Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке" ("Специалист по организации и управлению профессиональной уборкой")"
(подготовлен Минтрудом России 26.11.2020 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" актуализирован в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Актуализируемый профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" был разработан в 2016 году (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "13" сентября 2016 г. N 507н).
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с изменениями, произошедшими в законодательстве при вступлении в силу стандартов, технических условий, санитарных норм и правил, включая нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения санитарного содержания объектов профессиональной уборки (помещений, зданий, сооружений и прилегающих к ним территории). Актуализация профессионального стандарта обусловлена необходимостью внесения изменений в связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, используемых в данном виде профессиональной деятельности, и результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта, а также в связи с замечаниями и предложениями, поступившими от организаций-правоприменителей профессионального стандарта.
Уведомление об актуализации проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/).
В разделе I "Общие сведения" дополнены виды экономической деятельности.
Раздел II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" остался без изменений.
В разделе III уточнены возможные наименования должностей, профессий, исключена профессия "Менеджер по продаже услуг профессиональной уборки" в связи с разработкой профессионального стандарта "Менеджер по продаже", внесены требования к опыту профессиональной деятельности, приведены более точные рекомендации по дополнительному образованию, необходимые для реализации обобщенных трудовых функций A и B.
В трудовых функциях A/01.5, A/02.5, А/03.5, А/04.5, А/05.5, А/06.5, B/01.6, B/02.6, В/03.6, В/04.6 произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям.
В профессиональном стандарте исправлены терминологические ошибки и неточности. Вся терминология приведена в соответствие с требованиями нормативной документации.
В профессиональном стандарте приведены в соответствие с действующими классификаторами коды ЕКС, ОКПДТР и ОКСО.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" разработан с целью формирования общей стратегии развития рынка труда и системы образования в сфере профессиональной уборки в Российской Федерации, в том числе для получения конкретной квалификации, повышения квалификационных уровней, карьерного роста специалистов отрасли.
Организация обеспечения и поддержания надлежащего уровня чистоты и санитарного содержания зданий, сооружений, территорий и транспорта, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и охраны здоровья населения крайне важны для нашей страны, что и отражено в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Концепции развития клининговой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.
На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации профессиональная уборка активно функционирует и развивается. Формирование этой сферы деятельности соответствует сложившимся мировым тенденциям развития безопасных и комфортных условий жизнедеятельности человека. Она включает в себя оказание услуг по удалению загрязнений, связанных как с внешними факторами (осадки, атмосферная пыль и грязь), так и деятельностью человека (отходы производства и потребления, загрязнения и отложения, возникающие в процессе промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортировки, медицинской деятельности, строительства и благоустройства и других видов деятельности), а также санитарную очистку помещений, производство соответствующих инвентаря, оборудования, текстильных материалов, химических очищающих средств, средств по уходу за поверхностями из различных материалов, обучение персонала.
За двадцатипятилетний период деятельность по профессиональной уборке превратилась в высокотехнологичную сферу, включающую разработку и применение инновационных технологий, использование информационно-телекоммуникационных технологий, создание сложного оборудования, внедрение робототехники, развитие технологий по разработке и внедрению в производство новых химических и биологических препаратов.
Интенсификация этого вида деятельности обусловлена рядом факторов:
- пониманием, что чистота, обеспечиваемая профессиональной уборкой, является одним из средств охраны здоровья населения;
- необходимостью для собственников и пользователей объектов различного назначения поддерживать эти объекты в надлежащем санитарном состоянии;
- формированием рыночных структур (банки, клубы, рестораны, офисы, гостиницы, супермаркеты и т. д.), продвижение и имидж которых во многом зависят от санитарного состояния и уровня чистоты рабочих помещений;
- ускорением темпов строительства зданий и сооружений, в том числе повышенной комфортности, требующих профессионального подхода к уборке;
- реформой ЖКХ, предоставляющей дополнительные возможности в части уборки помещений и территорий;
- угрозой распространения патогенных микроорганизмов.
В профессиональной уборке на современном этапе выделяют три направления:
- уборка;
- уход;
- дезинфекция.
Уборка - это удаление с любых легко и труднодоступных поверхностей и отдельных изделий загрязнений, свободно лежащих и сцепленных с поверхностью, а также частично загрязнений, проникших в структуру материала.
Уход - это восстановление эстетических и частично эксплуатационно-технических свойств поверхностей, удаление всех категорий загрязнений и нанесение специальных покрытий для придания поверхностям новых свойств, защиты от агрессивной внешней среды, улучшения качества уборки и продления срока эксплуатации.
Дезинфекция - это удаление с убираемых поверхностей микробиологических загрязнений и защита их от биологической коррозии.
Весь комплекс профессиональной уборки направлен не только на оказание услуг потребителю, он также подразумевает оптимизацию эксплуатации объектов недвижимости, транспорта, промышленного оборудования и территорий, так как работы, проведенные в соответствии с правильно подобранными технологиями уборки и ухода, существенно продлевают межремонтный или межсервисный интервал и увеличивают жизненный цикл поверхностей.
В современном обществе профессиональная уборка распространяется на такие сферы деятельности как:
- обслуживание частных лиц:
- уборка квартир, уход за различными поверхностями, очистка личного транспорта (наружных поверхностей автомобиля и двигателя, чистка салона, включая с демонтаж и монтаж сидений), чистка обивки мягкой мебели, чистка ковров и ковровых покрытий, штор и других текстильных изделий;
- обслуживание коммерческой недвижимости;
- уборка в общественной сфере;
- уборка в медицинских организациях;
- уборка на объектах различных отраслей промышленности и в сельском хозяйстве;
- уборка транспортных средств.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным и методическим документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 5 и 6 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации специалиста.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
38.11 |
Сбор неопасных отходов |
38.32.11 |
Сортировка металлических материалов для дальнейшего использования |
38.32.12 |
Сортировка неметаллических материалов для дальнейшего использования |
39.00 |
Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов - дезинфекцию территорий и помещений заводов, включая стройплощадки |
43.39 |
Производство прочих отделочных и завершающих работ: - уборку зданий и сооружений после завершения строительства |
43.99 |
Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки: - очистку паром, пескоструйную обработку и прочие подобные работы на наружной поверхности стен зданий |
81.10 |
Деятельность по комплексному обслуживанию помещений |
81.21 |
Деятельность по общей уборке зданий |
81.22 |
Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая |
81.29 |
Деятельность по чистке и уборке прочая |
96.01 |
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий: - чистку и мойку ковров, драпировок, занавесок и штор в помещениях клиентов или в других местах |
Основной целью вида профессиональной деятельности (области профессиональной деятельности) является: организация и управление процессами по поддержанию безопасности окружающей среды, а также санитарного состояния объектов профессиональной уборки, сохранению и восстановлению эксплуатационных и эстетических свойств поверхностей.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- организация эффективной деятельности по обеспечению и поддержанию необходимого уровня чистоты и санитарного содержания различных объектов, необходимость обеспечения и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- повышение эффективности и снижение затрат на эксплуатацию объектов;
- увеличение жизненного цикла объектов;
- поддержание на постоянном уровне эксплуатационных и эстетических свойств материалов и поверхностей зданий и сооружений с применением современных инновационных методов и технологий;
- обеспечение квалифицированными профессиональными кадрами;
- создание условий для первичного сбора и разделения твердых бытовых отходов по видам для их дальнейшей переработки и утилизации.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, соответствующего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование при организации работ;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на объектах профессиональной уборки.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по актуализации профессионального стандарта были выделены следующие обобщенные трудовые функции:
- "Организация работы на объекте профессиональной уборки" (код А) - данная обобщенная трудовая функция включает в себя трудовые функции по организации и управлению работой специалистов профессиональной уборки, оказывающих услуги на объектах в различных сферах экономической деятельности. Данная обобщенная трудовая функция имеет 5 уровней квалификации. Сотрудник осуществляет самостоятельную деятельность, определяющую задачи собственной работы и подчиненных по достижению цели, имея максимальный уровень квалификации для этого вида деятельности. Обеспечивает взаимодействия других сотрудников и смежных подразделений. Он несет ответственность за результат выполнения работ на уровне объекта или нескольких объектов. Разрабатывает, внедряет, контролирует, анализирует и корректирует направления профессиональной деятельности, технологические и методические решения. Применяет профессиональные знания технологического или методического характера. Осуществляет самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Активно участвует в наборе и обучении персонала объектов.
- "Технологическое обеспечение процессов профессиональной уборки" (код В) - данная обобщенная трудовая функция включает в себя трудовые функции по технологическому сопровождению оказания всех видов услуг профессиональной уборки. Сотрудник осуществляет самостоятельную деятельность, определяющую задачи собственной работы и подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Он несет ответственность за результат выполнения работ на уровне объекта или нескольких объектов. Разрабатывает, внедряет, контролирует, анализирует и корректирует направления профессиональной деятельности, технологические и методические решения. Применяет профессиональные знания технологического или методического характера, в том числе, инновационные. Осуществляет самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Активно участвует в наборе и обучении персонала объектов. По совокупности знаний, умений, полномочий и ответственности данная обобщенная трудовая функция соответствует 6 уровню квалификации. Подготовка сотрудников данного уровня должна осуществляться по программам бакалавриата.
В настоящее время существует острая необходимость (по опросам, проведенным в клининговых компаниях) в скорейшей разработке ФГОС и образовательных программ для сотрудников компаний по профессиональной уборке.
2.1.3. Описание состава трудовых функций
В настоящем профессиональном стандарте заложены две основные обобщенные трудовые функции, определяющие возможность организации и развития профессиональной уборки как вида профессиональной деятельности. Эти обобщенные трудовые функции разделены на трудовые функции, которые описаны в единицах стандарта. Каждая единица профессионального стандарта содержит трудовую функцию с описанием трудовых действий, знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения конкретной трудовой функции.
В обобщенную трудовую функцию "Организация профессиональной уборки на объекте профессиональной уборки" входят следующие трудовые функции:
- А/01.5 "Предварительная экспертиза объекта в целях разработки договорной документации";
- А/02.5 "Обеспечение объекта профессиональной уборки материальными ресурсами";
- А/03.5 "Организация работы персонала на объекте профессиональной уборки";
- А/04.5 "Организация обучения персонала объекта профессиональной уборки";
- А/05.5 "Текущий контроль качества оказания услуг, выполнения работ на объекте";
- А/06.5 "Сдача выполненных работ заказчику".
Трудовая функция А/01.5 связана с выяснением потребностей заказчика, изучением объекта уборки (виды поверхностей, объемы и сроки оказания услуг), определением необходимого инвентаря и оборудования, а также видов и количества химических средств и средств индивидуальной защиты, количества необходимого персонала. Специалист должен разработать план-график работ, составить смету и согласовать их со своим руководством и заказчиком, а также подготовить договор на оказание услуг.
Трудовая функция А/02.5 заключается в формировании заказов на материальные ресурсы (оборудование, инвентарь, химические средства и расходные материалы), согласовании этих заказов с соответствующими службами предприятия, в получении и распределении полученных материальных ресурсов, а также в их рациональном расходовании и учете при работе персонала на объекте уборки, анализе выявленных отклонений и принятии корректирующих мер.
Трудовая функция А/03.5 связана с подбором персонала объекта в соответствии с требованиями к компетенциям, определением зон рабочих мест и ответственности исполнителей работ, разработкой исполнительной документации (технологические карты уборки, инструкции, технические задания) для персонала, а также с проведением различного вида инструктажей (вводные и периодические) и проверкой понимания полученных заданий исполнителями работ.
Трудовая функция А/04.5 предусматривает организацию обучения персонала объекта уборки путем определения потребности такого обучения, его форм и форматов, подбора провайдеров и наставников, организации системы обучения на рабочих местах, составления графиков обучения и оценки качества проведенного обучения персонала. Менеджер должен уметь планировать, осуществлять и оценивать результаты обучения персонала объекта профессиональной уборки, корректировать процесс обучения в случае необходимости.
Трудовая функция А/05.5 заключается в определении специалистом критериев и периодичности контроля качества работ, осуществлении такого контроля и выявлении отклонений путем их анализа, на основе которого должны быть разработаны и доведены до персонала и руководства предприятия корректирующие меры, которые должны обеспечить необходимое качество проводимых работ на объекте уборки.
Трудовая функция А/06.5 связана с организацией сдачи-приемки выполненных работ. Менеджеру необходимо оценить результаты работ в соответствии с выданным ранее персоналу техническим заданием, подготовить объект и всю необходимую приемо-сдаточную документацию для заказчика, представить ему результат оказанных услуг и при наличии обоснованных претензий с его стороны разработать и реализовать необходимые корректирующие действия.
Указанные трудовые функции определялись с учетом разнообразной деятельности по управлению объектом уборки, а также участия менеджеров при организации работ на объекте, непосредственного участия менеджеров в наборе персонала, особенно на объектах, удаленных от центрального офиса и кадровой службы. Осуществление самостоятельной деятельности, определяющей задачи собственной работы и подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне объекта или нескольких объектов. Разработка, внедрение, контроль, анализ и корректировка направления профессиональной деятельности, технологические и методические решения. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Осуществление самостоятельного поиска, анализа и оценки профессиональной информации. Активное участие в наборе и обучении персонала объектов. По совокупности знаний, умений, полномочий и ответственности каждая из данных трудовых функций может соответствовать пятому уровню квалификации.
В обобщенную трудовую функцию "Технологическое обеспечение работ по профессиональной уборке" входят следующие трудовые функции:
- В/01.6 "Разработка рекомендаций по выбору современных технологических процессов профессиональной уборки в зависимости от объекта и требований заказчика";
- В/02.6 "Обеспечение процессов профессиональной уборки технологической документацией";
- В/03.6 "Внедрение новых технологических процессов профессиональной уборки";
- В/04.6 "Контроль соблюдения технологической дисциплины (параметров технологических процессов)".
Трудовая функция В/01.6 связана с получением информации о новых современных технологических процессах уборки, оборудовании, материалах, химических средствах, применяемых в процессе профессиональной уборки объектов, ее анализом, разработкой и согласованием необходимых рекомендаций по их применению на конкретных объектах уборки. На основании полученных данных рассчитывается необходимое количество новых ресурсов для использования их в технологических процессах уборки.
Трудовая функция В/02.6 заключается в разработке необходимой технологической документации. Это процесс определения видов и структуры технологической документации, разработка проектов технологических инструкций, их обсуждение и согласование с руководством предприятия.
Трудовая функция В/03.6 связана с организацией процесса обучения сотрудников предприятия всех уровней, занятых в процессе выполнения работ, применению новых технологий уборки, оборудования и химических средств. Специалист должен определять потребности такого обучения, проектировать и проводить его по согласованным с руководством предприятия программам обучения, работать с провайдерами и оценивать эффективность обучения персонала.
Трудовая функция В/04.6 связана с контролем соблюдения технологической дисциплины персоналом предприятия, задействованным в процессе оказания услуг по профессиональной уборке. Эта трудовая функция определяет параметры контроля применяемых на предприятии технологических процессов уборки. Специалист должен планировать контроль технологических процессов, подбирать персонал для такого контроля, разрабатывать для персонала технические задания, анализировать полученные данные и разрабатывать систему корректирующих мер.
На каждом этапе технологического обеспечения оказания услуг профессиональной уборки предусматривается осуществление самостоятельной деятельности, определяющей задачи собственной работы и подчиненных по достижению цели. Требуется обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Специалист несет ответственность за результат выполнения работ на уровне объекта или нескольких объектов. Присутствуют разработка, внедрение, контроль, анализ и корректировка направления профессиональной деятельности, технологических и методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Осуществление самостоятельного поиска, анализа и оценки профессиональной информации. По совокупности знаний, умений, полномочий и ответственности каждая из данных трудовых функций соответствует шестому уровню квалификации, подразумевает наличие высшего образования (программы бакалавриата) и стаж работы не менее одного года в качестве менеджера объекта.
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, привлечённых к актуализации профессионального стандарта
При актуализации профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке" привлекались следующие организации:
1. Некоммерческая организация "Ассоциация Российских Уборочных Компаний Санкт-Петербург" (НО "АРУК Санкт- Петербург") г. Санкт-Петербург.
2. Саморегулируемая организация "Ассоциация клининговых и фасилити операторов" (СРО "АКФО") г. Москва.
3. Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья (НП "АКККП") г. Самара.
4. Закрытое акционерное общество "Примекс" (ЗАО "Примекс") г. Москва.
5. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента N23" (ГБПОУ "КИГМ N23").
Эти организации и предприятия были выбраны с учетом их вклада в развитие фактически уже существующей в России отрасли профессиональной уборки (клининга) и с учетом наличия у них специалистов, готовых участвовать в актуализации и обсуждении стандарта и давать членам рабочей группы квалифицированные советы, учитывая большой опыт их практической деятельности в сфере профессиональной уборки. Другие привлеченные для работы по актуализации профессионального стандарта организации также имеют практический опыт в этой сфере и располагают фактическим материалом, которым они готовы были делиться с разработчиком. Например, на базе колледжа N23 г. Москвы действует учебный центр подготовки и повышения квалификации кадров для специалистов, работающих в сфере профессиональной уборки, колледж также готовит кадры для рабочих профессий по этому виду профессиональной деятельности. Научный потенциал их преподавательского состава пригодился при анализе дальнейших работ по актуализации профессионального стандарта. Некоммерческие партнёрства и ассоциации, как представители профессионального сообщества предприятий по профессиональной уборке и как представители, прежде всего, работодателей также оказывали большое содействие в актуализации стандарта и организации его профессионально-общественного обсуждения (Приложение 1).
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Нормативно-правовыми документами, регулирующими вид профессиональной деятельности, для которой разработан профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" являются:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, статьи 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 27, 32, 34.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015), статьи 4, 11, 13, 14, 15.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 1, 2, 3, 4, 39, 44, 51, 61, 67.
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), статьи 1 - 6.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (Утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 58), статья 11.
6. "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", (утв. Главным государственным санитарным врачом Россий-ской Федерации 3 марта 2003 г.), п. 3.2. статьи 3, п.п. 4.2.11. - 4.2.14. статьи 4, п.п. 5.1.56., 5.1.58., 5.1.60., 5.1.,61.
7. ГОСТ Р 51870-2014. "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
8. ГОСТ Р 57582-2017 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки".
9. ГОСТ Р 57595-2017 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Термины и определения".
10. ГОСТ Р 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования".
11. ГОСТ Р 58394-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка на промышленных предприятиях. Общие технические требования".
12. ГОСТ Р 51108-2016 "Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия".
13. ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 5. Эксплуатация".
В ГОСТ Р 51870-2014. "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" прописаны общие технические требования к профессиональной уборке, требования к персоналу. Основные требования к персоналу отражены в п.6 документа:
"6.1 Персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС, квалификационному справочнику или профессиональным стандартам".
Профессиональный уровень исполнителей должен быть подтвержден соответствующими документами об обучении и присвоении квалификации_".
В ГОСТ Р 57582-2017 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки" сформулированы требования к качеству профессиональной уборки, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки работ и методы контроля.
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области профессиональных услуг по уборке, руководители клининговых организаций, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Основными требованиями при выборе экспертов являлись многолетний опыт работы в сфере профессиональной уборки в качестве руководителя или специалиста высшего или среднего звена управления предприятием, а также необходимые знания и навыки в технологии, методах и способах уборки объектов различного назначения. Эксперты должны также знать законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие этот вид профессиональной деятельности, в том числе и в области разработки и применения профессиональных стандартов.
Они должны обладать:
- независимостью и способностью отстаивать свою точку зрения;
- способностью видеть проблему с различных точек зрения.
Привлеченные эксперты удовлетворяют предъявленным требованиям и владеют необходимыми навыками в организации работы предприятия профессиональной уборки, включая кадры и работу непосредственно на объектах различного назначения. Два эксперта, кроме большого практического опыта в сфере профессиональной уборки, имеют ученые степени и владеют методами функционального анализа.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
Основными разработчиками проекта актуализированного профессионального стандарта являются некоммерческие организации "Ассоциация Российских Уборочных Компаний Санкт-Петербург" (АРУК Санкт-Петербург) и Саморегулируемая организация "Ассоциация клининговых и фасилити операторов" (СРО "АКФО"), являющиеся профессиональными объединениями предприятий по профессиональной уборке, работающих в различных регионах страны и непосредственно заинтересованных в привлечении квалифицированных специалистов. Данные об организациях, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приводятся в Приложении N1.
Разработчиками была сформирована рабочая группа и подготовлена программа актуализации профессионального стандарта:
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области профессиональных услуг на объекте профессиональной уборки.
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке" и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности, состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности, тарифно-квалификационных характеристик ЕТКС и ЕКС, нормативно-распорядительной базы вида профессиональной деятельности.
3 этап: разработка и представление проекта актуализированного профессионального стандарта, пояснительной записки, сведений об организациях-участниках, результатов обсуждения проекта с заинтересованными ведомствами и организациями.
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка и внесение изменений в проект актуализированного профессионального стандарта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- Публикация полного текста проекта профессионального стандарта на сайтах Ассоциаций - разработчиков и на сайтах партнеров:
- http://www.arukspb.ru/blog/news/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga/;
- https://xn--80aumx.xn--p1ai/about/deyatelnost-sro/rabota-komitetov/komitet-po-standartam/?bitrix_include_areas=Y&clear_cache=Y
- http://pccca.ru/950-2/
- https://proffadmin.ru/novosti/obedineniya/aktualizatsiya-profstandarta-spetsialist-po-professionalnoy-uborke/?clear_cache=Y
- https://www.chemitech.ru/blog/news/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga/;
- http://chemitech-expert.ru/usefull/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga.html
- Анкетирование компаний, организаций (телефонное, электронное) и специалистов компаний по профессиональной уборке.
- Размещение информации о ходе профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта в средствах массовой информации (специализированные интернет-порталы):
http://www.cleannow.ru/forums/teme46532-1.htm;
http://www.profuborka.ru/?p=10526;
https://proffadmin.ru/novosti/obedineniya/aktualizatsiya-profstandarta-spetsialist-po-professionalnoy-uborke/?clear_cache=Y;
http://www.arukspb.ru/blog/news/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga/;
http://pccca.ru/950-2/;
https://www.chemitech.ru/blog/news/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga/;
http://chemitech-expert.ru/usefull/aktualizatsiya-profstandarta-v-sfere-klininga.html.
- Рассылка актуализированного текста стандарта специалистам, работающим в области профессиональной уборки (всего 2 130 электронных адресов).
- Размещение информации о разработанном проекте актуализированного стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ http://profstandart.rosmintrud.ru/.
- Направление информации о разработанном проекте актуализированного стандарта и его публичном обсуждении в Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве и Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта проводилось с заинтересованными организациями и специалистами в области профессиональной уборки, в том числе с работодателями и их объединениями, другими коммерческими, общественными и государственными организациями. Всего в профессионально-общественном обсуждении проекта приняло участие более 300 человек. Также разработчики проекта профессионального стандарта привлекли к обсуждению другие заинтересованные организации:
- Технический комитет 346 "Бытовое обслуживание населения" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Ассоциация "Объединение административно-хозяйственных профессионалов";
- Федерация независимых профсоюзов России;
- Комиссия ОПОРЫ РОССИИ по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления;
- Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- ФАОУ ДПО "Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса";
- Общероссийское Отраслевое Объединение Работодателей "Союз коммунальных предприятий";
- Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья;
- Ассоциация предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа.
В обсуждении проекта актуализированного профессионального стандарта приняли участие ведущие компании в сфере профессиональной уборки, такие как ЗАО "Примекс", ООО УК "Клинтим", ООО "Люкссервис", ОМС, ООО "ДАКО", ООО "ЛВР сервисная компания", ООО "Технология Чистоты-М", ООО "Примекс-Красноярск", ООО "Сервис Престиж", ООО "Топ сервис", ООО "Арома-Клининг", ООО "Радник Сервисез Самара" и др.
В профессионально-общественном обсуждении проекта также принимали участие представители профсоюзов (Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области), проект актуализированного стандарта был направлен в Федерацию независимых профсоюзов России. От многих компаний по профессиональной уборке и других организаций, связанных с этим видом профессиональной деятельности, были получены положительные отзывы на проект профессионального стандарта, однако, были и отзывы иного характера, позволившие разработчику внести существенные правки в проект документа.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
В целях уточнения трудовых функций, необходимых умений и знаний, разработчиками была сделана рассылка по более 2000 респондентам из организаций, оказывающих услуги в сфере профессиональной уборки.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1 |
Некоммерческая организация "Ассоциация Российских Уборочных Компаний Санкт-Петербург" |
Санкт-Петербург |
2 |
Саморегулируемая организация "Ассоциация клининговых и фасилити операторов" (СРО "АКФО") г. Москва. |
Москва |
3 |
ЗАО "Примекс" |
Москва |
4 |
Некоммерческая организация "Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья" (НП "АКККП") |
Самара |
5 |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента N23" (ГБПОУ "КИГМ N23") |
Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Сведения о мероприятии профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
|
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Online заседания дискуссионного клуба "Санитарная безопасность объектов общественного назначения", г. Санкт-Петербург Очно-заочное обсуждение |
24.09.2020 |
ООО ТД "Формула чистоты" |
Более 300 участников |
|
https://chistodrom.com/archive/19.html |
ОМС |
|
||||
Члены СРО АКФО (152 организации https://xn--80aumx.xn--p1ai/about/uchastniki-assotsiatsii/) |
|
||||
ООО "Вирибус" |
|
||||
ООО "Ай Макс Групп" |
|
||||
ООО "ЛВР сервисная компания" |
|
||||
ООО "Тридез-Сервис" |
|
||||
ООО "Технология Чистоты-М" |
|
||||
ООО "КАЛИНКА ДЕЗ" |
|
||||
ООО "Атрий" |
|
||||
ООО "Отель Виктория" |
|
||||
ООО "Константа сервис" |
|
||||
ООО "СП ДОН" |
|
||||
ООО "Управление подготовки производства" |
|
||||
ООО "Модэна" |
|
||||
ООО "Примекс-Красноярск" |
|
||||
ООО "Сервис Престиж" |
|
||||
ООО "Топ сервис" |
|
||||
ООО "Сергиево-Посадский ЦСМ" |
|
||||
ООО "УК "Клин Тим" |
|
||||
ИП Кондратьева Анна Владимировна |
|
||||
ООО "Ламаре" |
|
||||
ЗАО "Таганский ряд" гостиница "Таганская" |
|
||||
ОАО "СКБ ИС" |
|
||||
ООО "ДАКО" |
|
||||
ООО "Омела Сервис" |
|
||||
ООО "Управляющая компания Аквапарк" |
|
||||
ООО "Сервис-Тольятти" |
|
||||
ФГБОУ ВО "МГУПП" |
|
||||
ООО "Сергиево-Посадский МПК" |
|
||||
ООО "Арома-Клининг" |
|
||||
ИП Чинькова Ю.В. Таврия |
|
||||
ООО "Лидер Консалт" |
|
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Абрамова Светлана Сергеевна |
ООО "Лидер Консалт", руководитель отдела клининг |
Предложение на стр.5 п.п. 1082 классификатор 24053 прописать более обобщённо. Менеджер обьекта профессиональной уборки, т.к. менеджер в клининге предполагается не только в гостиницах и общепите, но и в бизнес-центрах, торговых центрах, заводов, вокзалов, больниц и т.д. |
Отклонено. В Проекте Стандарта отсутствует данный пункт. |
2 |
Вольпин Игорь Маркович |
ОМС, Технолог |
Дополнить ОКВЭД: 38.11. Сбор неопасных отходов и транспортировка их в места временного хранения Сбор медицинских отходов и транспортировка их в места временного хранения Прессование отходов на прессовочной машине |
Отклонено, профессиональный стандарт не предполагает виды деятельности, связанные с обращением с отходами I-IV классов опасности. В соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) в группу 38.11 входит только сбор неопасных отходов. |
Дополнить ОКВЭД: 39.00 Предоставление услуг профилактической дезинфекции территорий и помещений, авто, железнодорожного и воздушного транспорта |
Отклонено. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) в группу 39.00 не входит предоставление услуг профилактической дезинфекции территорий и помещений, авто, железнодорожного и воздушного транспорта. Отсутствует единая позиция Верховного Суда РФ и Роспотребнадзора. |
|||
Дополнить ОКВЭД: 43.39 Производство уборки зданий и сооружений после завершения строительства |
Отклонено. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) работы по уборке зданий и сооружений после завершения строительства включены только в группу 43.39 "Производство прочих отделочных и завершающих работ". |
|||
Дополнить ОКВЭД: 43.99. Очистка паром, пескоструйная обработка, бластинг, гидроструйная обработка и прочие подобные работы на поверхностях зданий и сооружений |
Отклонено. Данные работы уже предполагаются в группе 43.99. "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки" |
|||
Проектная документация, в части условных обозначений конструкционных элементов и оборудования, размеров и высот и отделочных материалов на объекте профессиональной уборки ??? зачем это |
Специалисту по профессиональной уборке необходимы знания по чтению проектной документации, согласно которой он в дальнейшем разрабатывает план уборки и контролирует его выполнение. |
|||
Изложить п. 3.2.1. Профессионального стандарта в новой редакции: 3.2.1. Виды, назначение и порядок применения химических средств для процессов профессиональной уборки и дезинфекции и их воздействие на материалы поверхностей и загрязнения |
Отклонено. При осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) возникает вопрос о необходимости получения лицензии. Отсутствует единая позиция Верховного суда РФ и Роспотребнадзора. |
|||
Замечания и предложения к проектам квалификаций | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замечания и предложения к описанию профессий | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Проекты наименований квалификаций и требований к ним, сформированные на основе проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке"
N п/п |
Наименование квалификации |
Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации |
Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом |
Положения профессионального стандарта |
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, и реквизиты этого акта |
Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации |
Срок действия свидетельства о квалификации |
Дополнительные характеристики (при необходимости): наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с ЕТКС, ЕКС с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии |
||
код трудовой функции |
наименование трудовой функции |
дополнительные сведения (при необходимости) |
||||||||
1 |
Менеджер объекта профессиональной уборки (2-го уровня квалификации) |
Профессиональный стандарт Специалист по профессиональной уборке (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 сентября 2016 г. N 507н) |
5 |
A/01.5 |
Предварительная экспертиза объекта в целях разработки договорной документации |
К работе допускаются лица, достигшие 18 лет |
- |
1. Документ, подтверждающий наличие краткосрочного обучения или инструктаж по профессии 2. Заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) |
3 года |
|
A/02.5 |
Обеспечение объекта профессиональной уборки материальными ресурсами |
|||||||||
А/03.5 |
Организация работы персонала на объекте профессиональной уборки |
|||||||||
А/04.5 |
Организация обучения персонала объекта профессиональной уборки |
|||||||||
А/05.5 |
Текущий контроль качества оказания услуг, выполнения работ на объекте |
|||||||||
А/06.5 |
Сдача выполненных работ заказчику |
|||||||||
2 |
Менеджер по качеству (5-го уровня квалификации) |
Профессиональный стандарт Специалист по профессиональной уборке (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 сентября 2016 г. N 507н) |
5 |
A/01.5 |
Предварительная экспертиза объекта в целях разработки договорной документации |
К работе допускаются лица, достигшие 18 лет |
- |
1. Документ, подтверждающий наличие образования не ниже среднего общего образования, профессионального обучения 2. Документ, подтверждающий наличие опыта работы не менее одного года по профессии 3. Заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) |
3 года |
|
A/02.5 |
Обеспечение объекта профессиональной уборки материальными ресурсами |
|||||||||
А/03.5 |
Организация работы персонала на объекте профессиональной уборки |
|
||||||||
А/04.5 |
Организация обучения персонала объекта профессиональной уборки |
|
||||||||
А/05.5 |
Текущий контроль качества оказания услуг, выполнения работ на объекте |
|
||||||||
А/06.5 |
Сдача выполненных работ заказчику |
|
||||||||
3 |
Технолог профессиональной уборки (6-го уровня квалификации) |
Профессиональный стандарт Специалист по профессиональной уборке (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 сентября 2016 г. N 507н) |
6 |
В/01.6 |
Разработка рекомендаций по выбору современных технологических процессов профессиональной уборки в зависимости от объекта и требований заказчика |
К работе допускаются лица, достигшие 18 лет |
- |
1. Документ, подтверждающий наличие образования не ниже среднего общего образования, профессионального обучения 2. Документ, подтверждающий наличие опыта работы не менее трех лет по профессии 3. Заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) |
3 года |
|
В/02.6 |
Обеспечение процессов профессиональной уборки технологической документацией |
|||||||||
В/03.6 |
Внедрение новых технологических процессов профессиональной уборки |
|||||||||
В/04.6 |
Контроль соблюдения технологической дисциплины (параметров технологических процессов) |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Форма актуализации описания профессии, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Специалист по профессиональной уборке", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Менеджер объекта профессиональной уборки Менеджер по качеству Технолог профессиональной уборки Инженер-технолог (технолог) |
Область профессиональной деятельности |
Профессиональные услуги по уборке |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по профессиональной уборке |
Должность (профессия рабочего) |
Менеджер объекта профессиональной уборки Менеджер по качеству Технолог профессиональной уборки Инженер-технолог (технолог) |
ФГОС |
- |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы 3343 Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
24047 Менеджер 24060 Менеджер (в прочих отраслях) 24075 Менеджер [в прочих функциональных подразделениях (службах)] 26541 Специалист 22854 Инженер-технолог 27142 Технолог |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Менеджер Инженер-технолог (технолог) |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве |
Особые условия допуска к профессии |
Лица не моложе 18 лет Прохождение и наличие положительного заключения по результатам обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по пожарной безопасности и охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда и промышленной безопасности |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Имеются |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Формирование эффективной системы оказания услуг профессиональной уборки объектов и поверхностей различного назначения |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Среднее профессиональное (непрофильное) образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области оказания услуг профессиональной уборки не реже одного раза в три года
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области оказания услуг профессиональной уборки
Высшее образование - бакалавриат |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, оказывающие услуги профессиональной уборки |
Родственные профессии |
|
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Менеджер объекта профессиональной уборки", "Менеджер по качеству", "Технолог профессиональной уборки", "Инженер-технолог (технолог)" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях профессионального обучения |
Возможности трудоустройства |
|
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
35 000 |
максимальная - |
50 000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Менеджер объекта профессиональной уборки", "Менеджер по качеству", "Технолог профессиональной уборки", "Инженер-технолог (технолог)" останется востребованной в долгосрочной перспективе. |
Ключевые слова |
Уборка, клининг, менеджер, технолог |
Приложение 6
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального
стандарта "Специалист по
профессиональной уборке"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Специалист по профессиональной уборке"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Не изменялось |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Не изменялось |
3 |
Цели ВПД |
Не изменялось |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Не изменялось |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Добавлены коды ОКВЭД: 38.11, 38.32.11, 38.32.12, 39.00, 43.39, 43.99, 81.10, 96.01. |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Не изменялось |
7 |
Трудовые функции |
Наименования ТФ не изменены |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Удалено: "Менеджер по продаже услуг профессиональной уборки" Добавлено: "Инженер-технолог (технолог)" |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Изменены в ОТФ А, В |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Изменены в ОТФ В |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Не изменялось |
12 |
Другие характеристики |
Изменены в ОТФ А, В. |
13 |
Дополнительные характеристики |
Изменены в ОТФ А, В. |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
В ТФ А/01.5, А/02.5, А/03.5, А/04.5, А/05.5, А/06.5 - расширен перечень трудовых действий. - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. В ТФ В/01.6, В/02.6, В/03.6, В/04.6 - расширен перечень трудовых действий. - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
|
16 |
Организации-разработчики |
Некоммерческая организация "Ассоциация Российских Уборочных Компаний Санкт-Петербург" (НО "АРУК Санкт- Петербург") г. Санкт-Петербург.
Саморегулируемая организация "Ассоциация клининговых и фасилити операторов" (СРО "АКФО") г. Москва.
Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья (НП "АКККП") г. Самара.
Закрытое акционерное общество "Примекс" (ЗАО "Примекс") г. Москва.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента N23" (ГБПОУ "КИГМ N23"). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.