Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 18 августа по 7 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=107345.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее Минэкономразвития России было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия на предыдущую редакцию проекта акта, содержащее вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (письмо от 10 марта 2016 г. N 6263-ОФ/Д26и).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации по проекту акта с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 21 сентября по 28 сентября 2020 года. В ходе публичных консультаций получены отзывы от АО "Авиакомпания "Аврора", ООО "АэроГео",ПАО "Аэрофлот", АО "Авиакомпания "Сибирь", Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, АО "Авиакомпания Конверс Авиа",ГКУ "МАЦ", учтенные при подготовке настоящего заключения частично. Предложения, не учтенные в заключении, приведены в приложении к настоящему заключению.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
Разработчиком в разделе 11 сводного отчета указано, что субъекты предпринимательской деятельности не понесут расходов, связанных с необходимостью исполнения устанавливаемых проектом акта требований.
Вместе с тем субъектами предпринимательской деятельности отмечается, что ряд предлагаемых проектом акта изменений может привести к существенной дополнительной финансовой нагрузке авиакомпаний.
К таким изменениям можно отнести:
- изменение периода рабочего времени, относимого к полетной смене (пункт 3 проекта акта);
- изменение расчета времени, затраченного на перемещение члена экипажа в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей (пункт 8 проекта акта);
- изменение максимальной продолжительности полетных смен членов экипажей воздушных судов с двумя пилотами в составе летного экипажа (пункт 13 проекта акта).
Указанные проектируемые нормы, по информации субъектов предпринимательской деятельности, могут привести к увеличению расходов на найм дополнительного персонала только трех авиакомпаний на 5,9 - 6 млрд рублей*(1).
При этом разработчиком не представлено обоснования необходимости внесения указанных изменений в настоящее время, а также негативных эффектов, связанных с применением действующих особенностей режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов.
В связи с этим отмечаем, что согласно данным информационно-статистического бюллетеня "Транспорт России" за январь - июнь 2020 года, пассажирооборот воздушного транспорта за указанный период снизился на 51,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Убытки авиакомпаний при пассажирских авиаперевозках за указанный период составили более 96 млрд руб., а по информации Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта - более 120 млрд рублей.
Учитывая изложенное, введение требований, которые могут повлечь дополнительные затраты авиакомпаний, в условиях ухудшения финансовых показателей рынка авиаперевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции представляется несвоевременным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Одновременно может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект приказа Минтранса
России "О внесении изменений в Положение
об особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха членов экипажей воздушных
судов гражданской авиации Российской
Федерации, утвержденное приказом Министерства
транспорта Российской Федерации
от 21 ноября 2005 г. N 139"
СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
поступивших по результатам публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект акта Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 21 сентября по 28 сентября 2020 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "Авиакомпания "Аврора", ООО "АэроГео", ПАО "Аэрофлот", АО "Авиакомпания "Сибирь", Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, АО "Авиакомпания Конверс Авиа", ГКУ "МАЦ".
Результаты проведения публичных консультаций обобщены в сводной таблице результатов проведения публичных консультаций по проекту акта.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту приказа Минтранса России
"О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139"
N п/п |
Структурная единица проекта акта/отчета |
Замечания и (или) предложения |
1 |
2 |
3 |
1 |
По пункту 8 проекта акта |
АО "Авиакомпания "Аврора" Предлагаем последнее предложений изложить в следующей редакции: "При этом, если указанной продолжительности полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения, недостаточно для выполнения задания на полет, то продолжительность полетной смены может быть увеличена не более чем на 50% от времени, затраченного на перемещение члена экипажа в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей." |
2 |
По проекту акта в целом |
ООО "АэроГео" Согласно пункту 49 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139 члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности: а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок. Отсутствие конкретного определения термина "кратковременный перерыв" при выполнении полета создает условия для произвольного толкования данного понятия. Так, представители транспортной прокуратуры считают, что при выполнении полета, по истечении полутора часов, экипаж должен произвести посадку для предоставления перерыва для отдыха, что не всегда представляется возможным. В тоже время Приказ N139 разработан в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов. Поскольку Российская Федерация является членом международной организации гражданской авиации ICAO, при разработке руководящих документов и законодательных инициатив необходимо учитывать нормативные документы международного авиационного права. Согласно требований и рекомендаций "Системы управления рисками, связанными с утомляемостью" (Doc. 9966 ICAO). Так, согласно п.п. 2.8.1, 2.8.2государство эксплуатанта устанавливает правила в целях контроля утомления. Эти правила основываются на научных принципах, знаниях и эксплуатационном опыте для гарантии того, чтобы члены летного и кабинного экипажей выполняли свои функции в состоянии надлежащего уровня активности. Соответственно, государство эксплуатанта устанавливает нормативные правила в отношении норм полетного времени, служебного полетного времени, служебного времени и времени отдыха.
Кроме этого, ФАП-128 "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", созданные с учетом рекомендаций и положений международных авиационных правил, так же не предполагает такого понятия как кратковременный перерыв. Пунктом 5.23 абз. 3 Главы 5 ФАП-128 предусмотрен отдых членов летного экипажа на рабочем месте", который применяется по решению КВС, если предусмотрено РПП эксплуатанта. Не допускается в целях учета соблюдения нормативов полетного времени учитывать время отдыха на рабочем месте как время отдыха, что полностью совпадает с международными рекомендациями. Предлагаем внести изменения о том, что понятие кратковременный перерыв идентично отдыху членов летного экипажа на рабочем месте. Также добавить, что при выполнении лесоавиационных работ высадка десанта в режиме висения не является посадкой и не учитывается для определения времени кратковременных перерывов. Условие о кратковременном перерыве 1,5 часа после 4 часов полетной смены при выполнении срочных медицинских полетов. В пункте 46 Приказа N139 просим указать для всех видов авиационных работ нахождение на оперативной точке - не более 30 дней. |
3 |
По проекту акта в целом |
ОАО "Авиакомпания "Сибирь", АЭВТ Проект акта не учитывает особенности выполнения полетов на грузовых воздушных судах, имеющих специально оборудованные спальные места для отдыха членов летного экипажа; Предлагаемый нормативно-регулятивный подход (правила в отношении норм полетного времени, служебного полетного времени, служебного времени и времени отдыха) не позволяет учитывать особенности выполнения полетов отдельными авиакомпаниями. |
-------------------------------------------
*(1) По расчетам ПАО "Аэрофлот", АО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО АК "Уральские авиалинии".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.