Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления в 2012 - 2022 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 26.11.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления в 2012 - 2022 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов" (далее - проект постановления) направлен на уточнение Правил предоставления в 2012 - 2022 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 804 (далее соответственно - постановление N 804, Правила), в целях обеспечения страховой защиты экономических интересов Российской Федерации при запуске и стыковке Многофункционального лабораторного модуля "Наука" (далее - МЛМ) с Международной космической станцией (далее - МКС).
В ходе реализации космической деятельности используется уникальное оборудование, дорогостоящие образцы космической техники, сложные наземные и орбитальные системы, наукоемкие и дорогостоящие технологии. При этом ракетно-космическая техника является источником опасностей, представляющих различные угрозы.
Аварии ракетно-космической техники влекут не только значительные финансовые потери, но и наносят ущерб репутации Российской Федерации на международном рынке космических услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов защиты экономических интересов Российской Федерации в этой ситуации является страхование.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 24.07.2019 N Пр-1442 и Председателя Правительства Российской Федерации от 23.01.2019 N ДМ-П7-4пр Госкорпорации "Роскосмос" поручено обеспечить неукоснительное осуществление имущественного страхования рисков при запусках космических аппаратов в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", государственного оборонного заказа и программ международного сотрудничества.
Сложившаяся практика имущественного страхования рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов доказала свою эффективность.
В 2014 году ФГУП "Космическая связь" был возмещен убыток от потери космического аппарата "Экспресс-АМ4Р". Размер страхового возмещения составил 7,8 млрд. рублей при расходах на страхование 0,84 млрд. рублей.
В 2015 году Российской Федерации в лице Госкорпорации "Роскосмос" был возмещен убыток от потери транспортного грузового корабля "Прогресс М-27М". Размер страхового возмещения составил 1,93 млрд. рублей при расходах на страхование 0,121 млрд. рублей.
В 2016 году ПАО "РКК "Энергия", являющейся организацией Госкорпорации "Роскосмос", был возмещен убыток от потери во время орбитальной эксплуатации космического аппарата EgyptSat. Размер страхового возмещения составил 4,98 млрд. рублей при расходах на страхование 0,55 млрд. рублей.
В 2017 году Российской Федерации в лице Госкорпорации "Роскосмос" был возмещен убыток от потери транспортного грузового корабля "Прогресс МС-04". Размер страхового возмещения составил 2,13 млрд. рублей при расходах на страхование 0,91 млрд. рублей.
В 2018 году Российской Федерации в лице Госкорпорации "Роскосмос" был возмещен убыток от потери космического аппарата "Метеор-М" N 2-1. Размер страхового возмещения составил 2,58 млрд. рублей при расходах на страхование 0,228 млрд. рублей.
В 2019 году Госкорпорации "Роскосмос" был возмещен убыток от потери транспортного пилотируемого корабля "Союз МС-10". Размер страхового возмещения составил 4,65 млрд. рублей при расходах на страхование 0,14 млрд. рублей.
В 2019 году ПАО "РКК "Энергия" был возмещен убыток от потери космического аппарата AngoSat. Размер страхового возмещения составил 7,86 млрд. рублей при расходах на страхование 1,57 млрд. рублей.
В 2020 году Российской Федерации в лице Госкорпорации "Роскосмос" был возмещен убыток от потери космического аппарата "Блиц-М". Размер страхового возмещения составил 0,5 млрд. рублей при расходах на страхование 0,1 млрд. рублей.
В результате применения механизма страхования общий размер полученного Российской Федерацией, Госкорпорацией "Роскосмос", организациями Госкорпорации "Роскосмос" и ФГУП "Космическая связь" страхового возмещения за 2014 - 2020 годы составил 32,5 млрд. рублей при расходах на страхование 18,5 млрд. рублей.
Федеральной космической программой России на 2016 - 2025 годы на апрель 2021 года предусмотрен запуск МЛМ.
Стоимость (страховая сумма) МЛМ составляет 17,7 млрд. рублей.
В настоящее время на основании ответов представителей российского и международного страховых рынков, полученных организациями Госкорпорации "Роскосмос" и центром компетенций по страхованию - страховым брокером ООО "СБ "РК-Страхование", возможно перестрахование рисков при запуске МЛМ на 52 % (9,06 млрд. рублей) от его стоимости (страховой суммы). Средневзвешенный перестраховочный тариф превышает 19 %.
При этом в соответствии с постановлением N 804 для страхования модулей орбитальных космических станций установлен рекомендуемый максимальный размер страхового тарифа в размере 15 %.
Страхование по тарифу, установленному постановлением N 804, возможно со страховой суммой не более 800 млн. рублей, т.е. всего 4 % от общей стоимости (страховой суммы) МЛМ.
С целью обеспечения страховой защиты экономических интересов Российской Федерации при запуске и стыковке МЛМ с МКС как надежного инструмента возмещения убытков в случае утраты (гибели) застрахованного имущества проектом постановления предлагается внести изменения в Правила в части увеличения рекомендуемого максимального размера страхового тарифа исключительно для рисков при запуске и стыковке МЛМ с МКС.
В случае отсутствия страхования рисков при запуске МЛМ возникают имущественные риски Российской Федерации в размере стоимости запуска МЛМ. Размер ущерба может составить 17,7 млрд. рублей.
Расходы на выплату страховой премии при страховании на полную стоимость (страховую сумму) МЛМ ориентировочно составят 3,4 млрд. рублей. При этом исполнение положений проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с тем, что проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования, полученные в виде доходов федерального бюджета от возврата средств в связи с прекращением инвестиционных проектов АО "РКЦ "Прогресс", которые планируется направить на обеспечение страхования рисков при запусках космических аппаратов в 2021 году.
Расходы на выплату страховой премии не сопоставимы со стоимостью запуска МЛМ, которая будет гарантировано возмещена Российской Федерации за счет применения инструмента страхования в случае аварийного запуска МЛМ.
Одновременно проект постановления направлен на приведение Правил в соответствие с положениями Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492.
Так, проектом постановления предлагается:
дополнить Правила требованием о необходимости заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии соглашения, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения, в соответствии с типовыми формами, установленными Минфином России в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
дополнить Правила требованием о необходимости включения в соглашение между получателем субсидии и Госкорпорацией "Роскосмос" в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, условия о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям;
установить обязанность получателя субсидии представлять отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствие с формами, определенными типовыми формами соглашений, установленными Минфином России.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Решения, предлагаемые проектом постановления, направлены на создание дополнительных гарантий достижения целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", так как предусмотренное проектом постановления страховое возмещение позволит осуществить повторно запуск МЛМ, прошедшего в аварийном режиме, или компенсировать Российской Федерации затраты на его изготовление и запуск, в случае принятия решения о нецелесообразности повторного изготовления и запуска МЛМ.
Проектом постановления не устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.