Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, заключивших соглашения о повышении конкурентоспособности и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512"
(подготовлен Минсельхозом России 23.11.2020 г.)
В соответствии с исполнением Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" (далее - федеральный проект) Минсельхоз России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, заключивших соглашения о повышении конкурентоспособности и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512" (далее - проект постановления, Правила).
Проект постановления подготовлен в рамках мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал, обеспечению создания новой товарной массы, в том числе по обеспечению темпов заданного экономического роста, созданию в базовых отраслях экономики конкурентоспособного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий.
Для достижения целевого показателя по экспорту продукции АПК необходимо обеспечить потенциальным и действующим экспортерам дополнительный доступ к существующим мерам государственной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных паспортом федерального проекта в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Предоставление государственной поддержки планируется за счет перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на предоставление субсидий уполномоченным банкам в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512.
Проектом постановления, предлагается государственная поддержка не только в виде льготного кредитования, но и в виде иных инструментов финансирования, аналогичных кредитам по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования кредитов.
В соответствии с установленными Правилами поддержка будет осуществляется в форме компенсационных выплат коммерческим банкам в целях компенсации недополученных ими доходов по процентной ставке по кредитам (кредитным линиям) в российских рублях, долларах США или евро (включая кредиты, предоставленные синдикатами банков-кредиторов, в доле участия уполномоченного банка), предоставленным коммерческими банками на основании кредитного соглашения (договора).
Правила предусматривают финансирование дебиторской задолженности, возникшей после поставки сельскохозяйственной продукции; финансирование по безотзывным аккредитивам, выставленным уполномоченными банками по поручению иностранных организаций для оплаты поставляемой сельскохозяйственной продукции и (или) иностранными организациям для финансирования оплаты поставляемой сельскохозяйственной продукции, дисконтируемые и (или) подтвержденные уполномоченными банками; выкуп уполномоченными банками денежных требований к иностранным контрагентам (дебиторской задолженности) для финансирования оплаты поставленной сельскохозяйственной продукции (финансирование под уступку денежного требования, факторинг, форфейтинг и другие формы уступки); предоставление субсидий по недополученным доходам по выданным льготным краткосрочным и льготным инвестиционным кредитам.
Согласно Правил, финансовое соглашение должно соответствовать следующим условиям:
значение процентной ставки для получателя финансовых средств по финансовым соглашениям, заключаемым в валюте Российской Федерации, не должно составлять менее 1 процента и более 5 процентов;
значение минимальной процентной ставки для получателя финансовых средств в финансовом соглашении установлено с плавающей процентной ставкой в евро, долларах США, швейцарских франках, английских фунтах и японских йенах - не ниже ставки ESTR (Euro short-term rate) в евро, не ниже ставки SOFR (Secured Overnight Financing Rate) в долларах США, не ниже ставки SARON (Swiss Average Rate Overnight) в швейцарских франках, не ниже ставки SONIA (Sterling Overnight Index Average) в английских фунтах, не ниже ставки TONAR (Tokyo Overnight Average Rate) в японских йенах. При отрицательном значении ставок ESTR, SOFR, SARON, SONIA, TONAR ставка принимается равной нулю;
с фиксированной процентной ставкой в иностранной валюте, по которой в соответствии с Договоренностями по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и развития Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития устанавливаются индикативные коммерческие процентные ставки (Commercial Interest Reference Rate):
для финансирования сроком до 1 года - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития в соответствующей валюте для экспортных кредитов со сроком погашения до 5 лет;
для финансирования сроком более 1 года - не ниже текущей индикативной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate), устанавливаемой Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития для экспортных кредитов на соответствующий срок.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления разработан в целях реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" и не окажет влияние на достижение целей иных государственных программ.
В целях разработки проекта постановления, а также исключения коллизий и пробелов в нормативно-правовом регулировании предмета проекта постановления был проведен анализ правоприменительной практики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.