Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" в части снятия ограничений на оборот искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации"
(подготовлен Минэнерго России 17.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" в части снятия ограничений на оборот искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации", направлен на определение статуса искусственных островов, установок, сооружений, создаваемых, эксплуатируемых, используемых на континентальном шельфе Российской Федерации при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче его минеральных ресурсов, как объектов гражданских прав, и регулирование оснований их принадлежности недропользователям и исполнителям и особенностей их оборота.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" в части снятия ограничений на оборот искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации" вносит изменения в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Морские платформы и иные объекты, используемые при эксплуатации континентального шельфа (далее - "морские платформы"), являются крайне дорогостоящими объектами, создание и начальная эксплуатация которых требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, в том числе в форме банковского кредитования. Значительная стоимость объектов требует определенности прав на них, ясности их статуса как объектов гражданских прав и круга сделок, которые могут (или не могут) с ними совершаться. Вместе с тем расположение морских платформ на континентальном шельфе, за пределами территориальной юрисдикции прибрежного государства, делает их специфическими объектами, требующими специального регулирования не только в сферах природопользования и природоохраны, но и в сфере гражданско-правового регулирования морских платформ как объектов гражданских прав, особенно той их части, которая не является морскими судами (искусственные острова и т.д.). Несмотря на то, что данные объекты по существу прочно связаны с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, они, тем не менее, не могут быть признаны недвижимостью в силу их связи с землей и соответственно не могут автоматически подпадать под действие общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации и иного законодательства Российской Федерации о недвижимом имуществе.
Для устранения данного пробела законодательства предлагаем дополнить Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" новой статьей 16.3. "Искусственные острова, установки, сооружения, создаваемые, эксплуатируемые, используемые на континентальном шельфе при региональном геологическом изучении геологическом изучении, разведке и добыче его минеральных ресурсов как объекты гражданских прав", которая будет определять гражданско-правовой статус этих объектов и особенности их оборота, не затрагивая регулирование искусственных островов, установок, сооружений, создаваемых для иных целей.
Часть первая новой статьи прямо допускает возникновение права собственности на вновь создаваемые в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" искусственные острова, установки, сооружения не только непосредственно у пользователя недр, но и у исполнителя, которому не требуются разрешения на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, что позволяет недропользователям более гибко строить партнерские отношения с исполнителями, привлекаемыми на договорной основе пользователями недр для создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок, сооружений согласно статье 16.2 Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Часть вторая статьи 16.3 отдельно отражает последствия создания искусственного острова, установки, сооружения в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" путем временного закрепления на континентальном шельфе плавучих (подвижных) буровых установок, морских плавучих (передвижных) платформ и иных морских судов, при котором новых объектов гражданских прав не возникает, так как старые объекты не прекратили своего существования, что следует из их сохранения в соответствующем реестре судов. В этом случае в силу вводимой нормы закона существующие права на них не изменяются.
Часть третья статьи 16.3 предусматривает закрытый перечень случаев, в которых допускается передача или переход права собственности на искусственные острова, установки, сооружения, созданные в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации":
1) переход права пользования участком недр;
2) передача пользователем недр исполнителю, и наоборот;
3) передача в залог искусственных островов, установок, сооружений, с оговоркой, что при обращении взыскания на заложенные объекты они могут быть реализованы третьему лицу исключительно с соблюдением правил, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, то есть этого же перечня случаев;
4) получение предварительного согласия федеральных органов исполнительной власти.
Во всех этих случаях перехода права собственности на искусственные острова, установки, сооружения не происходит нарушения условий соответствующих разрешений или лицензий, а обращение взыскания на искусственный остров, установку, сооружение путем их реализации согласно пункту 3 части 3 статьи 16.3. Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" в редакции законопроекта возможно только с соблюдением правил, предусмотренных частью третьей этой статьи, то есть одновременно с переходом права пользования недр, между исполнителем и заявителем (недропользователем) или с предварительного согласия федеральных органов исполнительной власти. Во всех этих случаях не происходит бесконтрольного "разрыва" между правом собственности на искусственный остров, установку, сооружение и правом на их фактическую эксплуатацию.
Часть четвертая новой статьи 16.3 предусматривает процедуру переоформления разрешения на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, если в результате передачи данных объектов требуется только внесение изменений в содержащиеся в данном разрешении сведения о заявителе или лице, ответственном за создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, с целью понизить административные барьеры при переоформлении указанных документов, при этом институт "переоформления" разрешений введен в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" аналогично Закону РФ "О недрах" (ст. 17.1.) в силу близости (и частичного совпадения) предметов регулирования этих законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.