Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минцифры России "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 1 по 14 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/10-20/00108929).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. В настоящее время проект акта также находится на рассмотрении рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере связи и информационных технологий.
В соответствии с действующим регулированием порядок пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования регламентирован приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования" (далее - Действующий приказ).
Проектом акта предлагается переиздать Действующий приказ с его дополнением пунктами 6.1 и 6.2 в части установления порядка пропуска трафика при оказании:
- услуг завершения международного вызова, инициированного в сети связи оператора связи, находящегося за пределами Российской Федерации, на сеть фиксированной телефонной связи (далее - международный вызов на сеть фиксированной телефонной связи);
- услуг завершения международного вызова, инициированного в сети связи оператора связи, находящегося за пределами Российской Федерации, на сеть подвижной связи (далее - международный вызов на сеть подвижной связи).
Указанные услуги предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 1559 "О внесении изменений в Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" (далее - Постановление N 1559).
В Минэкономразвития России в отношении проектируемых норм поступила позиция ОАО "МТТ" (прилагается*(1)), содержащая ряд замечаний к предлагаемому регулированию, частично учтенная при подготовке настоящего заключения.
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия 4 декабря 2020 г. в рабочем порядке было проведено совещание с разработчиком по вопросу определения целей предлагаемого регулирования и путей их достижения.
К проектируемому регулированию полагаем необходимым представить следующие замечания.
1. Проектом акта предусматриваются различные варианты пропуска трафика, в том числе при международном вызове.
Так, пропуск трафика при международном вызове на сеть фиксированной телефонной связи предлагается осуществлять в следующем порядке:
а) точка присоединения сети междугородной и международной телефонной связи;
б) транзитный международный узел (узлы) связи, либо транзитный междугородный узел (узлы) связи, либо транзитный междугородный узел (узлы) связи и транзитный междугородный узел (узлы) связи;
в) узел (узлы) связи сети фиксированной зоновой телефонной связи;
г) узел (узлы) связи сети (сетей) местной телефонной связи (далее - маршрут 1);
или
а) точка присоединения сети фиксированной зоновой телефонной связи;
б) узел (узлы) связи сети фиксированной зоновой телефонной связи;
в) узел (узлы) связи сети (сетей) местной телефонной связи (далее - маршрут 2);
или
а) точка присоединения сети местной телефонной связи;
б) узел (узлы) связи сети (сетей) местной телефонной связи (далее - маршрут 3).
Пропуск трафика при международном вызове на сеть подвижной связи предлагается осуществлять в следующем порядке:
а) точка присоединения сети междугородной и международной телефонной связи;
б) транзитный международный узел (узлы) связи, либо транзитный междугородный узел (узлы) связи, либо транзитный междугородный узел (узлы) связи и транзитный междугородный узел (узлы) связи;
в) узел (узлы) связи сети подвижной связи (далее - вариант 1);
или
а) точка присоединения сети подвижной связи;
б) узел (узлы) связи сети подвижной связи (далее - вариант 2).
То есть в предлагаемой редакции по маршрутам 2 и 3, варианту 2 входящий международный трафик, минуя уровень международной и междугородной телефонной связи, попадает сразу на зоновый или местный уровень.
Таким образом, фактически предлагаемое регулирование позволяет пропускать трафик, исходящий из иностранного государства, сразу на точки присоединения фиксированной зоновой телефонной связи, сетей местной телефонной связи, подвижной связи, что не согласуется с действующей иерархической моделью построения сетей связи и не соответствует практике правоприменения.
Вместе с тем оказание услуг междугородной, международной телефонной связи является лицензируемым видом деятельности. При этом инфраструктура сети связи операторов связи, оказывающих такие услуги (далее - операторы МГ/МН связи), должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минкомсвязи России от 20 июля 2017 г. N 374 "Об утверждении Требований к построению телефонной сети связи общего пользования" (далее - Требования к построению телефонных сетей), в том числе в части количества узлов, их смежности, точек присоединения в каждом субъекте Российской Федерации, связности с узлами иностранных государств.
В соответствии с пунктом 9 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 N 161, сети фиксированной зоновой телефонной связи и сети подвижной связи приравниваются и являются сетями зоновой телефонной связи.
Отдельно следует отметить, что услуги местной телефонной связи, услуги внутризоновой телефонной связи и услуги подвижной радиотелефонной связи являются лицензируемыми видами деятельности.
При этом к зоновым телефонным сетям в соответствии с Требованиями к построению телефонных сетей установлены отличные от сетей междугородной, международной связи требования, в том числе не предусматривающие прямое взаимодействие с сетями связи иностранных государств.
Таким образом, действующее регулирование не позволяет оказывать услуги телефонной связи по международному пропуску трафика без участия в таком маршруте международного и междугородного уровня телефонной связи.
На основании изложенного считаем необходимым при описании маршрутов прохождения трафика из иностранного государства предусмотреть все возможные маршруты, начиная с точки присоединения сети междугородной и международной телефонной связи и заканчивая нижним уровнем сетей связи, который далее передает вызов конечному потребителю.
В этой связи считаем необходимым скорректировать пункты 6.1, 6.2 проекта акта по представленному замечанию.
2. Проектом акта предлагается сохранить пункт 6 проекта акта, который описывает порядок пропуска трафика для оказания услуг международного завершения вызова, действовавший до принятия Постановления N 1559.
В свою очередь Постановлением N 1559 введена возможность идентифицировать услугу международного завершения вызова не только в случае доведения вызова до конечного абонента, но и в случае доведения такого вызова до операторов связи, предоставляющих услуги по пропуску трафика на зоновом и местном уровнях.
Таким образом, пункт 6 проекта акта описывает ситуацию, при которой при поступлении международного вызова операторы МГ/МН связи, принимающие его, имеют возможность передать такой звонок на зоновый и местный уровень, не идентифицируя звонок как международный.
То есть фактически порядок пропуска трафика, закрепленного в пункте 6 проекта акта, не корреспондирует положениям Постановления N 1559.
Более того, услуги, предусмотренные пунктом 6.1 и 6.2, фактически являются услугами, порядок пропуска трафика которых частично описывается в пункте 6 проекта акта, однако в указанных пунктах порядок пропуска трафика разнится.
На основании изложенного считаем целесообразным синхронизировать пункты 6 и 6.1, 6.2 проекта акта.
3. Необходимо отметить, что действующий приказ утвержден в 2005 г. и не изменялся с 2013 года.
При этом по информации, представленной бизнес-сообществом, порядок пропуска трафика, предусмотренный Действующим приказом и проектом акта, не отражает актуальные запросы операторов связи при осуществлении их деятельности, что ограничивает возможности диверсификации видов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем отмечаем, что маршруты пропуска трафика, предусмотренные проектом акта, являются обязательными. Другими словами, передача трафика иными маршрутами фактически запрещена. В этой связи вызывает сомнение целесообразность сохранения в проекте акта в неизменном виде положений Действующего приказа.
Например, пунктом 17 как Действующего приказа, так и проекта акта фактически устанавливается запрет на пропуск трафика операторам, оказывающим услуги связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи, в том числе через узлы связи сети (сетей) междугородной и международной телефонной связи. Такой маршрут, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, является востребованным и оптимальным с точки зрения развития технологий.
На основании изложенного считаем необходимым разработчику провести комплексный анализ проектируемого регулирования и актуализировать действующие маршруты пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Замечания ОАО "МТТ", приведенные в приложении к настоящему заключению, рекомендуются к проработке разработчиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.