Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее соответственно - проект акта, Изменения, ТСО), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N ДК-П9-161пр.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является установление условий для сокращения количества малых ТСО, созданных исключительно на арендуемом оборудовании, и стимулирование владельцев объектов электросетевого хозяйства к консолидации своих объектов на базе квалифицированных ТСО.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы более 1 тыс. ТСО.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 10 по 30 сентября 2020 года посредством размещения указанных документов ? на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/08-20/00107498).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил в период с 24 по 30 ноября 2020 года проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступила позиция ПАО "МОЭК", не содержащая замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", АО "ЛОЭСК", АО "Мособлэнерго", АО "РКС-Менеджмент", ОК "РУСАЛ", ООО "КЭнК", которые частично учтены в настоящем заключении.
Минэкономразвития России по результатам рассмотрения проекта акта обращает внимание на наличие следующих замечаний и возможных рисков его принятия в представленной редакции.
1. Пунктом 2 Изменений предполагается дополнить пункт 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), подпунктом 18, положениями которого предполагается, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил регулирования, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают обосновывающие материалы, в том числе сведения, подтверждающие, что собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства, для целей подтверждения соответствия организации пунктам 1 и 2 Критериев отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 (далее соответственно - Критерии, постановление N 184).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования к заявлениям об установлении тарифов, направленным в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
Проектируемое Изменениями регулирование создает риск быть истолкованным органом государственного регулирования тарифов таким образом, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ТСО, подлежат учету расходы на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые принадлежат на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) исключительно самой ТСО или основному (дочернему) по отношению к указанной организации лицу. При этом расходы на содержание и эксплуатацию объектов, которыми ТСО владеет на ином законном основании по договорам, заключенным с иными лицами, не будут учитываться при установлении тарифов.
Такой подход к установлению тарифов на услуги ТСО приведет к массовому отказу ТСО (имеющих необходимые финансовые, технические и кадровые ресурсы) от эксплуатации значительного числа объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих лицам, не оказывающим услуги по передаче электрической энергии и не имеющим необходимых опыта и ресурсов для самостоятельного обеспечения надлежащего функционирования таких объектов, что в результате окажет существенное негативное влияние на безопасность и надежность электроснабжения во всем электросетевом комплексе Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что значительную часть имущества некоторые ТСО арендуют у сторонних организаций. Таким образом, возникают риски отказа в учете в составе расходов таких ТСО арендных платежей по договорам аренды*(1). В свою очередь, указанное может повлечь невозможность исполнения таких договоров аренды, снижение полезного отпуска электрической энергии, отсутствие возможности осуществления технологического присоединения и другие негативные последствия для функционирования Единой энергетической системы.
Кроме того, следует отметить, что для договора финансовой аренды (лизинга) предусмотрено исключение, если условиями данного договора предусмотрен переход права собственности к арендатору (лизингополучателю) объектов электросетевого хозяйства, а для договора аренды аналогичное исключение не предусмотрено.
Учитывая изложенное, а также согласно позиции*(2), представленной в ходе публичных консультаций, принятие Изменений несет риски установления избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, поскольку затронет интересы добросовестных ТСО, в частности:
хозяйствующих субъектов, осуществляющих совмещение видов деятельности по производству электрической энергии (мощности) и (или) купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии (мощности), соблюдающих установленные особенности функционирования хозяйствующих субъектов, которые зачастую имеют часть оборудования в собственности, а часть - в аренде;
долгосрочных арендаторов, заключивших договор аренды с последующим выкупом, который предусматривает переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к арендатору.
Также следует принять во внимание, что лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства на праве аренды, обеспечивают их стабильную работу, несут расходы на обслуживание и эксплуатацию, как и иные владельцы таких объектов.
2. Пунктом 1 Изменений проектируется дополнение постановления N 184 пунктом 2(2), в соответствии с которым при определении соответствия пунктам 1 и 2 Критериев не учитываются объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом (за исключением объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства).
2.1. Необходимо отметить, что гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений по владению объектами электросетевого хозяйства на любом ином законном основании помимо права собственности. В соответствии со статьей 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может быть передано собственником во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, указанное положение несет риски ограничения гражданских прав и не соотносится с нормативными правилами ГК РФ.
2.2. Рассматриваемое ограничение не соотносится со статьей 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее -Закон об электроэнергетике), которым предусмотрено право владения электрическими сетями, в том числе на праве аренды (ином законном основании) и прямо допускает случаи наличия у ТСО в аренде объектов электросетевого хозяйства Единой национальной энергетической системы, с помощью которых они оказывают услуги по передаче электрической энергии. При этом необходимо отметить, что Закон об электроэнергетике не устанавливает ограничений для осуществления регулируемой деятельности при передаче владения электросетевыми объектами на праве аренды (ином законном основании).
2.3. Проектируемая редакция Изменений также не соответствует положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", содержащей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти. В частности, федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
2.4. В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, к сетевым организациям относятся организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, предусмотренные проектом акта Изменения в ряде случаев фактически ограничивают владение и пользование объектами электросетевого хозяйства на праве аренды.
2.5. Требуется обратить внимание на существующие риски невыполнимости пункта 1 Изменений, в соответствии с которым не учитываются объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом. Условия коммерческого договора (аренды или лизинга), который будет проверять регулятор в сфере регулирования тарифов, и на основании которых он будет решать вопрос об отнесении или не отнесении сетевой организации к ТСО, могут поменяться по соглашению сторон после проведения тарифно-балансовой кампании. Таким образом, предлагаемым регулированием не решается проблема возможного временного приобретения в собственность необходимого имущества на определенный срок и его обратной продажи либо его отчуждения сразу после прохождения тарифно-балансовой кампании.
3. Дополнительно Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на наличие следующего замечания, требующего дополнительного обсуждения либо носящего юридико-технический характер.
Следует обратить внимание на отсутствие необходимости установления подпунктов в нумерации пункта 1 Изменений, поскольку иного подпункта за исключением подпункта "а" Изменения не содержат.
Дополнительно обращаем внимание, что поступившие при проведении публичных консультаций отдельные предложения и замечания рекомендуются к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект постановления
Правительства Российской Федерации
Справка
о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее соответственно - проект акта, Изменения, ТСО)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 12 отзывов от следующих организаций:
1. Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (замечания 11-13 сводной таблицы);
2. Ассоциации "Некоммерческое партнерство Территориальных сетевых организаций" (замечание 16 сводной таблицы);
3. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (замечания 18, 21 сводной таблицы);
4. АО "ЛОЭСК" (замечание 14 сводной таблицы);
5. АО "Мособлэнерго" (замечание 10 сводной таблицы);
6. АО "РКС-Менеджмент" (замечания 17, 20 сводной таблицы);
7. ОК "РУСАЛ" (замечания 15, 22 сводной таблицы);
8. ООО "КэНК" (замечание 9 сводной таблицы);
9. ПАО "МОЭК";
10. ПАО "Россети" совместно с ПАО "Россети Московский регион" (замечания 2-4 сводной таблицы);
11. ПАО "Фортум" (замечания 1, 5-8, 23, 24 сводной таблицы);
12. ГУП РК "Крымэнерго" (замечание 19 сводной таблицы).
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта с указанными представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности
N п/п |
Пункт проекта акта |
Замечания и (или) предложения субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности |
1. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Фортум" проблема отнесения организаций по установленным критериям к ТСО и оплате их услуг по передаче электроэнергии актуальна. Однако проект акта проблему не только не решает, но и порождает новые, так как: Защищает интересы не потребителей, а крупных (прежде всего - государственных) федеральных, региональных и ТСО путем искусственного снижения конкуренции. Размывает технические и организационные критерии (протяженность, класс напряжения, сумма номинальных мощностей, наличие выделенного абонентского номера и сайта в "Интернет") критериями из основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не изменяет действующего дискриминационного порядка отнесения к ТСО в отношении новой организации, желающей стать ТСО, который позволяет не присваивать организации статус ТСО на основании того, что она не владеет объектами электросетевого хозяйства в течении срока долгосрочного периода регулирования. Указанный порядок можно расценить как запрет на вхождение в сетевой бизнес, ограничивающий конституционные права субъектов на свободное осуществление любой не запрещенной законом экономической деятельности. Исключает законное право арендаторов электросетевого хозяйства, в договорах которых отсутствует передача права собственности на арендуемое имущество, на получение оплаты осуществляемых услуг по передаче электроэнергии, компенсирующих затраты на эксплуатацию арендованного имущества. То есть, по сути отнимает бизнес, даже при условии надлежащего исполнения арендатором обязательств по эксплуатации имущества, что недопустимо. В противоречии с логикой и функциональным назначением, исключает из критериев отнесения к электросетевому хозяйству распределительные устройства электростанций, выполняющих функции не только по выдаче мощности электростанции, но и по передаче (распределению) электроэнергии потребителям электрической энергии, и возможность получения оплаты за осуществление данных функций. Таким образом, заявленная проблема не решается, и дополнительно создаются нерыночные преференции для крупных сетевых компаний (прежде всего государственных, чем создаются условия для монополизации рынка). |
2. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Россети" проект акта предполагает ужесточение критериев отнесения ТСО в основном только в части ограничения допустимой формы владения объектами электросетевого хозяйства: минимально необходимый объем электросетевых активов нельзя будет иметь на праве аренды. Данная мера позволит сократить количество неквалифицированных сетевых организаций, которые создаются исключительно с применением "арендной схемы", однако она не позволит масштабно решить те задачи, которые были поставлены Президентом Российской Федерации, а именно обеспечить: - содержание и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, а также их оперативно-диспетчерское и оперативно - технологическое управление на необходимом уровне; - внедрение действенных механизмов консолидации объектов электросетевого хозяйства на базе группы компаний ПАО "Россети". Это обусловлено тем, что в проекте акта полностью без внимания оставлены вопросы совершенствования количественных и качественных критериев отнесения к ТСО, введение которых необходимо для обеспечения надлежащего уровня квалифицированности указанных субъектов. |
3. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Россети" с точки зрения необходимости реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 7 июля 2020 г. N ЮБ-П9-7341, а также указания Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N Пр-1036 отложенный срок вступления в силу проекта акта представляется избыточным, поскольку ужесточаются требования лишь к форме владения электросетевыми активами и не вводится качественных критериев отнесения к ТСО. Представляется, что в таком виде проект акта может начать применяться при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче уже в 2021 году. |
4. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Россети" необходим дополнить проект акта: - требованиями, к объему электросетевых активов, которыми должны владеть сетевые организации на любом законном основании в целом помимо минимального объема, принадлежащего им на праве собственности (трансформаторы, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 250 МВА; линии электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 1 000 км,); - требованиями к обслуживанию потребителей в круглосуточном режиме (наличие соответствующего call-центра); - требованиями к организации круглосуточного оперативно - технологического управления; - требованиями к наличию собственной ремонтно-производственной базы; - требованиями к квалификации персонала. |
5. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Фортум" усматривается ограничение конституционного права на свободное осуществление любой не запрещенной законом экономической деятельности для субъектов, не относящихся к крупным федеральным, региональным, ТСО или их дочерним структурам. |
6. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Фортум" проект акта несет следующие риски: Потеря бизнеса для значительной части из 1000 некрупных сетевых организаций, обозначенных в сводном отчете. Увеличение заявок на вывод электростанций из эксплуатации, вследствие недополучения ими выручки с рынков электрической и тепловой (для ТЭЦ) энергии. Так как доля затрат на эксплуатацию распределительного устройства экономически значима для станций, но никак не компенсирована, и это является одной из причин вывода из эксплуатации таких электростанций генерирующими компаниями. А поскольку распределительные устройства таких электростанций фактически являются сетевыми объектами (что искусственно не признается и не оплачивается), то вывести их без соответствующего строительства замещающей сетевой инфраструктуры невозможно. Что часто обходится дороже, чем содержание в эксплуатации действующего станционного распределительного устройства. Все затраты на строительство и эксплуатацию новых электросетевых объектов, замещающих действующие распределительного устройства электростанций, включаются в тариф сетевых компаний и возлагаются на потребителя. В результате, кроме экономического фактора монополизации рынка сетевых услуг, дополнительно приходится создавать целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих требования к процедуре вывода электростанций из эксплуатации из-за наличия на них электросетевого элемента - распределительного устройства. В итоге имеем ситуацию, когда искусственно создается проблема, а потом ценой больших финансовых и нормотворческих затрат ее начинают решать. |
7. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Фортум" предлагается для мелких ТСО, не подпадающих под установленные критерии,но желающих и далее добросовестно работать на рынке, для возможности ими получить тариф на передачу следует установить необходимость страхования ущерба, в том числе третьим лицам для компенсации вероятных рисков нарушения надежности электроснабжения. Тем самым будет снята дискриминация в их отношении и одновременно снижен риск возникновения некомпенсированного ущерба. |
8. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ПАО "Фортум" определить, что распределительные устройства электростанций является сетевым элементом. Для электростанций, распределительные устройства которых служат не только для решения вопросов выдачи мощности, но и решают сетевые задачи, установить право на компенсацию затрат (сетевой тариф) на эксплуатацию такого распределительного устройства. |
9. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ООО "КЭнК" проект направлен на решение актуальной для электросетевого комплекса Российской Федерации проблемы рисков в отношении работы электрической сети и неоптимального распределения ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием, из-за большого количество ТСО, и в случае его принятия позволит частично достигнуть цели, определенной в Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 51 1-p, консолидации неконкурентных ТСО) с более эффективными сетевыми организациями, прежде всего за счет прекращения деятельности ТСО), эксплуатирующих исключительно объекты электросетевого хозяйства, принадлежащих им на праве аренды или праве безвозмездного пользования. В то же время, на взгляд ООО "КЭнК", предусмотренные данным проектом акта новеллы создают определенные риски для ТСО, соответствующих предлагаемым в проекте критериям, в процессе установления регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике. Кроме того, достижение вышеуказанной цели предусматривается в Стратегии за счет, прежде всего, внедрения механизма оценок технического состояния (индекса технического состояния) и инструментов сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности при тарифном регулировании. Однако, данный проект,не предусматривает никаких критериев качества и надежности энергоснабжения для выявления неэффективных ТСО), которые подлежат консолидации с эффективными. Таким образом, предусмотренный данным проектом механизм может привести к ограничению конкуренции в сфере электроэнергетики. Для решения данной коллизии было бы целесообразным дополнить подпункт 18 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (в редакции рассматриваемого проекта) предложением следующего содержания: "В целях установления тарифов и (или) их предельных уровней органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов учитывают представленные территориальной сетевой организацией сведения, в том числе об объектах электросетевого хозяйства, которые принадлежат на праве собственности лицам, не входящим в одну группу с такой территориальной сетевой организацией в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", при условии соответствия территориальной сетевой организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.". |
10. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции АО "Мособлэнерго" необходимо дополненить Критерии следующими предложениями (в целях повышения ответственности небольших ТСО, качества и надежности энергоснабжения): Наличия круглосуточного аварийно-диспетчерского управления; Наличия собственной ремонтно-производственной базы Наличия штата квалифицированных сотрудников |
11. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний альтернативным способом к предложенному способу ужесточения критериев отнесения к ТСО является введение экономического регулирования, в рамках которого при расчете необходимой валовой выручки сетевых организаций не принимались бы к рассмотрению удельные затраты выше среднего уровня по субъекту РФ. Такими удельными затратами могли бы стать затраты на 1 квтч полезного отпуска, а также затраты на 1 у.е. или иные установленные в законодательстве удельные затраты. Тогда экономическими методами с рынка были бы "выдавлены" неэффективные ТСО, которым пришлось бы отдать свое имущество в аренду (или иное право владения) более эффективным организациям. |
12. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний возможно принятием проекта акта вызвать коррупционогенный риск или риск невыполнения рассматриваемых изменений в постановление Правительства РФ N 184. |
13. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний усматривается ущемление права на предпринимательскую деятельность при аренде имущества (оборудования). Лизинг - это особый частный случай аренды, но имеющий общую правовою природу с договором аренды. |
14. |
В целом по проекту акта |
Проектом акта предусмотрено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к ТСО, не учитываются, в том числе, объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга) - если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом (за исключением объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случаях, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства). Предлагаемая детализация, по мнению АО "ЛОЭСК" необоснованно ограничивает права лиц, арендующих электросетевые объекты у юридических лиц, не являющихся дочерними организациями, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в то время как указанные договоры аренды являются одним из наиболее часто заключаемых сделок по передаче имущества во временное владение и пользование. АО "ЛОЭСК" полагает, что в связи с изложенным АО "ЛОЭСК" считает ужесточение критериев ТСО по причине ненадлежащего исполнения обязанностей отдельно взятых арендаторов по обслуживанию и эксплуатации электросетевых объектов необоснованным. АО "ЛОЭСК" предлагает внести изменения в Проект акта в части критериев ТСС), путем исключения необоснованных ограничений, относительно владения электросетевыми объектами на праве аренды. |
15. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции ОК "РУСАЛ" аналогичный проект Минэнерго России по вопросу отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО проходил общественное обсуждение в 2016 году (ID проекта 02/07/03-16/00047177). По результатам рассмотрения проекта Минэкономразвития России подготовило отрицательную оценку ОРВ в связи с отсутствием обоснования необходимости введения данных требований, а также возможных экономических последствий для эксплуатирующих организаций. Разработчиком также не представлено обоснование необходимости введения указанных требований, отсутствует анализ последствий принятия проекта акта, в т.ч. данные о количестве ТСО, не соответствующих проектируемым требованиям, прогноз влияния такого несоответствия на качество и стоимость передачи электрической энергии для потребителей электроэнергии. Фактически разработчик проекта предлагает заново вернуться к рассмотрению вопроса, который ранее был рассмотрен Правительством Российской Федерации и признан нецелесообразным. |
16. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции Ассоциации "Некоммерческое партнерство Территориальных сетевых организаций" проект предполагает ужесточение критериев отнесения ТСО в основном в части ограничения допустимой формы владения объектами электросетевого хозяйства: минимально необходимый объем электросетевых активов нельзя будет иметь на праве аренды. Данная мера позволит сократить количество неквалифицированных сетевых организаций, которые создаются исключительно с применением "арендной схемы". Нельзя не признать, что существующая ситуация, когда услуги по передаче электроэнергии зачастую оказываются лицами без наличия необходимой производственной базы, при отсутствии необходимых компетенций (как и в случае с наличием бесхозяйных электрических сетей) приводит к дискриминации потребителей, присоединенных к таким сетям, и негативным образом влияет на надежность электросетевого комплекса в целом. По нашему мнению, необходимо продолжить работу по совершенствованию критериев ТСО, разработать механизм "подхвата" электрических сетей, принадлежащих не ТСО. В части совершенствования качественных критериев - рассмотреть вопросы установления требований к обслуживанию потребителей в круглосуточном режиме - наличие соответствующего call-центра; требований к организации круглосуточного оперативно - технологического управления; требований к наличию оперативно выездной бригады и т.д. В части количественных критериев - рассмотреть вопросы установления требований, к объему электросетевых активов, которыми должны владеть сетевые организации на любом законном основании в целом помимо минимального объема, принадлежащего им на праве собственности (например, к трансформаторам, сумма номинальных мощностей которых должна составлять определенную величину и к линиям электропередачи, с требованием соответствия определенной сумме протяженностей по трассе). Величины указанных критериев должны быть установлены по результатам обсуждения с экспертным сообществом. Необходимо разработать механизм "подхвата" функций по энергоснабжению организаций, лишившихся статуса ТСО квалифицированными ТСО. В данном случае считаем, что нужно идти по двум направлениям: - Закрепление обязанности, квалифицированной ТСО присоединенным к сетям не ТСО при выполнении определенных условий принять во владение сети такой организации (публичный договор); - Усиление ответственности (административной, уголовной) за ненадлежащую эксплуатацию объектов энергетики, в целях побуждения собственников не ТСО передавать электрические сети квалифицированным ТСО. |
17. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции АО "РКС-Менеджмент" принятие Проекта повлечет ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства на их беспрепятственную передачу во владение и пользование любым третьим лицам (а не только лицам, составляющим с собственниками группу лиц) по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в том числе в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, для свободного осуществления экономической деятельности по передаче электрической энергии, а также прав любых третьих лиц на получение таких объектов во владение и пользование и беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности с использованием переданных объектов с получением соответствующей платы за оказываемые услуги независимо от того, составляют ли такие лица группу лиц с юридическим лицом, являющимся собственником объектов электросетевого хозяйства. |
18. |
В целом по проекту акта |
Согласно позиции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" обращает внимание на несовершенство используемого в проекте акта способа решения задачи, а также предлагает рассмотреть более предпочтительный, с нашей точки зрения, подход к уточнению критериев ТСО, который не нанесет вреда добросовестным участникам рынка. Предлагаемый нами способ был также представлен на заседании расширенного совместного заседания Секций N 5 и 6 Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике (и одобрен для включение в итоговое Заключение по итогам заседания). На сегодняшний день наши эксперты разработали вариант консолидации электросетевого имущества без финансовых затрат и без увеличения тарифа на передачу электрической энергии за счет изменения критериев отнесения организаций к ТСО. Предлагаем к рассмотрению модель поэтапного изменения критериев в виде появления у ТСО сетей - в полной собственности. Данный проект позволит, в частности, отсечь от процесса консолидации ТСО, созданные в основном для выплаты арендной платы за аренду принадлежащих бенефициарам-учредителям объектов электрических сетей: введение критерия 10 МВа мощности трансформаторных подстанций - в собственности ТСО, и 30 МВа- в целом мощности в ТСО; соблюдение критерия 10 МВа мощности трансформаторных подстанций - в собственности ТСО, и рост до 50 МВа- в целом мощности в ТСО, введение критерия -15 км сетей уровня напряжения 0,4/6/10 кВ в собственности; соблюдение критерия 10 МВа мощности трансформаторных подстанций -в собственности ТСО, и рост до 50 МВа- в целом мощности в ТСО, соблюдение критерия -15 км сетей уровня напряжения 0,4/6/10 кВ в собственности, введение критерия - наличие технологической связанности через собственные электрические сети между 10 МВа принадлежащей трансформаторной мощности. переход на эталонное регулирование. Предложенное изменение критериев отнесения к ТСО приведет к уменьшению количества ТСО и уменьшению подконтрольных расходов из расчета на условную единицу. Данные критерии в конечном итоге приведут к тому,что на рынке останутся только конкурентоспособные сетевые организации, имеющие свой штат, свои (в собственности) объекты ЭСХ. Это будет способствовать тому, что в дальнейшем денежные средства, которые ранее, например, в виде арендных платежей могли уходить на нужды, не связанные с содержанием сетей, будут направлены на улучшение состояния объектов ЭСХ, в частности, в виде амортизационных вложений. |
19. |
Абзац четвертый подпункта "а" пункта 1 Изменений |
Согласно позиции ГУП РК "Крымэнерго" лишение юридического лица статуса ТСО, ввиду того, что юридическим лицом в своей хозяйственной деятельности используются энергообъекты, переданные такому юридическому лицу на основании договора безвозмездного пользования. При расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъектов РФ, не будет учтено оборудование (условные единицы), полученное юридическими лицами в безвозмездное пользование по условиям соответствующих договоров. В связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на объекты электросетевого хозяйства, юридические лица несут риск того, что компетентными органами власти не будет установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии. Учитывая вышеизложенные риски, просим рассмотреть возможность исключения из проекта абзаца З пункта 2(2),а именно: "объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга) - если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имущества (за исключением объектом электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электрического хозяйства);". |
20. |
Абзац четвертый подпункта "а" пункта 1 Изменений |
Согласно позиции АО "РКС-Менеджмент" согласно абзацу 4 пункта 2(2) Проекта при определении соответствия пунктам 1 и 2 критериев отнесения к ТСО не учитываются объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга) - если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имущества (за исключением объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства). Полагаем, что указанная норма Проекта может быть истолкована неоднозначно. В частности, из данной нормы не ясно, применяются ли указанные исключения ко всем ранее перечисленным видам владения объектами электросетевого хозяйства (аренда, финансовая аренда (лизинг), безвозмездное пользование, доверительное управление) или только к владению на основании договора доверительного управления имуществом. В целях исключения разночтений и неопределенности в толковании указанного положения, предлагаем изложить абзац 4 пункта 2(2) Проекта в следующей редакции: "Объекты электросетевого хозяйства (за исключением объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства), которыми юридической лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга) - если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имущества". Кроме того проектом предлагается на уровне постановления Правительства Российской Федерации установить ограничения гражданских прав как собственников, так и законных владельцев объектов электросетевого хозяйства,а также изъятие из принципов свободы экономической деятельности, свободного использования имущества для осуществления такой деятельности, свободы договора, обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности применительно сфере электроэнергетики (деятельности по передаче электрической энергии), что прямо противоречит статьи 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьи 1 ГК РФ, стати 6 Федерального закона "Об электроэнергетике". Основополагающими принципами законодательства в сфере электроэнергетики как части гражданского законодательства является свобода экономической деятельности и свободное использование имущества для такой деятельности, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, свобода договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав (статьи 8, 34 Конституции Российской Федерации, статья 1 ГК РФ, статья 6 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Реализация данного принципа применительно к объектам электросетевого хозяйства предполагает, с одной стороны, права собственников объектов электросетевого хозяйства на их беспрепятственную передачу во владение и пользование любым третьим лицам (а не только лицам, составляющим с собственниками группу лиц) по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в том числе в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, для свободного осуществления экономической деятельности по передаче электрической энергии с получением платы за оказание соответствующих услуг, с другой стороны, - права лиц, которым такие объекты переданы во владение и пользование, на беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности с использованием переданных объектов с получением соответствующей платы за оказываемые услуги независимо от того, составляют ли такие владельцы группу лиц с юридическим лицом, являющимся собственником объектов электросетевого хозяйства. |
21. |
Подпункт "а" пункта 1 Изменений |
Согласно позиции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" в рассматриваемом проекте акта предлагается дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - постановление N184) пунктом 2(2) о том, что при определении соответствия пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, утвержденных этим постановлением N 184, не учитываются "объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга) - если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к лизингополучателю, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имущества (за исключением объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства)". Такая редакция проекта Постановления предполагает полное исключение из правового поля регулируемых отношений договоров безвозмездного пользования и договоров доверительного управления. То есть появится прецедент исключения из отрасли энергетики отдельных форм владения, предусмотренных общими законами и кодексами. Такое решение представляется недостаточно обоснованным нарушением законных интересов участников соответствующих отношений, т.к. существенно ограничивает права не только ТСО, но и прочих хозяйствующих субъектов, независимо от их правовой идентификации и финансового положения. При предлагаемом в проекте Постановления подходе ущерб наносится не только ТСО, но и собственникам, не имеющим средств и персонала на содержание сетей: денег на содержание сетей у них единомоментно не появится, что означает рост рисков аварийности и угроз для жизни людей. Из изложенного выше следует, что указанные формы владения, используемые на практике, нельзя полностью исключать. Возможным компромиссом было бы, выведение их за рамки получения статуса ТСО, то есть разрешить как дополнительные. Также считаем непрозрачным и излишним предлагаемое обременение аренды сетей обязательным условием дальнейшего перехода права собственности на объект. |
22. |
Подпункт "а" пункта 1 Изменений |
Согласно проекту ОК "РУСАЛ" при определении технических критериев соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства ТСО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 184 от 28.02.2015, исключается признак владения объектами электросететвого хозяйства "на ином законном основании". В частности, согласно абз. 4 пункта 2 (2) проекта запрещается использование данного имущества в коммерческих целях на основании договоров аренды, безвозмездного пользования, финансовой аренды (лизинга), доверительного управления и др. прав. Таким образом, в случае использования объектов электросететвого хозяйства на "иных законных основаниях" сетевая организация лишится статуса ТСО. Данное требование в отношении потребителей электрической энергии является избыточным и ущемляет конституционное право собственников таких объектов по пользованию и распоряжению указанным имуществом (статья 35, 36 Конституции Российской Федерации). При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2(2) проекта при установлении соответствия критериям ТСО не учитываются линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) или их участки, соединяющие оборудование распределительных устройств и (или) связанное с ним вспомогательное оборудование одной трансформаторной подстанции. Указанная норма фактически позволяет все линии электропередачи, отходящие от одной трансформаторной подстанции, исключить из количественных характеристик ТСО, определенных действующим Постановлением N 184 от 28.02.2015 (наличие протяженности сетей не менее 15 км и не менее 2 классов напряжения 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ). При этом согласно пункт 4.2.6 Правила устройства электроустановок трансформаторная подстанция - это "линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) или их участки, соединяющие в рамках одной трансформаторной подстанции распределительные устройства". В целях исключения противоречий в толковании данного пункта предлагаем указать, что линии электропередачи, подходящие или отходящие к/от трансформаторной подстанции (воздушные и (или) кабельные) учитываются при определении соответствия пункты 1 и 2 критериев Постановления N 184. Это минимизирует риск потери статуса для ТСО, созданных на базе электросетевого хозяйства промышленных предприятий, как правило несущих социальную нагрузку. На основании изложенного можно сделать вывод, что проект не достигает заявленных целей регулирования и ведет к снижению надежности электроснабжения, ограничению конкуренции на рынке электросетевых услуг и ущемлению прав экономических субъектов. |
23. |
Подпункт "а" пункта 1 Изменений |
Согласно позиции ПАО "Фортум" предлагается исключить из перечня критериев ТСО такие критерии, которые не имеют технический или организационный характер. Первично то, что организация соответствует именно техническим и организационным критериям, срок владения активом не при чем. |
24. |
Пункт 2 Изменений |
Согласно позиции ПАО "Фортум" предлагается исключить дискриминацию ТСО, в договоре аренды у которых отсутствует передача имущественного комплекса электросетевого хозяйства в собственность ТСО. |
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с позицией АО "Мособлэнерго" более 45 договоров, 2135 объектов, годовая сумма арендной платы - 188,7 млн руб. без учета НДС.
*(2) Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.