Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 24.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 9 Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р, и предусматривает внесение изменений в пункт 3.1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) и статью 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в части снятия ограничений на внесение научными организациями и образовательными организациями высшего образования исключительных прав в капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в использовании (практическом применении, внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), и установления норм, обеспечивающих защиту прав научных организаций и образовательных организаций высшего образования в качестве участников указанных хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.
В настоящее время положения Федерального закона N 127-ФЗ и Федерального закона N 273-ФЗ не обеспечивают эффективной коммерциализации прав на РИД, создаваемые бюджетными научными учреждениями, автономными научными учреждениями, образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями, автономными учреждениями (далее - учреждения) в силу имеющихся в них правовых ограничений, согласно которым учреждения наделены правом вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств, создаваемых учреждениями, права использования РИД, но не наделены правом вносить в качестве такого вклада сами исключительные права на РИД, принадлежащие учреждениям.
Недостатком существующей правовой конструкции распоряжения правами на РИД является возможность учреждения, внесшего право использования РИД в качестве вклада в капитал, предоставить право использования такого РИД любому иному лицу. Как следствие, хозяйственное общество и хозяйственное партнерство, затратившее средства на инвестиции для производства продукции или товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основе права использования РИД, может лишиться конкурентного преимущества от использования такого РИД, что приведет к потере инвестированных средств. Другим недостатком существующей правовой конструкции является отсутствие возможности и мотивации у хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, обладающего правом использования РИД, совершенствовать РИД и основанную на нем технологию.
В этой связи, необходимо, с одной стороны, снять указанные правовые ограничения в части внесения учреждениями принадлежащих им исключительных прав на РИД в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнерств, а, с другой стороны, сформировать правовой механизм, гарантирующий защиту прав и законных интересов учреждений в отношении исключительных прав на РИД, внесенных ими в качестве вкладов в капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, от недобросовестных действий других инвесторов.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 5 Федерального закона N 127-ФЗ и статью 103 Федерального закона N 273-ФЗ в части наделения учреждений правом вносить принадлежащие им исключительные права на РИД в качестве вкладов в капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в использовании (практическом применении, внедрении) РИД, с одновременным установлением законодательных гарантий защиты прав и законных интересов таких учреждений.
В частности, законопроектом предлагается установить для учреждений возможность без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки России), вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства не только право использования РИД, исключительное право на который принадлежит учреждению, но и применительно к обществам с ограниченной ответственностью и непубличным акционерным обществам - само исключительное право на РИД. При этом в целях обеспечения защиты сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, предлагаемые законопроектом действия разрешаются в отношении прав на РИД, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Законопроектом также предлагается установить, что денежная оценка исключительного права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, после чего утверждается решением единственного участника (общего собрания участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми участниками хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно.
Законопроектом вводятся положения, устанавливающие гарантии защиты прав и законных интересов учреждения, внесшего исключительное право на РИД в качестве вклада в капитал, от недружественных действий других инвесторов.
Так, законопроект предусматривает, что в случае внесения учреждением исключительного права на РИД в качестве вклада в капитал, устав хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должен содержать информацию о том, что цели и виды деятельности такого общества или партнерства предусматривают использование РИД (практическое применение, внедрение РИД), права на которые переданы обществу или партнерству. При этом перечень видов использования изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается в пункте 2 статьи 1358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и является открытым.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что устав хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, в капитал которого учреждением в качестве вклада внесено исключительное право на РИД, должен содержать положения об обязательности для такого общества или партнерства поддерживать в силе исключительное право на РИД, а также положения об обязательности для такого общества или партнерства предоставить учреждению по его требованию безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование РИД. При этом указанные обязанности сохраняются за хозяйственным обществом или хозяйственным партнерством, являющимся правообладателем исключительного права на РИД, в течение всего срока действия такого исключительного права на РИД, подлежат включению в договоры о распоряжении исключительным правом на РИД (договор об отчуждении исключительного права на РИД, лицензионный договор) и не могут быть изменены или прекращены сменой правообладателя. Тем самым законопроектом в отношении исключительного права на РИД, внесенного учреждением в качестве вклада в капитал, вводятся соответствующие ограничения (обременения).
В целях законодательного закрепления дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов учреждений законопроектом предусматривается, что соглашение об управлении хозяйственным партнерством должно содержать положения об обязательности участия учреждения в формировании органов управления партнерства, в том числе в назначении его единоличного исполнительного органа, а также положения о ничтожности решений, принятых без участия этого учреждения. Законопроект предусматривает обязательность участия учреждения в принятии решений о ликвидации хозяйственного партнерства, реорганизации хозяйственного партнерства, изменении складочного капитала и долей участников в складочном капитале, внесении изменений в устав хозяйственного партнерства, а также в принятии решений об отчуждении исключительного права на РИД, внесенного этим учреждением, с правом вето (т.е. дача согласия учреждением на проведение указанных мероприятий является обязательной).
Законопроектом предусмотрено, что в уставе хозяйственного общества должны содержаться положения об отнесении к компетенции общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества вопросов об отчуждении исключительного права на РИД, переданного учреждением в качестве вклада в капитал, об обязательном участии учреждения в рассмотрении данного вопроса с "правом вето", а также об обязательном участии учреждения в рассмотрении вопросов о формировании исполнительного органа хозяйственного общества и досрочном прекращении его полномочий.
Дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов учреждений также обеспечиваются в законопроекте положениями о том, что в корпоративном договоре (договоре об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, акционерном соглашении), заключаемым указанным учреждением с иными участниками (акционерами) хозяйственного общества, предусматривается обязательность участия учреждения в принятии решений о формировании его органов управления, об отказе от принятии таких решений другими участниками (акционерами) общества без участия учреждения, а также о порядке голосования по вопросам образования исполнительных органов хозяйственного общества.
Законопроект закрепляет, что вышеуказанные положения, направленные на обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов учреждений в отношении прав на РИД, должны быть включены в устав хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, а также в корпоративный договор (акционерное соглашение) до внесения учреждением исключительного права на РИД в качестве вклада в капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. При этом пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняет, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В этой связи, законопроектом прямо устанавливается правовая квалификация сделки, нарушающей предусмотренные законопроектом условия, как ничтожной.
Следует отметить, что общее правовое регулирование общественных отношений в части порядка создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров, а также в части защиты прав и интересов акционеров определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", тогда как общее правовое регулирование в части правового положения обществ с ограниченной ответственностью, прав и обязанностей его участников, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ определяется Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Аналогично общее правовое регулирование в части правового положения хозяйственного партнерства, прав и обязанностей его участников, порядка его создания, реорганизации и ликвидации определяется Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".
Однако, особенности правового регулирования деятельности учреждений при создании ими хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД, а также при участии в уже созданных хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах (с учетом положений проекта федерального закона N 799046-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 ноября 2020 г.) устанавливаются Федеральным законом N 127-ФЗ и Федеральным законом N 273-ФЗ, что обусловливает необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон N 127-ФЗ и Федеральный закон N 273-ФЗ.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения представляют собой специальное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся при создании учреждениями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, внедряющих РИД, а также в части участия учреждений в реализации приобретенных ими корпоративных прав, т.е. прав управления хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами.
Анализ правоприменительной практики по вопросу о внесении учреждениями в качестве вклада в капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств исключительных прав на РИД демонстрирует необходимость совершенствования правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
Так, абзацем вторым пункта 3 приказа Минобрнауки России от 23 ноября 2018 г. N 65н "Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте России 25 января 2019 г. N 53574, признан не подлежащим применению приказ ФАНО России от 23 декабря 2013 г. N 4н "Об определении видов особо ценного движимого имущества", абзацем третьим приложения к которому к одному из видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, относились исключительные права.
Кроме того, в пункте 13 представления Счетной палаты Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N ПР 12-266/12-04 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития и повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Н" указывается, что федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Н" в нарушение части 1 статьи 103 Федерального закона N 273-ФЗ несвоевременно направлял в Минобрнауки России уведомления о создании хозяйственных обществ (при этом нарушения составили от 1 дня до 5 лет).
Минэкономразвития России также направлялось разъяснительное письмо от 26 января 2017 г. N Д06и-141, касающееся вопроса о согласовании решений образовательных организаций - бюджетных учреждений о внесении вкладов иными участниками в уставный капитал хозяйственного общества (складочный капитал хозяйственного партнерства) с собственником имущества.
Принятие законопроекта, как ожидается, окажет положительное влияние на достижение результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377, в части роста охраняемых РИД и сделок с ними; в части увеличения вклада от использования РИД в экономику страны, в том числе в рост нематериальной капитализации, увеличения числа принадлежащих российским правообладателям объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), в отношении которых зарегистрировано право распоряжение исключительным правом по договору; а также в части развития трансфера технологий.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Предлагается обеспечить вступление в силу проекта федерального закона с момента его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.