Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, и юридических лиц - изготовителей наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 21 августа по 17 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=107444.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Вместе с тем ранее Минтрансом России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия направлялся проект приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательной сертификации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения", имеющий аналогичный предмет регулирования, за исключением сертификации юридических лиц - изготовителей наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи (письмо Минтранса России от 8 ноября 2019 г. N АЮ-Д1-22/18322).
Минэкономразвития России подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия на указанный проект приказа, содержащее вывод о наличии в проекте приказа положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 3 декабря 2019 г. N 41646-СШ/Д26и).
Замечания, представленные в указанном заключении, разработчиком учтены частично.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 16 октября по 22 октября 2020 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "Азимут", АО "Челябинский радиозавод "Полет", учтенные при подготовке настоящего заключения.
Учитывая изложенное, а также на основании проведенной оценки регулирующего воздействия к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 6 проекта акта под независимой инспекцией следует понимать военное представительство Министерства обороны Российской Федерации или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом, в соответствии с процедурами, установленными уполномоченным органом, на договорных или иных законных основаниях, для осуществления функций в соответствии с Правилами в организации заявителя или изготовителя.
Предлагаемая формулировка не позволяет однозначно определить, какие процедуры имеются в виду. Кроме того, проект акта не раскрывает, должны ли быть указанные процедуры установлены нормативным правовым актом уполномоченного органа или каким-либо иным способом.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанная норма подлежит доработке.
2. Пунктом 14 проекта акта устанавливается, что с целью проведения обязательной сертификации оборудования уполномоченный орган разрабатывает сертификационный базис на основе требований к данному типу оборудования, содержащихся в установленных документах.
При этом проектом акта не уточняется, является ли разработка сертификационного базиса составной частью сертификации оборудования (то есть разрабатывается ли он по заявке заявителя) или независимой процедурой, осуществляющейся уполномоченным органом самостоятельно.
В первом случае проектом акта не определен срок разработки, а также не указано, с какого момента начинается разработка сертификационного базиса. Во втором случае проектом акта не установлено, публикуется ли сертификационный базис или рассылается заявителю уполномоченным органом, то есть не установлено, каким образом заявитель может узнать о требованиях, содержащихся в сертификационном базисе.
В связи с этим пункт 14 проекта акта подлежит доработке.
3. Пунктами 19, 21, 23, 35, 42, 47, 48, 51, 64, 66, 68, 70, 76, 77, 78 проекта акта устанавливаются процедуры, проводимые уполномоченным органом или Авиарегистром России в рамках сертификации оборудования или юридических лиц.
При этом проектом акта не установлены сроки исполнения указанных процедур. Кроме того, проектом акта не установлен общих срок сертификации оборудования и юридических лиц.
Отсутствие определенных в проекте акта сроков может привести к необоснованному затягиванию процедуры сертификации.
Учитывая изложенное, считаем необходимым определить указанные сроки.
4. Подпунктом "н" пункта 40 проекта акта устанавливается, что к заявке на одобрение изменений оборудования прилагаются копии сертификатов (дополнений к сертификатам), актов и протоколов сертификационных испытаний Госавиарегистра СССР, Авиационного регистра или Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета, если сертификационные испытания оборудования проводились указанными организациями.
По информации, представленной в ходе публичных консультаций, владелец оборудования в настоящее время может не иметь доступа к сертификатам, актам и протоколам сертификационных испытаний Госавиарегистра СССР, Авиационного регистра или Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета. При этом отсутствие указанных документов может быть основанием для отказа в выдаче дополнения к ранее выданному сертификату.
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть особенности выдачи дополнения к ранее выданному сертификату при одобрении изменений оборудования в случае отсутствия у заявителя документов, выданных Госавиарегистром СССР, Авиационным регистром или Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета.
5. Подпунктом "д" пункта 16 проекта акта устанавливается перечень эксплуатационной документации на программное обеспечение, предоставляемой заявителем.
В соответствии с Таблицей 4 ГОСТ 19.101-77 "Виды программ и программных документов" указанные виды эксплуатационной документации не являются обязательными к разработке, в связи с чем предъявление требования об их предоставлении является избыточным.
6. В соответствии с пунктом 25 проекта акта при проведении сертификационных испытаний вне центра по сертификации заявитель дополнительно представляет копии предусмотренных законодательством Российской Федерации разрешений, необходимых для функционирования оборудования в период сертификационных испытаний (представляется для радиопередающего оборудования).
При этом разработчиком в указанном пункте приведена ссылка на Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" без указания конкретных статей, которыми предусмотрены необходимые разрешительные документы.
В целях однозначного толкования указанной нормы считаем целесообразным указать конкретные статьи указанного федерального закона или перечислить необходимые разрешения непосредственно в проекте акта.
7. Пунктом 93 проекта акта установлено, что извещение об изменении условий направляется изготовителем оборудования в уполномоченный орган при существенном изменении организационной структуры изготовителя оборудования, в том числе изменении более чем на 20 % численности производственного персонала или персонала службы качества.
Проектом акта не определено, какие изменения организационной структуры могут считаться существенными. Таким образом, предлагаемая проектом акта формулировка может привести к неоднозначному правоприменению указанной нормы и спорным ситуациям между держателем сертификата и уполномоченным органом.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.