Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части переноса на более поздний срок перехода внутреннего рынка газа Российской Федерации от регулирования оптовых цен на газ и установления тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа для всех потребителей и производителей газа"
(подготовлен ФАС России 21.03.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа" (далее - проект постановления) разработан во исполнение Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618, а также поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 23.01.2018 N АД-П9-318.
В соответствии с протоколом Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 04 июля 2014 г. N А4-26-368 Правительству Российской Федерации поручено создать предпосылки для выравнивания экономических условий деятельности участников рынка газа.
Статьей 1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) заложены основы формирования единых правил функционирования рынка газа, единство основ и принципов ценовой политики на данном рынке. При этом, различные экономические условия, сложившиеся в настоящее время на рынке газа не позволяют соблюдать принципы единства, равенства, заложенные Законом о газоснабжении.
Производителями газа являются не только ПАО "Газпром" и его аффилированные лица, но и независимые производители газа. При этом государственное регулирование оптовых цен введено только в отношении ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц, реализующих газ по прямым договорам (не посредством организованных торгов), при этом государственному регулированию подлежит только тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам, принадлежащим собственнику единой системы газоснабжения (ПАО "Газпром"), который оплачивают независимые производители газа. Цена на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для газа, реализуемого ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, является внутренним расчетным тарифом на услуги по транспортировке газа, который может быть как выше, так и ниже тарифа, подлежащего государственному регулированию.
Таким образом, для создания единой ценовой политики на рынке газа необходим одновременный переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам единых для всех потребителей и производителей газа в Российской Федерации.
Вместе с тем, с 2011 года на территории Российской Федерации реализуется переходный период.
Переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации осуществляется заканчивается установлением единого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам и отмене государственного регулирования оптовой цены на газ, добываемый и реализуемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами потребителям (кроме населения).
Целью проекта постановления является развитие конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа, а также переход на рыночное ценообразование.
Проект постановления предусматривает установления единого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц, а также отмену государственного регулирования оптовой цены на газ, реализуемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а также изменение порядка определения коэффициента, используемого для расчета налога на добычу полезных ископаемых в связи с отменой формулы цены, используемой для расчета налога.
По итогам анализа рынка оптовой реализации природного газа, проведенного ФАС России, на рынке присутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие коллективное доминирующее положение в соответствии со частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Национальным планом предусмотрено поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности. Несмотря на высокую концентрацию рынка реализации природного газа, на рынке присутствуют более 3 поставщиков газа, следовательно, такой рынок можно отнести к конкурентному рынку.
Таким образом, в целях развития конкуренции и снижении государственного тарифного регулирования, не позднее 1 июля 2019 года предлагается осуществить переход на рыночное ценообразование.
Рыночные механизмы ценообразования на газ должны формироваться на основе объективных рыночных индикаторов (индексов цен), формируемых по данным о ценах на газ внебиржевых сделок, спотовых цен на формируемых на организованной торговой площадке, а также сопоставимых цен зарубежных рынков (net back).
Ценовой арбитраж между перечисленными индексами сформирует индекс рыночной цены внутреннего рынка, который позволит ориентировать цены на газ на рыночный уровень.
Соответствующая привязка позволит ускорить поэтапное достижение уровня равной доходности поставок газа на внутренние и внешние рынки, создаст адекватные рыночные условия торговли газом и создаст экономические предпосылки для увеличения газопотребления потребителями.
При этом в целях исключения злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке оптовой реализации газа, своим положением (рыночной властью) в частности предотвращения установления монопольно высокой цены, а также для формирования параметров, необходимых для расчета налога на добычу полезных ископаемых, ФАС России будет осуществлять ежемесячный мониторинг, а также осуществлять расчет средневзвешенной оптовой цены на газ, реализуемый хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на оптовом рынке поставки природного газа, потребителям Российской Федерации (кроме населения) и опубликовывать его на официальном сайте в сети "Интернет".
Для выравнивания условий хозяйствования между поставщиками газа и подготовки к переходу на рыночное ценообразование Федеральной антимонопольной службой разработаны проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Правил недискриминационного доступа к услугам подземного хранения газа, Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации", проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 323 "О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром"" (далее - пакет нормативно-правовых актов).
В целях синхронизации вступления в силу изменений, предусмотренных вышеуказанным пакетом нормативно-правовых актов, срок вступления в силу настоящего проекта постановления предлагается по истечении 6 месяцев с даты принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Правил недискриминационного доступа к услугам подземного хранения газа, Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", но не позднее 1 июля 2019 года.
Кроме того, проект постановления предполагает отмену ряда нормативно-правовых актов, утративших свою актуальность в настоящее время, а также устраняет противоречия актам, имеющим большую юридическую силу.
Проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджета иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.