Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы "Об утверждении Методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности"
(подготовлен ФАС России 18.10.2019 г.)
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст. 1916; 2019, N 31, ст. 4654), а также в целях совершенствования антимонопольного контроля за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)разработан проект приказа ФАС России "Об утверждении Методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности" (далее - Проект). Полномочия по антимонопольному регулированию на оптовом и розничных рынках предусмотрены частью 1 статьи 25 Федерального Закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правилами оптового рынка. Разработка и последующее принятие Проекта направлены на определение особенностей осуществления антимонопольного регулирования и контроля на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Проект не изменит содержания прав и обязанностей субъектов оптового рынка электрической энергии, а также не изменит содержания полномочий антимонопольного органа в отношениях с субъектами оптового рынка электрической энергии.
Целью предлагаемого регулирования является усовершенствование механизма выявления случаев манипулирования на оптовом рынке электрической энергии и мощности в части расчета экономически обоснованных ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности.
В соответствии со статьей 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом рынке осуществляются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, актами федерального антимонопольного органа. В соответствии со статьей 25 Закона об электроэнергетике, объектами указанного контроля являются, в том числе цены, уровень экономической концентрации на оптовом рынке, действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках. Проект предусматривает определение требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности, методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности, а также внесение изменений в методику проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности. Проект разработан в целях пресечения манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Согласно положениям статьи 3 Закона об электроэнергетике, манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем: подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала); подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации; подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Манипулирование ценами на оптовом рынке приводит к увеличению цены на электрическую энергию и мощность для конечных потребителей. Проект предусматривает определение алгоритма сравнения ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности. Проект направлен на конкретизацию полномочий Федеральной антимонопольной службы сфере электроэнергетики, а также на урегулирование порядка осуществления указанных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.