Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868"
(подготовлен МЧС России 23.11.2020 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868", разработан в целях повышения эффективности реализации возложенных на МЧС России функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Дополнение подпункта 2 пункта 8 Положения о МЧС России новыми полномочиями по разработке (утверждению) ряда нормативных правовых актов обусловлено следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральная противопожарная служба (далее - ФПС) включает в себя, в том числе:
пожарно-спасательные подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения ФПС);
пожарно-спасательные подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения ФПС);
пожарно-спасательные подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения ФПС).
В настоящее время объектовыми и специальными подразделениями ФПС охраняются организации, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (далее - Перечень), утвержденный соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем на сегодняшний день, отсутствуют четкие критерии, исходя из которых на тех или иных объектах в зависимости от осуществляемой ими деятельности и стратегического значения создаются подразделения ФПС.
Таким образом, наделение МЧС России полномочием по утверждению критериев объектов, на которых могут создаваться объектовые и специальные подразделения ФПС, позволит установить четкие принципы создания объектовых и специальных подразделений ФПС по охране объектов в зависимости от осуществляемой деятельности и стратегического значения.
Также в настоящее время отсутствует механизм создания (реорганизации, ликвидации) подразделений ФПС при включении организаций в Перечень или исключении организаций из него.
В этой связи наделение МЧС России полномочием по утверждению порядка создания (реорганизации, ликвидации) указанных подразделений, а также порядка организации их деятельности, позволит утвердить четкий механизм и порядок, в соответствии с которым будут осуществляться мероприятия по созданию (реорганизации, ликвидации) объектовых и специальных подразделений ФПС.
Наделение МЧС России полномочием по разработке и утверждению порядка организации деятельности договорных ФПС обусловлено необходимостью нормативного правового регулирования вопросов выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями, а также тем, что деятельность указанных подразделений ФПС затрагивает интересы организаций-заказчиков получаемых услуг.
В целях повышения уровня противопожарной защищенности объектов высокой категории риска (социально значимых объектов), а также сокращения времени реагирования и прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова в подразделениях ФПС размещается оборудование программно-аппаратных комплексов мониторинга (далее - ПАК), предназначенное для приема и обработки информации о параметрах возгорания, угрозах риска развития крупных пожаров.
Вместе с тем не определен порядок приема, обработки и передачи сообщения о пожаре должностными лицами подразделений ФПС, поступившего от ПАК.
Учитывая изложенное, наделение МЧС России полномочием по утверждению указанного порядка позволит выстроить четкий алгоритм действий должностных лиц ФПС при получении сигнала о пожаре, поступившего на ПАК.
В целях профилактики правонарушений, фиксации действий личного состава подразделений ФПС при выполнении возложенных на них задач, защиты их прав и интересов, фиксации обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, существует необходимость использования в подразделениях ФПС носимых и автомобильных регистраторов.
Таким образом, утверждение порядка применения носимых и автомобильных регистраторов в подразделениях ФПС позволит четко регламентировать использование указанных устройств при следовании подразделений к месту вызова и при тушении пожаров.
В целях совершенствования приемов и способов тушения и профилактики пожаров, а также сокращения времени реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации на вооружение в подразделения МЧС России поступают современные высокоманевренные мобильные средства пожаротушения и создаются специальные группы экстренного реагирования, предназначенные для оперативной доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования к месту вызова для ликвидации очагов пожара и проведения аварийно-спасательных работ, несения дежурства на маршрутах патрулирования или временных маршрутах патрулирования районов охраняемой территории.
Применение подхода по тушению и профилактики пожаров с использованием высокоманевренных пожарно-спасательных средств является принципиально новым направлением в системе МЧС России, в связи с чем требует нормативного правового обустройства и четкого регламентирования деятельности групп экстренного реагирования, оснащенных указанными транспортными средствами.
Таким образом наделение МЧС России полномочием по разработке и утверждению приемов и способов применения технических средств пожаротушения в целях профилактики и тушения пожаров позволит четко регламентировать действия данных групп и определить перечень выполняемых ими задач.
Проект указа не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по реализации проекта указа относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 300, и влияет на достижение ее цели - "Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения военных конфликтов и вследствие их ведения, а также от совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах", а также на решение ее задач по "Обеспечению эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных конфликтов", "Обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" и "Повышение общего уровня безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации".
Реализация решений, предлагаемых проектом указа, не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для граждан и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.