Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
(подготовлен Минтрансом России 13.07.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - Законопроект) направлен на расширение перечня объектов концессионных соглашений, а также на уточнение положений указанного закона в части проведения совместного конкурса.
В Законопроекте перечень объектов концессионных соглашений дополнен транспортно-пересадочными узлами.
Cоздание и развитие системы комфортных транспортно-пересадочных узлов является одним из приоритетных направлений развития транспортных систем крупных городских агломераций в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1734-р. Задача создания и развития системы транспортно-пересадочных узлов соответствует целям и задачам, направленным на обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, заложенными в указанной Транспортной стратегии Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации транспортно-пересадочный узел - это комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.
Согласно указанному определению транспортно-пересадочный узел является самостоятельным объектом, не относящимся ни к одному из объектов концессионных соглашений, перечисленных в статье 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Создание условий, в том числе, правовых, для привлечения частных средств в реализацию проектов строительства и эксплуатации транспортно-пересадочных узлов является необходимостью для решения поставленных Транспортной стратегией Российской Федерации задач. Внесение предлагаемых в законопроекте изменений позволит создать такие условия и минимизировать правовые и судебные риски при реализации проектов.
Законопроектом вносятся изменения в часть 1.3 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
В соответствии с положениями главы 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество по общему правилу является долевой, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.
В силу статьи 133 ГК РФ к неделимым вещам относятся вещи, раздел которых в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которые выступают в обороте как единый объект вещных прав, даже если они имеют составные части.
Согласно статье 133.1. ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В настоящее время формулировка части 1.3. статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях" предполагает возможность создания (реконструкции) объектов, части которых будут находиться в собственности разных публично-правовых образований.
Вместе с тем Федеральный закон не предусматривает возможность создания в результате исполнения концессионного соглашения неделимых вещей, для создания и последующей эксплуатации которых требуется вовлечение в проект имущества двух и более публично-правовых образований и в создании которых заинтересованы такие публично-правовые образования постольку, поскольку Федеральный закон не предполагает возможности возникновения общей долевой собственности.
Например, для создания и эксплуатации объекта легкого рельсового транспорта - линейного объекта на территории нескольких публично-правовых образований требуется вовлечение в проект имущества публично-правовых образований, в границах которых будет находиться создаваемый объект легкого рельсового транспорта. В состав такого объекта входят подвижной состав, депо, железнодорожные пути, контактные сети, включая тяговые подстанции, АСУДД. Такой объект является единым технологическим комплексом, объединенным единым назначением и разделить его на части не представляется возможным с учетом его специфики.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается возможность заключения концессионных соглашений в целях создания (реконструкции) сложных неделимых объектов, которые будут находиться (находятся) в общей долевой собственности разных публично-правовых образований в результате реализации совместных концессионных проектов.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить часть 1.3 статьи 5 абзацем следующего содержания: "По результатам совместного конкурса между победителем совместного конкурса и публично-правовыми образованиями заключается одно концессионное соглашение". Изменения направлены на устранение правовой неопределенности в отношении количества заключаемых концессионных соглашений несколькими публично-правовыми образованиями по результатам проведения совместного конкурса. При этом в заключаемом концессионном соглашении будут устанавливаться разграниченные обязательства каждого из публично-правовых образований по осуществлению финансирования своей части расходов на создание и эксплуатацию объекта концессионного соглашения, обеспечивая соблюдение принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заключение одного концессионного соглашения необходимо для минимизации рисков, связанных с синхронностью выполнения обязательств, неопределенностью последствий невыполнения обязательств одной стороной для другой, в том числе финансовых обязательств, последствий расторжения и изменения концессионного соглашения одним из концедентов для другого концедента.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или внесения изменений или дополнений федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.