариуса.
Увеличение количества нотариальных округов для открытия новых вакансий и наделение соответственно нотариусов полномочиями является нецелесообразным, поскольку нотариусы не смогут обеспечивать самостоятельное финансирование своей деятельности.
Также необходимо отметить, что причинами образования вакантных должностей нотариусов, помимо смерти нотариуса, согласно положениям статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I являются:
- сложение полномочий по собственному желанию;
- освобождение от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности: осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; признания его банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
- по достижении нотариусом семидесятипятилетнего возраста.
Замещение вакантных должностей нотариуса осуществляется в соответствии с положениями Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста России от 30.03.2018 N 63.
Так, конкурс объявляется распоряжением территориального органа Минюста России не позднее чем через один месяц со дня открытия вакантной должности нотариуса (даты сложения, прекращения полномочий нотариуса, указанной в приказе территориального органа, либо даты приказа территориального органа об учреждении должности нотариуса), а также за три месяца до дня достижения нотариусом семидесятипятилетнего возраста.
Территориальными органами конкурсы на замещение вакантной должности нотариуса (далее - конкурс) проводятся на регулярной основе в течение года по мере открытия вакантной должности нотариуса.
Учитывая значительную удаленность и особенности территориального расположения ряда регионов в субъектах Российской Федерации, возникают случаи отсутствия претендентов для участия в конкурсах в данных регионах. К числу причин отсутствия соответствующих претендентов можно также отнести и малонаселенность ряда регионов в субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что указанные причины являются препятствием для замещения вакантных должностей нотариусов на протяжении нескольких лет.
У Минюста России отсутствует возможность спрогнозировать открываемое количество вакантных должностей нотариуса в год, а также влиять на их заполняемость.
В связи с этим плановое значение показателя на 2020 год "Количество нотариусов в Российской Федерации" - "8 000" предлагается скорректировать на "7 948".
2. Показатели N 24 и N 27 соответствуют государственным работам, по которым судебно-экспертным учреждениям Минюста России установлено государственное задание.
Вместе с тем в реестровых записях федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ, размещенных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", оператором которой является Минфин России, в части Минюста России "Деятельность в области юстиции" указана работа "подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждения Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы" (уникальный номер работы 852311Ф.99.1.АЮ47АА00003) (далее - государственная работа).
При этом в сведениях о показателях объема государственной работы указано наименование "число аттестованных", что не соответствует ее содержанию, а также фактическому учету данных о ее выполнении.
Учитывая указанные расхождения в фактическом учете данных о выполнении государственной работы и во исполнение пункта 2 протокола заседания Консультационного совета по проблемам судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Российской Федерации от 17.12.2019*(1) проанализирована практика федеральных бюджетных учреждений: Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России (далее - РФЦСЭ) и региональных центров судебной экспертизы Минюста России (далее - РЦСЭ) по фактическому учету данных о выполнении государственной работы.
По результатам анализа установлено, что в РФЦСЭ и РЦСЭ при фактическом учете данных о выполнении государственной работы учитываются от 1 до 4 показателей:
количество дипломов о профессиональной переподготовке и удостоверений о повышении квалификации выданных в рамках дополнительного профессионального образования (получение дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности);
количество протоколов заседаний экспертно-квалификационных комиссий (аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы);
количество стажировок;
количество рецензий.
Причиной расхождения фактического учета данных среди РЦСЭ явилось отсутствие единых подходов к фактическом учету данных о выполнении государственной работы.
В целях обеспечения единого подхода к фактическому учету данных о выполнении государственной работы, соответствующему ее содержанию (получение дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы*(2)), выработана модель учета данных о фактическом выполнении государственной работы.
Начиная с 2020 года при фактическом учете данных о выполнении государственной работы, РЦСЭ включается только количество протоколов заседаний Экспертно-квалификационной комиссии (без учета стажировок и рецензий). В РФЦСЭ - количество дипломов о профессиональной переподготовке и удостоверений о повышении квалификации выданных в рамках дополнительного профессионального образования; количество протоколов заседаний Центральной экспертно-квалификационной комиссии.
В связи с применением новой модели учета данных по государственной работе снижены установленные государственные задания по соответствующей работе.
В целях сохранения предусмотренных объемов финансового обеспечения деятельности РЦСЭ увеличен на соответствующее количество единиц объем государственного задания по государственной работе "Производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении".
Государственное задание РФЦСЭ не корректировалось в связи с тем, что фактический учет данных о выполнении государственной работы в РФЦСЭ соответствовал ее содержанию. РФЦСЭ изначально включалось только количество дипломов о профессиональной переподготовке и удостоверений о повышении квалификации выданных в рамках дополнительного профессионального образования; количество протоколов заседаний Центральной экспертно-квалификационной комиссии.
Учитывая единую стоимость единицы работы "подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждения Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы" и единицы работы "производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении" в РЦСЭ базовый объем бюджетных ассигнований, доведенный Минфином России в ГИИС "Электронный бюджет" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, не изменялся.
В этой связи в Приложении 4 "Предложения ответственного исполнителя о ресурсном обеспечении на реализацию государственной программы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и ее целях/показателях (индикатора)" корректировка не требуется.
Корректировка государственного задания по РФЦСЭ и РЦСЭ повлекла изменение общих объемов государственного задания в целом по судебно-экспертным учреждениям Минюста России.
Согласно данным ГИИС "Электронный бюджет" на 2020 год общие объемы государственного задания по работам:
"подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждения Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы" - 588 ед.;
"производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении" - 77 988 ед.
В связи с этим плановое значение показателя на 2020 год "Количество судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении, выполненных в рамках государственного задания (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета)" предлагается установить "77 988", а показателя "Численность подготовленных и аттестованных работников судебно-экспертных учреждений Минюста России в рамках государственного задания по подготовке и аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России" - "588".
-------------------------------------------
*(1) приказ Минюста России от 22.04.2010 N 94
*(2) статьи 12, 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.