Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о зоне ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства" (подготовлен Роспотребнадзором)
(от 07.04.2020 г. N 10958-/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о зоне ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства" (далее соответственно - проект акта, ПРТО), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 25 декабря 2019 г. по 29 января 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/12-19/00097681).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта регламентируется порядок установления зон ограничения ПРТО, являющихся объектами капитального строительства, в том числе порядок принятия решения об установлении, изменении и прекращении существования зон ограничений такого ПРТО, требования к проектной документации, режиму использования земельных участков территорий зон ограничений в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 10 марта по 18 марта 2020 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ПАО "МегаФон", ПАО "МГТС", ПАО "МТС", ООО "Т2 Мобайл", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Неучтенные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению и рекомендуются к проработке разработчиком.
На основании представленных разработчиком материалов по предлагаемому регулированию, а также позиций, полученных при проведении публичных консультаций, к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. В настоящее время вопрос установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон ограничений ПРТО урегулирован санитарно-эпидемиологическом законодательством.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, например, в настоящее время действует СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" (далее - СанПиН по ПРТО), регламентирующий вопросы установления СЗЗ и зон ограничений ПРТО.
При этом СанПиН по ПРТО содержит требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на конкретный тип (модель) изделия при производстве, закупке, реализации и эксплуатации оборудования ПРТО.
Более того, фактически, зона ограничения ПРТО в соответствии с пунктом 4 проекта акта соответствует зоне ограничения, предусмотренной абзацем третьим пункта 3.17 СанПиН по ПРТО. В этой связи представляется необходимым разграничить сферу регулирования норм в отношении санитарно-эпидемиологических правил и земельного законодательства.
2. Действующее регулирование подразумевает проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации, по результатам которой выдается заключение по форме Р1, и санитарно-эпидемиологическая экспертиза при вводе ПРТО в эксплуатацию (при последующей эксплуатации), по результатам которой выдается заключение по форме Р2.
Следует отметить, что в представленном разработчиком комплекте материалов не представлена информация о последующем внесении изменений в действующую нормативную базу при том, что предлагаемое регулирование регламентирует ту же самую сферу. Однако для установления зоны ограничений ПРТО в соответствии с пунктом 17 проекта акта необходимо представление экспертного заключения иного типа, которое не требуется в настоящее время, а именно экспертного заключения о результатах проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта зоны ограничений ПРТО.
Пунктом 19 проекта акта также устанавливается иная формулировка экспертизы. Учитывая различие в используемых формулировках наименований экспертиз, а также непредставление разработчиком информации о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, представляется, что проектом акта устанавливается дополнительная процедура при установлении зоны ограничений с необходимостью проведения дополнительной экспертизы.
При этом стоимость такой экспертизы по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, и данным из открытых источников может составить порядка 30 тыс. рублей, а срок ее проведения составляет от 1,5 до 5 месяцев.
Более того, отрицательный вывод в экспертном заключении о результатах проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта зоны ограничений ПРТО фактически ставит под сомнение выводы санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зоны ограничений ПРТО санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
В этой связи в целях исключения избыточных затрат субъектов предпринимательской деятельности необходимо привести в соответствие с действующим законодательством формулировки требований проекта акта. При этом проект зоны ограничений может быть рассчитан уполномоченным органом самостоятельно исходя из информации, представленной в санитарно-эпидемиологического заключения, все данные которого имеются в распоряжении органов государственной власти.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 106 ЗК РФ в проекте акта должны быть определены требования к предельным размерам такой зоны и (или) правила определения размеров зон. Исключением этого требования является только случай установления таких требований федеральным законом.
Однако федеральными законами вопрос установления требований к предельным размерам такой зоны и (или) правила определения размеров зон в отношении зон ограничений ПРТО не урегулирован. При этом проектом акта такие требования также не определяются, а установленная пунктом 8 проекта акта отсылка на определение границ зоны ограничений ПРТО исходя из предельно допустимого уровня воздействия электромагнитного поля на население по методикам, утвержденным в установленном порядке, представляется недостаточной. Кроме того, такие методики могут иметь ненормативный характер.
Более того, предлагаемая проектом акта формулировка позволяет установить зону ограничений ПРТО не только в границах территории, где предельно допустимый уровень воздействия электромагнитного поля превышает нормативный, но и на любом произвольном расстоянии от нее.
Таким образом, представляется необходимым в проекте акта определить требования к предельным размерам такой зоны и (или) правила определения размеров зоны ограничений ПРТО.
4. Проектом акта не установлен переходный период, однако, учитывая замечание 2 проекта акта, для установления зоны ограничений ПРТО потребуется проведение дополнительных экспертиз, в том числе для случаев, в отношении которых в настоящее время проводятся процедуры установления зон ограничений ПРТО.
На основании изложенного представляется необходимым доработать проект акта по замечанию 1 и/или предусмотреть переходные положения в отношении указанных случаев.
5. В соответствии с пунктом 9 проекта акта границы зоны ограничений ПРТО отсчитываются от центра ПРТО (центра основания антенно-мачтового сооружения), а при размещении на одном земельном участке нескольких ПРТО - от центра ПРТО, имеющего большую суммарную мощность оборудования. Однако представленная формулировка не учитывает различный размер и очертания таких земельных участков. Так, например, при расположении двух ПРТО на земельном участке в 2 Га могут быть установлены ограничения на размещение между этими ПРТО.
В целях исключения избыточных ограничений на использование доступных для осуществления деятельности в настоящее время территорий (в местах, где предельно допустимый уровень ниже нормированного) представляется необходимым устанавливать зону ограничений у каждого ПРТО отдельно вне зависимости от их расположения на одном земельном участке или разных, предусмотрев при этом возможность объединения зон ПРТО, находящихся в непосредственной близости.
6. В соответствии с пунктом 36 проекта акта в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного передающего радиотехнического объекта, в отношении которого установлена или изменена зона ограничений ПРТО, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) уровней электромагнитных полей ПРТО с учетом фона, а также экспертизу результатов таких исследований (измерений).
Учитывая дополнительные затраты и сроки проведения такой экспертизы, предлагаемое повторное измерение показателей при неизменности мощности ПРТО представляется избыточным. Кроме того, в отношении данного пункта проекта акта также может быть высказано замечание, представленное в пункте 2 настоящего заключения.
7. Состав комплекта необходимых к представлению документов, предусмотренного проектом акта, представляется избыточным. Также недостаточно раскрыт состав сведений, необходимых к представлению для подачи заявления об установлении, изменении, прекращении зоны ограничений ПРТО.
Так, например, в соответствии с подпунктом "д" пункта 18 проекта акта необходимо представлять ситуационный план в масштабе от 1:500 до 1:2000 с указанием места установки антенн, прилегающих к ПРТО зданий, с указанием высотности зданий, рельефа местности и границ зон ограничений. При этом указанная информация в соответствии с СанПиНом по ПРТО подлежит обязательному включению в санитарно-эпидемиологическое заключение и приложения к нему и имеется у органов государственной власти.
Аналогичное замечание можно сделать в отношении информации, представляемой в соответствии с подпунктом "д" пункта 17.1 проекта акта.
Кроме того, в соответствии с подпунктами "в", "г" пунктов 17 и 17.1, подпунктами "б" и "г" пункта 18 проекта акта необходимо представить определенные сведения. При этом отсутствует конкретизация указанных сведений. Более того, не представляется возможным определить, чем отличаются сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии проекта зоны ограничений ПРТО санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам от самого заключения.
Также в соответствии с пунктом "б" пункта 18 проекта акта в заявлении указываются сведения об оборудовании ПРТО других владельцев, однако не представляется возможным определить, какие сведения представлять: об оборудовании, размещенном на этом же ПРТО, но принадлежащем другим владельцам; об оборудовании, размещенном на других ПРТО, которые принадлежат другим владельцам.
На основании изложенного представляется необходимым детализировать и сократить перечень сведений, представляемых для установления, изменения, прекращения зоны ограничений ПРТО до такого уровня, при котором в указанном перечне останется лишь запрос информации, не имеющейся в распоряжении органов государственной власти.
8. В пункте 16 проекта акта указано, что для установления, изменения зоны ограничений ПРТО в связи с планируемыми строительством, реконструкцией (переоборудованием) объекта заявитель обязан обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении или изменении зоны ограничений ПРТО по форме согласно Приложениям N 1, N 2 к проекту акта, однако, такие приложения отсутствуют в представленном разработчиком комплекте документов. В пункте 20 присутствует ссылка на приложение N 3, которое также отсутствует.
В этой связи представляется необходимым представить комплект документов в полном объеме.
9. Пунктом 20 проекта акта устанавливается обязанность в установленные сроки представить заявление о прекращении существования зоны ограничений ПРТО как для правообладателя, так и для владельца оборудования. В случае, когда указанные лица не совпадают, предъявление требований к обоим лицам по подаче заявления представляется избыточным и нецелесообразным.
В этой связи считаем необходимым возложить такую обязанность только на одно лицо.
10. Пунктом 29 проекта акта устанавливаются основания для принятия решения об отказе в установлении, изменении зоны ограничений ПРТО. При этом основания, предусмотренные пунктами "в" и "г" (наличие в экспертном заключении о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта зоны ограничений ПРТО сведений о его несоответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям; наличие в санитарно-эпидемиологическом заключении сведений о несоответствии проекта зоны ограничений ПРТО санитарно-эпидемиологическим требованиям) не содержат содержательных отличий.
В этой связи представляется необходимым конкретизировать указанные пункты или исключить дублирование.
11. В соответствии с пунктом 39 проекта акта лица, заинтересованные в переносе или переоборудовании ПРТО, вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) к правообладателю ПРТО с заявлением о выдаче исходных данных (параметров ПРТО) или документов, подтверждающих наличие оснований для прекращения существования зоны ограничений ПРТО. Исходя из представленной формулировки любое лицо может запросить указанную информацию. При этом такая информация является собственностью владельца такого оборудования.
Учитывая широкий субъектный состав лиц, которые могут запрашивать такую информацию, предлагаемое требование может затрагивать интересы правообладателя и стать причиной его издержек, что представляется некорректным. В этой связи представляется целесообразным исключить такую обязанность, предусмотрев возможность получения сведений только от уполномоченного органа.
12. В проекте акта (например, в пунктах 3, 9, 13, 15, 20, 27, 39, 40) используются различные термины по отношению к ПРТО, а именно "ПРТО", "оборудование ПРТО", "оборудование", которые допускают широкую трактовку требований проекта акта. В целях исключения разночтений требований проекта акта представляется целесообразным использовать единую терминологию.
13. Пунктом 5 проекта акта устанавливаются случаи, при которых установление зон ограничений ПРТО не требуется. При этом предлагается эти случаи ограничить только тем оборудованием, антенны которого создают электромагнитные поля на открытой территории.
При этом термин "открытая территория" в применении к размещению средств связи нормативно не закреплен, в связи с чем требует конкретизации.
14. В подпункте "б" пункта 13 проекта акта используются термины "прекращение существования" и "ликвидация". При этом указанной нормой не урегулирован случай прекращения функционирования ПРТО как ПРТО, то есть с демонтажем расположенного на нем оборудования. Однако, такой случай предусмотрен в абзаце 3 пункта 15 проекта акта.
В этой связи представляется целесообразным дополнить пункт 13 проекта акта случаем демонтажа оборудования ПРТО.
15. Также следует отметить, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации прогнозируется существенное снижение деловой активности. В этой связи полагаем, что в настоящее время необходимо в первую очередь сконцентрироваться на поддержке промышленных предприятий и временно отказаться от установления новых требований, которые могут привести к существенным непроизводственным издержкам хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать разработчику проработать вопросы целесообразности доработки проекта акта в настоящее время, а также вопросы изменения сроков реализации мероприятий, необходимых к установлению зоны ограничений ПРТО.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.