Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части снижения финансовой нагрузки, связанной с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, на субъекты предпринимательской деятельности)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 264 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р (в редакции от 31 августа 2020 г. N 2216-р).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проектируемого регулирования является снижение финансовой нагрузки на членов саморегулируемых организаций (далее - СРО), а также стимулирование эффективности контроля СРО за качеством работ, услуг своих членов.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 28 сентября по 23 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/09-20/00108760).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 19 по 26 ноября 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", ООО "Институт "Мосинжпроект", не содержащие замечаний в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции СРО Ассоциация "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве", Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Союза "Саморегулируемая организация строителей Камчатки", Ассоциации "Сахалинстрой", СРО "Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Проектом акта предусматривается дополнение статьи 60 ГрК РФ частью 3.1, в соответствии с которой:
СРО обязана выплачивать компенсацию сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей, солидарно с членом СРО, являющимся работодателем для такого работника (далее - работодатель), в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если работодатель, имеющий обязательства вследствие причинения вреда указанному работнику в связи с нарушением требований охраны труда, являлся членом такой СРО;
Национальное объединение СРО - в случае исключения сведений о вышеуказанной СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной СРО, зачисленных на счет такого Национального объединения, либо СРО, членом которой стал работодатель, имеющий обязательства вследствие причинения вреда указанному работнику в связи с нарушением требований охраны труда, в случае, если такое Национальное объединение СРО перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счет СРО.
Вместе с тем указанными положениями не предусмотрено исключения обязанности возмещения вреда и выплаты компенсации для случая, при котором указанный вред мог быть причинен вследствие умысла потерпевшего, действия третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), как это установлено в частях 1 - 3 статьи 60 ГрК РФ, что может способствовать, в частности, сговору с целью получения возмещения от СРО в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда.
С учетом изложенного представляется целесообразным по аналогии с частями 1 - 3 статьи 60 ГрК РФ предусмотреть указанные случаи в рамках проектируемого проектом акта регулирования.
2. Частью 5 статьи 60 ГрК РФ установлено, что лица, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с частями 1 - 3 статьи 60 ГрК РФ, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда, в частности, к лицам, организациям, по вине которых причинен вред.
Считаем целесообразным предусмотреть аналогичный порядок для случаев, установленных в части 3.1 статьи 60 ГрК РФ в редакции проекта акта.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.