Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за лесные пожары)"
(подготовлен МЧС России 01.12.2020 г.)
На протяжении последних 10 лет на территории Российской Федерации ежегодно происходит более 11000 лесных пожаров. При этом 90 % случаев причины пожаров связаны с неправомерными действиями человека, в том числе вызваны палами сухой травянистой растительности. Так в 2018 году произошло 12,1 тыс. пожаров с ущербом 19,8 млрд руб., в 2019 году - 13,6 тыс. пожаров с ущербом в 13,4 млрд руб.
Ответственность за противоправные деяния, связанные с лесными пожарами, закреплена в статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и в части четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Предметом противоправного посягательства в обоих случаях являются лесные и иные насаждения.
Основанием для привлечения к административной ответственности являются действия лица связанные с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. При этом требования пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417.
Уголовная ответственность наступает за виновно совершенное общественно опасное деяние, выражающееся в причинении любого минимального размера ущерба лесным насаждениям и иным насаждениям, выраженного в денежном эквиваленте, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. В том числе, в результате перехода огня с прилегающих к лесу территорий при горении сухой травяной растительности вызванной сельскохозяйственными палами.
Приведшие к лесному пожару действия связанные с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесах и действия связанные неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности, представляются разными противоправными деяниями. При этом характер, степень общественной опасности, катастрофичность последствий, обстоятельства совершения (разведение и оставление в лесу непотушенных костров, бросание горящих спичек, окурков выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, использование машин с неисправной топливной системой, оружейных пыжей из горючих материалов, и т.п.) являются схожими.
Вместе с тем, действующей редакцией части первой статьи 261 УК РФ не предусмотрен такой квалифицирующий признак объективной стороны данного преступления как нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, в настоящее время в указанном уголовном составе размер ущерба от лесного пожара, причинение которого влечет наступление уголовной ответственности, четко не установлен. Эта коллизия приводит к тому, что органы дознания обязаны привлекать лицо к уголовной ответственности за неосторожные действия, вызвавшие причинение ущерба лесным и иным насаждениям, вне зависимости от суммы причиненного ущерба.
В некоторых субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа органами прокуратуры самостоятельно установлены стоимостные критерии ущерба, причиненного пожаром лесным и иным насаждениям, для возбуждения уголовного дела, находящиеся в пределах от 100 до 5000 рублей.
В целях решения проблем разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений в большинстве составов преступлений УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером причиненного вреда.
В этой связи предлагается дополнить часть первую статьи 261 УК РФ квалифицирующим признаком в виде причинения значительного ущерба, равного 5000 рублей, установленного в большинстве статей УК РФ как минимальный размер для привлечения к уголовной ответственности.
Так, в действующей редакции статьи 260 УК РФ критерий криминализации за умышленное деяние, направленное на повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, закреплен в примечании к вышеуказанной статье и определен причиненным ущербом лесным и иным насаждениям в размере 5000 рублей.
Анализ уголовных дел, возбужденных дознавателями государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - ГПН ФПС) за период с 2013 по 2020 гг. по части первой статьи 261 УК РФ, показал, что процент уголовных дел, по которым ущерб установлен в размере 5000 рублей и менее от общего числа возбужденных уголовных дел по вышеуказанной статье, составил 23,7%. С принятием законопроекта данные преступления перейдут в разряд административных правонарушений, чем согласуются нормы УК РФ и КоАП РФ.
При этом проектируемая норма учитывает заложенный статьей 6 УК РФ принцип справедливости, в уголовном праве означающий, что наказание и иные меры уголовно-правового характера применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности, вменяемого противоправного деяния.
Учитывая важность комплексного, полного и единообразного правового регулирования в указанной сфере деятельности, проектируемые изменения в законодательстве позволят четко отделить уголовно-наказуемое деяние от административного правонарушения, снизить нагрузку на правоохранительные и судебные органы, расследующие и рассматривающие уголовные дела, возбужденные по фактам причинения незначительного материального ущерба.
Необходимо отметить, что лесные пожары, обладая высокой степенью общественной опасности, создают реальную угрозу лесной растительности, жизни и здоровью людей, проживающих в граничащих с лесом населенных пунктах, их имуществу и объектам экономики.
Ежегодные статистические данные о количестве лесных пожаров свидетельствуют о том, что гражданами недооценивается реальный уровень общественной опасности, своих действий приводящих к лесным пожарам, следовательно, предусмотренная в настоящее время законодательством строгость уголовного наказания за данные преступления недостаточно эффективна.
Актуальность и необходимость усиления уголовной ответственности, за преступные деяния повлекшие возникновение лесного пожара подтверждается регулярно происходящими пожарами, в том числе в результате палов сухой травянистой растительности.
Осознание гражданами возможности понести строгое уголовное наказание за совершение действий, которые могут повлечь за собой возникновение лесного пожара для лиц, пренебрежительно относящихся к вопросам пожарной безопасности в лесу и на прилегающей к лесу территории, является останавливающим фактором.
С учетом вышеизложенного в законопроекте предлагается увеличить санкции уголовных наказаний за преступление, предусмотренное частью первой статьи 261 УК РФ, до уровня части второй этой статьи, при этом часть вторую статьи 261 УК РФ - признать утратившей силу.
Таким образом, проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за лесные пожары)" предлагается дополнить часть первую статьи 261 УК РФ квалифицирующим признаком преступления в виде нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях, установить минимальный размер ущерба в качестве критерия криминализации деяния, одновременно усилив уголовную ответственность за данные преступления.
Кроме того, законопроектом предусматриваются корреспондирующие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части касающейся отнесения подследственности по указанным категориям уголовным дел к компетенции дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Законопроект вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Предполагается их одновременное принятие.
Круг лиц, на которых распространено действие законопроектов - это граждане, руководители объектов и иные должностные лица, отвечающие за выполнение требований в области пожарной безопасности на лесных участках и территориях, прилегающих к лесу.
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России федеральным бюджетом, и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.