Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг" (подготовлен Госкорпорацией "Росатом")
(от 15.05.2018)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направляется в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 4 сентября 2017 г. по 16 сентября 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 6 декабря 2017 г. по 14 февраля 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/09-17/00072805).
Предложений и замечаний к проекту акта представлено не было.
Согласно пункту 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия в период с 15марта 2018 г. по 22 марта 2018 г. Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта, в ходе которых предложения и замечания поступили от Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (справка прилагается).
Из информации, представленной разработчиком в сводном отчете, следует, что проект акта разработан в соответствии со статьями 1412-1413 части четвертой Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1412 ГК РФ объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения являются сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным ГК РФ требованиям к таким селекционным достижениям.
Критериями охраноспособности селекционного достижения, согласно статье 1413 ГК РФ, являются в том числе отличимость, однородность и стабильность.
Исключительное право на селекционное достижение, согласно статье 1414 ГК РФ, признается и охраняется "при условии государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям выдает заявителю патент на селекционное достижение".
Согласно статье 1438 ГК РФ проводятся испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность.
По мнению разработчика "испытания селекционных достижений на отличимость, однородность, стабильность являются услугами необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг по выдаче патента на селекционные достижения и государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений".
Однако в проекте акта имеются некоторые несоответствия положениям ГК РФ.
Пунктом первым проекта акта предлагается следующая редакция наименования необходимой и обязательной услуги: "государственные испытания селекционных достижений на отличимость, однородность и стабильность".
При этом статья 1438 ГК РФ не содержит указания на то, что испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность являются "государственными".
Согласно статье 1438 ГК РФ испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
Заявитель обязан предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в целях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, а также данные, представленные заявителем.
Из указанной статьи ГК РФ следует, что испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность не обязательно проводятся самим федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. При этом ГК РФ не содержит прямой и непосредственной нормы о том, кем могут или должны проводиться данные испытания.
Таким образом, учитывая изложенное, можно сделать вывод, что пункт 2 проекта акта, содержащий положение о том, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим проектом акта, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций, не согласуется с пунктом 2 статьи 1438 ГК РФ.
Упомянутый пункт 2 проекта акта не согласуется также с пунктом 5.5.8. постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", в соответствии с которым к полномочиям Минсельхоза России относится экспертиза результатов регистрационных испытаний селекционных достижений, а не проведение испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.
Проблему, которую призвано решить предлагаемое регулирование, разработчик в сводном отчете определил как отсутствие достаточных средств из федерального бюджета для исполнения всех заявок на регистрацию селекционных достижений в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Для решения этой проблемы разработчик считает необходимым установить финансирование затрат на проведение испытаний селекционных достижений (сортов или гибридов) сверх установленного государственного задания за счет заявителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 735 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом" установлен размер государственной пошлины за совершение действий, связанных с патентом на селекционное достижение. В соответствии с приложением к указанному Положению, действия, связанные с патентом на селекционные достижения, помимо иных действий, связанных с подачей и регистрацией заявки, внесением изменений в документы, регистрацией селекционного достижения и публикацией соответствующей информации, включают действия по испытанию селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, а также по экспертизе результатов селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Суммарный размер пошлины на исполнение всех необходимых действий по выдаче патента для резидентов (под которыми понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации вида на жительство, а также российские юридические лица) составляет 13970 рублей (пошлина за испытания и экспертизу - 6600 рублей), а для нерезидентов (под которыми понимаются физические лица, не являющиеся резидентами и иностранные юридические лица) - 68960 рублей (пошлина за испытания и экспертизу - 33000 рублей).
По оценкам экспертов при реализации положений проекта акта стоимость испытаний для резидентов при "государственном" испытании сортов может возрасти до 120 тысяч рублей за один сорт (гибрид).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия проекта постановления
Правительства Российской Федерации
"О внесении изменений в перечень
услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления
федеральными органами исполнительной
власти, Государственной корпорацией
по атомной энергии "Росатом"
государственных услуг и предоставляются
организациями, участвующими в
предоставлении государственных услуг,
утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352"
Справка
о результатах публичных консультаций по проекту проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352"
Согласно пункту 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия в период с 15марта 2018 г. по 22 марта 2018 г. Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта, в ходе которых предложения и замечания поступили от Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Участники публичных консультаций признали проблему, которая должна быть разрешена проектом акта неактуальной.
Эксперты ТПП Российской Федерации отметили в своем заключении, что Государственный реестр селекционных достижений ведется с 1993 года, во исполнение статьи 3 Федерального Закона от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях", то есть 25 лет.
Из пояснительной записки к проекту акта не ясно, в связи с чем возникла необходимость начать проводить оценку отличимости, однородности, стабильности за счет заявителя, если 25 лет она проводилась за счет бюджета, при этом заявитель оплачивал все предусмотренные законом пошлины.
Поручения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации проводить оценку отличимости, однородности, стабильности за плату отсутствуют, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами таких требований так же не установлено. Между тем в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", услуги за счет заявителя оказываются не по в случаях установленных федеральными законами, законом, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами
Введение платной услуги в дополнение к предусмотренным государственным пошлинам окажет излишнюю финансовую нагрузку на сельхозпредпринимателей или потребует их пересмотреть в сторону повышения.
Положительных эффектов предлагаемое регулирование не предполагает. Эксперты ТПП РФ считают целью разработчика установление платности за оказываемую в настоящее время бесплатно услугу.
За включение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений при реализации предлагаемого регулирования заявителю придется затратить значительные средства.
Как на негативный эффект зксперты ТПП РФ указывают на то, что при установлении платности проведения оценки отличимости, однородности, стабильности, при включении сортов в реестр охраняемых селекционных достижений будет реализован также принцип платности внесения сортов (гибридов) в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. (в настоящее время подготовлен проект акта, предусматривающий введение государственной пошлины за внесение в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию).
Эксперты ТПП РФ предлагаут уточнить, что оценка отличимости, однородности, стабильности за плату, проводилась бы исключительно с целью включения в реестр охраняемых селекционных достижений, и не могла бы проводится за плату при ведении других реестров.
Например, "государственные испытания селекционных достижений на отличимость, однородность, стабильность с целью включения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений"
По мнению экспертов, проект акта содержит нормы, противоречащие действующему законодательству:
"1.Разработчиком указано, что проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Правительства N 352 от 6 мая 2011 г. подготовлен во исполнение ст.1412, 1413 ГК РФ.
Но на самом деле данные статьи не содержат норм о введении платности услуг по испытанию селекционных достижений на отличимость, однородность, стабильность, которые проводятся за счет бюджета с 1993 года. Данные статьи содержат нормы о том, что включение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений происходит на основании оценки отличимости, однородности, стабильности.
2. В сводном отчете разработчика, п.11.5, указано, что дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности - нет. Такое утверждение не соответствует действительности.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N735 "Об утверждении Положения о патентных и ..." установлен размер платы за совершение тех или иных действия. Поэтому в случае установления платной услуги по оценке отличимости, однородности и стабильности у предпринимателей неминуемо возникнут дополнительные расходы на такую оценку, по предварительным расчетам составляют до 120 000 рублей за сорт".
Также эксперты отмечают наличие в проекте акта норм, позволяющих их толковать неоднозначно.
"Пункт 44 проекта Постановления Правительства изложен таким образом, что может применяться во всех случаях проведения оценка отличимости, однородности, стабильности, а не только с целью включения селекционного достижения в в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
Эксперты обращают внимание, что в сводном отчете разработчика, п.1.5, указано, что основанием для разработки проекта является Представление Генеральной Прокуратуры РФ от 28.03.2017 N76/1-637-2016 и ст.1412 и 1413 ГК РФ.
По мнению экспертов ТПП РФ представление Генеральной прокуратуры не может быть основанием для введения платных услуг, представление дано в связи с выявленными нарушениями и с целью их устранения, а статьи 1412 и 1413 ГК РФ не содержат норм обязывающих ввести платные государственные услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.