Проект Приказа МЧС России "О внесении изменений в Положение о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденное приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467"
(подготовлен МЧС России 30.11.2020 г.)
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868*(1), а также подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385*(2), приказываю:
Внести изменения в Положение о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденное приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.02.2018, регистрационный N 49998), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28.02.2020 N 129 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.07.2020, регистрационный N 58812), согласно приложению.
Министр |
Е.Н. Зиничев |
Приложение
к приказу МЧС России
от __________ N ____
Изменения, вносимые в Положение о пожарно-спасательных гарнизонах,утвержденное приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467
1. Дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Гарнизоны создаются с целью организации привлечения подразделений гарнизона для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ при высылке на место пожара (чрезвычайной ситуации) сил и средств двух и более подразделений гарнизона по повышенным номерам (рангам) пожара, а также обеспечения централизованного и квалифицированного руководства подразделениями гарнизона.".
2. Пункты 8 - 45 изложить в следующей редакции:
"8. Гарнизонная служба создается для обеспечения выполнения цели создания гарнизона.
9. Задачами гарнизонной службы являются:
обеспечение централизованного и квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ (далее - АСР);
планирование применения сил и средств подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
организация работы личного состава подразделений гарнизона в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД;
обеспечение взаимодействия со службами правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, аварийной газовой сети, жилищно-коммунального хозяйства, иными специальными службами населенных пунктов и организаций, расположенными в границах гарнизона (далее - службы жизнеобеспечения);
организация бесперебойной связи между подразделениями гарнизона, а также со службами жизнеобеспечения;
организация работы по поддержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения, аварийно-спасательной техники в подразделениях гарнизона;
организация взаимодействия с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований субъектов Российской Федерации (далее - ЕДДС), дежурно-диспетчерскими службами территориальных и функциональных подсистем РСЧС, организаций и объектов (далее - ДДС);
создание в гарнизоне единой системы подготовки личного состава подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР (далее - пожарно-тактическая подготовка);
непрерывный контроль готовности сил и средств подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
учет сил и средств подразделений гарнизона;
организация и осуществление профилактики пожаров в границах гарнизона;
организация работы по защите личного состава, техники и вооружения гарнизона от воздействия радиации, химических, биологических и иных опасных веществ при тушении пожаров и проведении АСР;
организация работы в области охраны труда в подразделениях гарнизона;
информационное обеспечение деятельности гарнизона.
Цель создания гарнизона достигается решением всех задач гарнизонной службы.
10. В рамках обеспечения централизованного и квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР создается единая система управления силами и средствами гарнизона, предусматривающая проведение следующих мероприятий:
утверждение алгоритма распределения задач гарнизонной службы между структурными подразделениями и (или) за отдельными должностными лицами Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России);
подбор и назначение квалифицированных должностных лиц гарнизонов, определение их функциональных обязанностей (должностных регламентов), порядка действий и подчиненности;
аттестация должностных лиц гарнизонов на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС.
11. В рамках планирования применения сил и средств подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР проводятся следующие мероприятия:
разработка Плана гарнизонных мероприятий (приложение N 1 к настоящему Положению) в целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона, доведение его до руководителей подразделений гарнизона и контроль за его выполнением;
разработка, анализ практического применения и корректировка документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР.
12. В рамках обеспечения взаимодействия со службами жизнеобеспечения проводятся следующие мероприятия:
разрабатываются и заключаются соглашения (утверждаются совместные инструкции), определяющие:
1) порядок осуществления информационного обмена подразделений гарнизона со службами жизнеобеспечения;
2) порядок привлечения сил и средств служб жизнеобеспечения для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
3) обязанности работников служб жизнеобеспечения, привлекаемых для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществляется практическая отработка вопросов взаимодействия при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в рамках проведения ПТУ и ПТЗ;
организуются и проводятся совместные мероприятия (совещания, конференции, учебно-методические сборы);
разрабатываются и утверждаются ежегодные планы совместных мероприятий по повышению противопожарной защиты населенных пунктов.
13. В рамках организации бесперебойной связи между подразделениями гарнизона, а также со службами жизнеобеспечения проводятся следующие мероприятия:
ведется учет и анализ наличия, состояния и применения имеющихся в гарнизоне средств связи и оповещения с целью оценки их достаточности для осуществления управления, а также мероприятия по организации и осуществлению контроля за правильностью их эксплуатации;
выявляются (устанавливаются) места на территории гарнизона с неустойчивым покрытием сотовой и радио связи;
осуществляется контроль за готовностью подразделений гарнизона к применению средств связи по назначению, принимаются меры по устранению выявленных недостатков;
осуществляется разработка распоряжения по связи, регламента радиосвязи и схемы связи, а также других документов на центральном пункте пожарной связи гарнизона и пункте связи подразделения гарнизона;
осуществляется контроль за организацией и постоянной готовностью систем оповещения должностных лиц гарнизона;
принимаются меры по организации различных видов связи в гарнизоне, в том числе при тушении пожаров и проведении АСР;
организуется подготовка личного состава подразделений гарнизона правилам работы со средствами связи, проводятся занятия по изучению новых средств связи;
организуется и проводится периодическая проверка готовности и состояния средств связи подразделений гарнизона;
организуется работа по разработке и выдаче исходных данных для проектирования и строительства новых систем и сооружений связи в гарнизоне;
разрабатываются предложения по внесению изменений в табели положенности средств связи для подразделений гарнизона;
осуществляется контроль за выполнением правил радиообмена в гарнизоне;
организуются проверки по установлению причин отказов и неисправностей средств связи, разрабатываются мероприятия по их недопущению, ведется учет неисправностей и неудовлетворительного прохождения радиосвязи;
осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и операторами связи, предоставляющими подразделениям гарнизона линии и каналы связи в аренду, с целью незамедлительного устранения аварий и неисправностей на обслуживаемых сетях связи;
осуществляется контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств связи подразделений гарнизона;
разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы связи в гарнизоне;
осуществляется разработка и внедрение в практическую деятельность новых форм, методов и способов распознавания и выявления заведомо ложных сообщений о пожаре, а также необходимых для этого технических средств;
разрабатываются временные схемы связи на период выхода из строя или ремонта основных средств связи, а также в других необходимых случаях, обеспечивается непрерывность связи резервными средствами;
изучается, обобщается и распространяется передовой опыт эксплуатации и технического обслуживания средств связи.
14. В рамках организации работы по поддержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения, аварийно-спасательной техники в подразделениях гарнизона проводятся следующие мероприятия:
организуется и контролируется несение гарнизонной и караульной служб в части готовности мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ к тушению пожаров и проведению АСР, принимаются меры к устранению выявленных недостатков;
осуществляются сбор и анализ сведений по укомплектованности подразделений гарнизона водительским составом и степени его подготовленности;
организуются и проводятся занятия с личным составом подразделений гарнизона по освоению новых видов мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ;
ведется учет мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ подразделений гарнизона, принимаются меры по улучшению их технической оснащенности;
анализируется работа мобильных средств пожаротушения, разрабатываются мероприятия, направленные на поддержание их в исправном техническом состоянии и повышение эффективности их использования;
организуется и контролируется техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества;
подготавливаются предложения по внедрению новых средств, технологий и передового опыта, способствующих повышению качества технического обслуживания и ремонта мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества;
организуется и контролируется работа рукавных баз, постов технического обслуживания, ремонта и диагностики, анализируется состояние их оснащенности оборудованием, приборами и инструментом;
организуется и контролируется испытание мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества в подразделениях гарнизона;
организуется сбор информации о работе мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, снаряжения и имущества, их отказах и неисправностях, анализируются причины отказов;
анализируется состояние и эффективность работы в подразделениях гарнизона по предупреждению ДТП;
организуется и контролируется работа по метрологическому обеспечению контрольно-измерительных приборов и диагностического оборудования в подразделениях гарнизона.
15. В рамках организации работы личного состава подразделений гарнизона в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД проводятся мероприятия, предусмотренные Правилами использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утверждаемыми МЧС России в установленном порядке1.
16. В рамках организации взаимодействия с ЕДДС, ДДС организуются и проводятся следующие мероприятия в части обмена информацией:
о составе сил и средств РСЧС, находящихся на дежурстве и в резерве;
о составе сил и средств РСЧС, задействованных в тушении пожара (ликвидации ЧС или происшествий);
о прогнозируемых и произошедших в границах гарнизона (муниципального образования) пожарах, ЧС и происшествиях;
об экстренных предупреждениях об ухудшении метеорологической обстановки;
о проведении тренировок по организации реагирования на пожары (ЧС) и происшествия;
о проведении дополнительных мероприятий в период действия особого противопожарного режима, в паводкоопасный период, при введении режима ЧС.
17. В рамках создания в гарнизоне единой системы пожарно-тактической подготовки проводятся следующие мероприятия:
организация совместных мероприятий по боевой подготовке, в том числе в рамках занятий в системе школы оперативного мастерства;
организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;
организация стажировок в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС) лиц, рассматриваемых на допуск в качестве руководителей тушения пожаров и ликвидации ЧС;
планирование, подготовка и проведение пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач, оперативно-тактического изучения объектов и закрепленных районов выезда (далее - ПТУ, ПТЗ, ОТИ);
осуществление методической помощи подразделениям гарнизона в рамках реализации плана профессиональной подготовки;
распространение передового опыта в области организации тушения пожаров и проведения АСР;
контроль состояния организации профессиональной подготовки в подразделениях гарнизона;
подведение итогов профессиональной подготовки.
18. В рамках непрерывного контроля готовности сил и средств подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР проводятся следующие мероприятия:
планирование и проведение проверок должностными лицами гарнизона готовности сил и средств подразделений гарнизона, находящихся на дежурстве к действиям по предназначению;
проведение контрольно-проверочных ПТУ, контроль за проведением занятий по решению ПТЗ;
проведение тренировок по развертыванию аэромобильной группировки ГУ МЧС России (далее - АМГ) и (или) опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР (далее - ОП), расположенных на территории гарнизона;
подготовка предложений по повышению уровня готовности сил и средств подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
проверка готовности подразделений гарнизона к действиям по предназначению в период действия особого противопожарного режима, в паводкоопасный период, при введении режима ЧС.
19. В рамках учета сил и средств подразделений гарнизона проводятся следующие мероприятия:
определение порядка формирования, сбор, обобщение и передача информации о силах и средствах подразделений гарнизона, включаемых в строевую записку гарнизона;
проведение проверок соответствия заявленному согласно строевой записке составу сил и средств, находящихся на дежурстве, его фактическому составу.
20. В рамках организации и осуществления профилактики пожаров в границах гарнизона проводятся следующие мероприятия:
осуществляются совместные плановые (рейдовые) осмотры территорий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС;
осуществляется информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о неудовлетворительном противопожарном состоянии организаций и территорий;
осуществляется информационное освещение профилактических мероприятий в средствах массовой информации;
осуществляются проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки ПА;
осуществляется контроль за наличием и соответствием нормативным требованиям защитных минерализованных полос и противопожарных разрывов;
проводятся противопожарные инструктажи (беседы) с персоналом организаций о необходимых действиях в случаях возникновения пожара (ЧС);
осуществляется размещение и распространение наглядной пропаганды по вопросам обеспечения пожарной безопасности среди населения, организаций и органов власти;
осуществляется организация практических тренировок по эвакуации людей в случае возникновения пожара и при ЧС;
проводятся совещания с руководителями учреждений по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
проводятся иные профилактические мероприятия, в том числе в период действия особого противопожарного режима, в паводкоопасный период, при введении режима ЧС.
21. В рамках организации работы по защите личного состава, техники и вооружения гарнизона от воздействия радиации, химических, биологических и иных опасных веществ при тушении пожаров и проведении АСР проводятся следующие мероприятия:
организуется подготовка специалистов подразделений гарнизона по вопросам ведения радиационной и химической разведки и наблюдения;
разрабатываются мероприятия по защите от ядерного и химического оружия, а также по обеспечению радиационной безопасности личного состава, техники и вооружения гарнизона, организуется контроль за их выполнением;
организуется периодическая проверка наличия и технического состояния специальной техники и средств радиационной и химической защиты подразделений гарнизона, осуществляется контроль за их правильной эксплуатацией (использованием);
осуществляется информационно-аналитическое обеспечение подразделений гарнизона по вопросам радиационной и химической защиты;
организуются и проводятся мероприятия по обеспечению личного состава подразделений гарнизона средствами радиационной, химической и биологической защиты;
организуется подготовка личного состава подразделений гарнизона, привлекаемого к ликвидации радиационных и химических аварий;
определяются показатели риска возникновения радиационного и химического загрязнения на объектах и территориях во время ЧС;
осуществляются мероприятия по накоплению запаса дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ в подразделениях гарнизона;
организуются мероприятия по индивидуальному дозиметрическому контролю личного состава подразделений гарнизона;
ведется учет средств радиационной и химической защиты, имеющихся на вооружении подразделений гарнизона.
22. В рамках организации работы в области охраны труда в подразделениях гарнизона проводятся следующие мероприятия:
осуществляется контроль за соблюдением требований охраны труда в повседневной деятельности, а также при тушении пожаров и проведении АСР, в том числе при работе в СИЗОД;
организуется работа комиссий по расследованию несчастных случаев с личным составом подразделений пожарной охраны, произошедших в повседневной деятельности и при тушении пожаров и проведении АСР, в том числе с газодымозащитниками при работе в СИЗОД;
разрабатываются предложения по совершенствованию системы охраны труда в подразделениях гарнизона.
23. В рамках организации работы в области информационного обеспечения деятельности гарнизона проводятся следующие мероприятия по доведению до подразделений гарнизона:
информации о прогнозируемых и уточнению информации о произошедших в границах гарнизона пожарах, ЧС и происшествиях;
оперативного ежедневного прогноза возникновения и развития ЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) и экстренных предупреждений об ухудшении метеорологической обстановки;
информации о прохождении комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории субъекта Российской Федерации (муниципальных образований);
сигналов оповещения.
24. Начальниками гарнизонов по должности являются:
территориального гарнизона - начальник ГУ МЧС России;
местного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения ФПС - сотрудник органа ГПН, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров1.
25. Задачи гарнизонной службы в территориальном гарнизоне приказом начальника ГУ МЧС России закрепляются за структурными подразделениями и (или) за отдельными должностными лицами ГУ МЧС России в соответствии с направлениями их деятельности и включаются в положения об указанных структурных подразделениях и в функциональные обязанности (должностные регламенты) должностных лиц.
Приказом также устанавливается, что на период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника территориального гарнизона его обязанности возлагаются на заместителя начальника ГУ МЧС России (по ГПС).
Указанный приказ доводится до руководителей подразделений гарнизона.
Алгоритм распределения задач гарнизонной службы между структурными подразделениями и (или) за отдельными должностными лицами ГУ МЧС России приведен в приложении N 2.1 к настоящему Положению.
26. В целях выполнения задач гарнизонной службы в местных гарнизонах назначаются следующие должностные лица местного гарнизона:
начальник гарнизона;
оперативный дежурный гарнизона;
диспетчер гарнизона;
начальник службы профилактики пожаров.
По решению начальника территориального гарнизона и при условии обеспечения выполнения задач гарнизонной службы оперативный дежурный местного гарнизона может не назначаться в следующих случаях:
при наличии в составе местного гарнизона менее 2 подразделений ГПС;
при отсутствии штатных должностей руководящего состава для их назначения оперативным дежурным гарнизона.
27. По решению начальника территориального гарнизона в целях выполнения задач гарнизонной службы в местном гарнизоне в дополнение к должностным лицам, указанным в пункте 26 настоящего Положения, могут назначаться иные должностные лица гарнизона, в том числе заместитель (заместители) начальника гарнизона, из числа руководящего состава подразделений ГУ МЧС России, функционирующих на муниципальном (межмуниципальном) уровне, или подразделений Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) в соответствии с направлениями их деятельности.
28. В исключительных случаях, по обоснованному решению начальника территориального гарнизона, согласованному с руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы организации тушения пожаров и проведения АСР, местные гарнизоны могут не создаваться, при этом функции местных гарнизонов возлагаются на соответствующий территориальный гарнизон.
29. Должностные лица местного гарнизона назначаются приказом начальника ГУ МЧС России, которым также определяются права и обязанности указанных должностных лиц в рамках выполнения задач гарнизонной службы.
Приказом также устанавливается, что на период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника местного гарнизона его обязанности возлагаются на заместителя начальника местного гарнизона или иное должностное лицо местного гарнизона по решению начальника территориального гарнизона.
Указанный приказ доводится до руководителей подразделений гарнизона.
30. Начальнику территориального гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены должностные лица территориального гарнизона, начальники и иные должностные лица местных гарнизонов, а также все подразделения, входящие в состав территориального гарнизона, в том числе организации и учреждения МЧС России, не входящие в структуру ГУ МЧС России, но дислоцированные на территории территориального гарнизона, силы и средства которых включены в план привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР.
Начальнику местного гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены должностные лица местного гарнизона, а также все подразделения местного гарнизона, в том числе специальные и договорные подразделения ФПС, расположенные на территории местного гарнизона, силы и средства которых включены в расписание выезда подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР.
31. Начальник территориального гарнизона обязан:
знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
осуществлять общее руководство деятельностью территориального и входящих в его состав местных гарнизонов;
осуществлять руководство должностными лицами гарнизона;
осуществлять организацию и контроль несения гарнизонной и караульной служб;
проверять готовность подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР;
осуществлять временную передислокацию (при необходимости) подразделений территориального гарнизона при крупных пожарах (ЧС), определять места временной дислокации подразделений гарнизона в период действия особого противопожарного режима, и в паводкоопасный период;
определять дополнительные мероприятия, направленные на усиление гарнизонной и караульной службы в подразделениях гарнизона в период действия особого противопожарного режима и в паводкоопасный период;
осуществлять организацию проведения ПТУ, ПТЗ, ОТИ, соревнований, сборов, семинаров и других общегарнизонных мероприятий, проводимых на региональном уровне;
определять структурные подразделения ГУ МЧС России (назначать должностных лиц ГУ МЧС России), за которыми закрепляются задачи гарнизонной службы;
выезжать на пожары (ЧС), произошедшие на объектах с массовым пребыванием людей, критически важных и потенциально опасных объектах, расположенных в административном центре субъекта Российской Федерации и в непосредственно прилегающих к нему муниципальных образованиях, при подтвержденном номере (ранге) пожара от N 2 и выше, а на пожары (ЧС), произошедшие на территории иных муниципальных образований субъекта Российской Федерации - самостоятельно или по решению вышестоящих должностных лиц;
осуществлять руководство тушением пожара и ликвидацией ЧС в случаях, определенных Боевым уставом подразделений пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утверждаемым МЧС России в установленном порядке1 (далее - БУПО), а также расписанием выезда подразделений местного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
определять порядок выезда должностных лиц территориального и местных гарнизонов (иных должностных лиц структурных подразделений ГУ МЧС России) на тушение пожаров и проведение АСР;
осуществлять организацию контроля за своевременностью прохождения аттестации на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС должностными лицами гарнизона и руководящим составом подразделений гарнизона;
осуществлять организацию пожарно-тактической подготовки в гарнизоне;
осуществлять организацию работы АМГ и ОП, расположенных на территории гарнизона;
утверждать План гарнизонных мероприятий территориального гарнизона;
организовывать работу по сбору, обработке и передаче информации о пожарах (ЧС), прогнозируемых и произошедших в границах территориального гарнизона;
отдавать распоряжения по вопросам оперативно-служебной деятельности, обязательные для исполнения руководством подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
оказывать содействие социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;
оказывать содействие развитию пожарно-спасательного спорта на территории субъекта Российской Федерации;
определять порядок и условия выезда начальников местных гарнизонов на пожары (ЧС), в том числе в качестве руководителя тушения пожаров, руководителя ликвидации ЧС (далее соответственно - РТП, РЛЧС).
32. Начальник территориального гарнизона вправе:
обращаться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы власти) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением гарнизонной службы, организацией и осуществлением тушения пожаров и проведения АСР;
ходатайствовать перед руководителями органов управления (учредителями) подразделений гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона;
возлагать, с учетом местных условий, на начальника местного гарнизона дополнительные обязанности, при условии если выполнение таких обязанностей не сможет препятствовать его обязанностям по занимаемой штатной должности.
33. Начальник местного гарнизона обязан:
знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
осуществлять руководство подразделениями гарнизона самостоятельно или через оперативного дежурного гарнизона;
осуществлять руководство должностными лицами гарнизона;
осуществлять организацию и контроль несения гарнизонной и караульной служб, проверку готовности подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР;
осуществлять организацию пожарно-тактической подготовки в гарнизоне;
выезжать на пожары самостоятельно или по решению начальника территориального гарнизона;
при прибытии к месту пожара (ЧС) осуществлять руководство тушением пожара и ликвидацией ЧС в случаях, определенных БУПО, а также расписанием выезда подразделений местного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
осуществлять организацию контроля за своевременностью прохождения аттестации на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС должностными лицами гарнизона и руководящим составом подразделений гарнизона;
осуществлять организацию проведения ПТУ, ПТЗ, ОТИ, соревнований, сборов, семинаров и других общегарнизонных мероприятий, проводимых в местном гарнизоне;
осуществлять временную передислокацию (при необходимости) подразделений гарнизона при крупных пожарах (ЧС), определять места временной дислокации подразделений гарнизона в период действия особого противопожарного режима, и в паводкоопасный период, с уведомлением начальника территориального гарнизона;
определять дополнительные мероприятия, направленные на усиление гарнизонной и караульной службы в период действия особого противопожарного режима и в паводкоопасный период;
участвовать в работе по сбору, обработке и передаче информации о пожарах (ЧС), прогнозируемых и произошедших в границах гарнизона;
осуществлять организацию работы ОП, расположенных на территории гарнизона;
утверждать План гарнизонных мероприятий гарнизона;
отдавать распоряжения по вопросам оперативно-служебной деятельности, обязательные для исполнения руководством подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
разрабатывать график дежурства должностных лиц подразделений ГПС в качестве оперативного дежурного гарнизона (при отсутствии в подразделениях ГПС гарнизона штатной должности оперативного дежурного);
принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений в работе систем наружного противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения подразделений гарнизона, по обеспечению возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах территории гарнизона;
оказывать содействие дружинам юных пожарных, добровольным пожарным и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории гарнизона;
оказывать содействие развитию в подразделениях гарнизона пожарно-спасательного спорта.
34. Начальник местного гарнизона вправе:
обращаться в органы местного самоуправления, в границах которых создан гарнизон, к начальнику территориального гарнизона по вопросам, связанным с организацией и осуществлением гарнизонной службы, организацией и осуществлением тушения пожаров и проведения АСР;
отдавать распоряжения по вопросам оперативно-служебной деятельности, обязательные для исполнения руководством подразделений гарнизона и должностными лицами гарнизона;
по согласованию с начальником территориального гарнизона изменять состав техники, находящейся в боевом расчете подразделений гарнизона, за счет имеющейся в гарнизоне резервной техники с обязательным информированием учредителей (руководителей) подразделений гарнизона и диспетчера гарнизона;
требовать в пределах предоставленных полномочий от соответствующих должностных лиц устранения нарушений в работе систем наружного противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения подразделений гарнизона, а также восстановления возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах территории гарнизона;
ходатайствовать перед руководителями подразделений гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона.
35. Оперативным дежурным гарнизона является:
а) в территориальном гарнизоне - должностное лицо, замещающее штатную должность в службе пожаротушения ГУ МЧС России;
б) в местном гарнизоне:
должностное лицо, замещающее штатную должность в структурном подразделении службы пожаротушения ГУ МЧС России или в службе пожаротушения отряда ГПС;
должностное лицо подразделения ГПС, прошедшее аттестацию на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС (за исключением начальника караула), назначаемое в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком.
36. Оперативный дежурный гарнизона обязан:
знать уровень подготовки руководителей подразделений гарнизона и их заместителей, начальников караулов к тушению пожаров и проведению АСР;
проходить аттестацию на право руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС;
выезжать на пожары (ЧС) самостоятельно или по решению начальника гарнизона;
при прибытии к месту пожара (ЧС) осуществлять руководство тушением пожара и ликвидацией ЧС в случаях, определенных БУПО, а также расписанием выезда подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
знать перечень и место расположения наиболее важных, взрывопожароопасных организаций, их пожарную опасность, состояние средств связи, наличие сил и средств в гарнизоне, тактико-технические характеристики техники, имеющейся на вооружении подразделений гарнизона;
осуществлять контроль несения гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области организации деятельности пожарной охраны, других нормативных правовых актов МЧС России, а также выполнение указаний начальника гарнизона, в том числе при проведении выездных проверок подразделений гарнизона;
знать оперативную обстановку в гарнизоне, контролировать устранение выявленных недостатков в подразделениях гарнизона, в том числе с выездом в подразделения гарнизона;
обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;
осуществлять организацию в пределах компетенции и лично проводить ПТУ, ПТЗ, ОТИ, контролировать организацию и проведение ПТЗ и занятий по подготовке в подразделениях гарнизона;
осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;
контролировать своевременную постановку в боевой расчет техники, в том числе вернувшейся в место постоянной дислокации после тушения пожаров и проведения АСР, рассматривать обоснованность вывода техники из боевого расчета и принимать соответствующие решения;
осуществлять организацию подготовки и разработки документов гарнизона;
контролировать работу диспетчеров гарнизона и подразделений гарнизона;
запрашивать и получать информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации гарнизонной и караульной службы.
37. Оперативный дежурный гарнизона вправе:
проверять несение гарнизонной и караульной служб и проведение занятий по профессиональной подготовке в подразделениях гарнизона;
отдавать в период дежурства должностным лицам подразделений гарнизона обязательные для исполнения распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной служб, в том числе по временной передислокации техники, с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
вносить предложения непосредственному руководителю (учредителю) подразделения гарнизона по отстранению личного состава от исполнения обязанностей в случае нарушения правил охраны труда, дисциплины при несении караульной службы, тушении пожаров и проведении АСР, на ПТУ, ПТЗ, ОТИ;
ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона.
38. Диспетчером гарнизона назначается должностное лицо подразделения гарнизона, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре (ЧС).
Диспетчер гарнизона назначается в целях учета сил и средств гарнизона, приема и обработки сообщений о пожарах (ЧС), прогнозируемых и произошедших в границах гарнизона, своевременной высылки подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР, поддержания связи с подразделениями гарнизона в местах их постоянной дислокации и при их следовании к месту пожара (ЧС), со службами жизнеобеспечения и наиболее важными взрывопожароопасными организациями, приема и передачи информации с места пожара (ЧС).
В оперативном отношении диспетчер гарнизона подчиняется оперативному дежурному гарнизона.
39. Диспетчер гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:
знать оперативную обстановку в гарнизоне, места дислокации и районы (подрайоны) выезда подразделений гарнизона, в том числе входящих в состав АМГ и ОП, перечень организаций, на которые по первому сообщению о пожаре (ЧС) подразделения гарнизона высылаются по повышенному номеру (рангу) пожара, список улиц, организаций, населенных пунктов и участков территории, не обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения (далее - безводные участки);
осуществлять прием и обработку поступивших сообщений по телефонным линиям связи или другими способами;
направлять к месту вызова силы и средства подразделений гарнизона в соответствии с расписанием выезда подразделений местного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
обеспечивать передислокацию сил и средств гарнизона в рамках своей компетенции по согласованию с оперативным дежурным и начальником гарнизона;
обобщать сведения о силах и средствах гарнизона и представлять на утверждение начальнику гарнизона строевую записку гарнизона (приложение N 2 к настоящему Положению);
осуществлять прием и передачу информации с места пожара (ЧС);
выяснять с помощью справочной документации, а также через службы жизнеобеспечения, оперативно-тактические особенности организаций, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и при получении сведений немедленно докладывать их РТП (РЛЧС);
задействовать схему оповещения личного состава при объявлении начальником гарнизона сбора личного состава гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
поддерживать связь с подразделениями гарнизона в местах их дислокации, при следовании к месту пожара (ЧС), на месте пожара (ЧС), а также со службами жизнеобеспечения и наиболее важными пожаровзрывоопасными организациями;
проверять наличие связи и проводить сверку времени с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения не реже двух раз в сутки;
докладывать оперативному дежурному информацию об изменении оперативной обстановки на месте пожара (ЧС), о происшествиях среди личного состава караулов (смен), выходе из строя пожарной техники, а также иную информацию, которая может повлиять на снижение боеготовности подразделений или ликвидацию последствий возможных пожаров (ЧС);
обеспечивать доведение до подразделений гарнизона информации, распоряжений начальника гарнизона, оперативного дежурного гарнизона и других должностных лиц гарнизона;
осуществлять ведение служебной документации диспетчера гарнизона;
осуществлять учет выездов подразделений гарнизона из мест постоянной дислокации;
осуществлять контроль за ведением радиообмена между подразделениями гарнизона;
соблюдать меры безопасности при работе с закрепленными средствами связи;
участвовать в сборе, обработке и передаче информации о пожарах (ЧС), прогнозируемых и произошедших в границах гарнизона.
40. Диспетчер гарнизона вправе:
запрашивать у подразделений гарнизона информацию о силах и средствах, находящихся в боевом расчете и резерве подразделений гарнизона;
запрещать (после согласования с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона) выезд подразделений на ПТУ, ПТЗ, ОТИ при недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств, в том числе в результате их нахождения на месте пожара (ЧС);
требовать от личного состава подразделений гарнизона устранения выявленных должностными лицами гарнизона нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;
повышать номер (ранг) пожара до прибытия первых подразделений гарнизона к месту пожара (ЧС), при поступлении большого количества сообщений о пожаре (ЧС), а также с учетом складывающейся обстановки на месте пожара (ЧС);
уменьшать номер (ранг) пожара до N 1 и количество привлеченных сил и средств до одного отделения на основном ПА при наличии достоверной информации о пожарах небольших площадей и отсутствии распространения огня до прибытия первого РТП (по согласованию с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона);
вмешиваться в радиообмен между двумя радиостанциями (за исключением радиостанции РТП (РЛЧС)) для вызова дополнительных сил и объявления повышенного номера (ранга) пожара, а также доведения информации, которая может повлиять на ход ликвидации последствий пожаров (ЧС).
41. Иные должностные лица гарнизона обязаны осуществлять реализацию мероприятий, проводимых в рамках выполнения задач гарнизонной службы по закрепленному направлению деятельности. При реализации указанных мероприятий должностные лица гарнизона вправе:
проверять несение гарнизонной и караульной служб в подразделениях гарнизона по закрепленному направлению деятельности;
требовать от должностных лиц подразделений гарнизона исполнения положений нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы по закрепленному направлению деятельности;
запрашивать и получать необходимую информацию по закрепленному направлению деятельности, знакомиться с распорядительной и иной документацией;
вносить руководителям подразделений гарнизона предложения по организации работы и устранению недостатков по закрепленному направлению деятельности;
ходатайствовать перед начальником гарнизона о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении личного состава подразделений гарнизона;
обеспечивать и лично контролировать несение гарнизонной и караульной служб в рамках закрепленного направления деятельности, принимать меры к устранению выявленных недостатков.
42. Проверка гарнизонной службы осуществляется в целях изучения вопросов организации ее деятельности, состояния боевой готовности гарнизонов и входящих в их состав подразделений, оказания практической помощи и выявления положительного опыта в организации деятельности гарнизонов.
Проверка гарнизонной службы осуществляется в том числе в рамках инспектирования оперативно-служебной деятельности ГУ МЧС России и подразделений ГУ МЧС России, функционирующих на муниципальном (межмуниципальном) уровне.
43. Правом на проведение проверки гарнизонной службы (при предъявлении документа, удостоверяющего личность или служебного удостоверения) обладают:
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, а также сотрудники структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы организации тушения пожаров и проведения АСР - в отношении всех территориальных и местных гарнизонов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и входящих в их состав подразделений;
начальники ГУ МЧС России - в отношении подчиненных территориальных и местных гарнизонов и входящих в них подразделений;
должностные лица территориальных гарнизонов (за исключением начальников ГУ МЧС России) - в отношении подчиненных местных гарнизонов и входящих в них подразделений;
начальники местных гарнизонов - в отношении подчиненных местных гарнизонов и входящих в них подразделений;
должностные лица местных гарнизонов (за исключением начальников местных гарнизонов) - в отношении входящих в состав местных гарнизонов подразделений.
Иные лица, прибывшие для проверки гарнизонной службы, должны иметь при себе предписание на право проведения проверки, подписанное уполномоченным должностным лицом, и документ, удостоверяющий личность (служебное удостоверение).
44. При встрече лиц, указанных в пункте 43 настоящего Положения, в дневное и вечернее время начальник гарнизона или уполномоченное им должностное лицо гарнизона подает команду: "СМИРНО" и представляется1, после чего сопровождает прибывших лиц.
45. По завершении проверки гарнизонной службы для оценки состояния гарнизонной службы по решению проверяющих могут проводиться ПТУ с привлечением сил и средств подразделений гарнизона.".
3. Сноски к пунктам 34, 45 исключить.
4. Дополнить сноской 1 к пункту 15 следующего содержания:
" 1 Абзац 48 подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868".
5. Дополнить сноской 1 к пункту 24 следующего содержания:
"1 Часть 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".".
6. Дополнить сноской 1 к пункту 44 следующего содержания:
"1 Например: "Товарищ майор или товарищ проверяющий. Оперативный дежурный Ивановского местного пожарно-спасательного гарнизона. В гарнизоне без происшествий (при наличии происшествий докладывает о них)".".
7. Дополнить сноской 1 к пункту 31 следующего содержания:
"1 Утвержден приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.02.2018, регистрационный N 50100), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28.02.2020 N 129 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.07.2020, регистрационный N 58812)".
8. Дополнить пунктом 66.1 следующего содержания:
"66.1. В целях обеспечения возможности прибытия в максимально короткое время сил и средств гарнизона, предусмотренных документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР, к месту пожара на территорию организации, охраняемой объектовым (специальным) подразделением ФПС, и в которой организован пропускной и внутриобъектовый режим, руководители подразделений гарнизона обеспечивают ежесуточное предоставление в объектовое (специальное) подразделение ФПС информации о планируемых к высылке силах и средствах подразделений гарнизона по форме согласно приложению N 2.2 к настоящему Положению.".
9. Пункт 106 изложить в следующей редакции:
"ПТП и КТП отрабатываются и при необходимости корректируются при проведении ПТУ, ПТЗ, ОТИ и иных плановых практических мероприятий с выездом в сельский населенный пункт, садоводческое, огородническое некоммерческое товарищество и иную организацию, в соответствии с распорядком дня караула.".
10. Дополнить приложениями NN 2.1 и 2.2 следующего содержания:
"Приложение N 2.1
к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах
АЛГОРИТМ
распределения задач гарнизонной службы между структурными подразделениями и (или) за отдельными должностными лицами Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
Наименование структурного подразделения (должности) в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации |
|
Задача гарнизонной службы |
|
|
|
Заместитель начальника (по Государственной противопожарной службе)
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области организации службы, подготовки и применения пожарно-спасательных сил |
|
Обеспечение централизованного и квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР.
Планирование применения сил и средств подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР.
Создание в гарнизоне единой системы подготовки личного состава подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР. |
|
|
|
Старший оперативный дежурный смены
Дежурная смена центра управления в кризисных ситуациях |
|
Организация взаимодействия с дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, объектов, территориальных и функциональных подсистем РСЧС по сбору, обработке и передаче информации о пожарах (ЧС), прогнозируемых и произошедших в границах гарнизона.
Информационное обеспечение деятельности гарнизона.
Обеспечение взаимодействия со службами жизнеобеспечения, расположенными в границах гарнизона. |
|
|
|
Оперативный дежурный службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ
Диспетчер центрального пункта пожарной связи |
|
Непрерывный контроль готовности сил и средств подразделений гарнизона к действиям по тушению пожаров и проведению АСР.
Учет сил и средств подразделений гарнизона. |
|
|
|
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области информационных технологий и связи |
|
Организация бесперебойной связи между подразделениями гарнизона, а также со службами жизнеобеспечения. |
|
|
|
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области организации материально-технического обеспечения |
|
Организация работы по поддержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения, аварийно-спасательной техники в подразделениях гарнизона. |
|
|
|
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области организации надзорной деятельности и профилактической работы |
|
Организация и осуществление профилактики пожаров в границах гарнизона. |
|
|
|
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций |
|
Разработка мероприятий по защите личного состава, техники и вооружения гарнизона от воздействия радиации, химических, биологических и иных опасных веществ при тушении пожаров и проведении АСР. |
|
|
|
Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области охраны труда |
|
Организация работы в области охраны труда в подразделениях гарнизона |
Примечание: При отсутствии вышеуказанных структурных подразделений приказом начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для выполнения задач гарнизонной службы могут быть назначены отдельные должностные лица Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Приложение N 2.2
к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах
(Рекомендуемый образец)
ИНФОРМАЦИЯ
о планируемых к высылке силах и средствах подразделений гарнизона
Номер планируемого к высылке подразделения пожарной охраны |
для доступа на территорию объектов ____________________________________
(наименование организации)
личного состава и транспортных средств _____________________________________
(указываются наименование планируемого
к высылке подразделения пожарной охраны, марка и государственный регистрационный номер
________________________________________________________________________
транспортного средства)
Список личного состава
N п/п |
Занимаемая должность |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата "____" _____________ ______ г.
Начальник _____________________________ ________ ______________
(наименование планируемого к высылке подразделения пожарной охраны) (подпись) (Ф.И.О. (при наличии))
".
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2011, N 26, ст. 3807.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.