Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, Правила, проект Правил, Постановление N 644), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в инициативном порядке и предусматривает внесение изменений в Правила, утвержденные Постановлением N 644, которое принято во исполнение пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проектируемого регулирования является унификация законодательства (процедур) в части подключения объектов капитального строительства к инженерно-техническим сетям по всем видам коммунальных ресурсов посредством установления механизма уступки права на использование подключенной (присоединенной) мощности (нагрузки) объектов капитального строительства иным лицам, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета с 24 октября по 20 ноября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/09-20/00108365).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 1 по 7 декабря 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, АО "Мосводоканал", ООО УК "РОСВОДОКАНАЛ", содержащие замечания в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил N 1318, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем, принимая во внимание представленную участниками публичных консультаций информацию, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. В пунктах 106(3) и 106(5) проекта Правил используется термин "источник централизованного водоснабжения и (или) водоотведения".
Также в абзаце четвертом пункта 106(6) проекта Правил используется термин "точка присоединения".
Определения указанных терминов отсутствуют в понятийном аппарате проекта Правил, действующих Правилах и иных связанных с проектируемым регулированием нормативных правовых актах, в связи с чем в целях исключения возможной неопределенности полагаем необходимым сформировать в проекте Правил понятийный аппарат, подлежащий включению в Правила в связи с внесением в них изменений.
2. Абзац третий пункта 106(8) проекта Правил предоставляет организации водопроводно-канализационного хозяйства право отказать в представлении информации, указанной в пункте 106(5) проекта Правил, и (или) заключении договора о подключении (технологическом присоединении) с новым абонентом в случае, если запрос и (или) заявление о подключении не содержат сведений и (или) документов, установленных пунктами 90 Правил и пунктами 106(4) и 106(3) проекта Правил, либо содержат недостоверные сведения.
Между тем действующим пунктом 92 Правил установлено, что в случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов.
В связи с этим возникает риск нарушения пунктом 106(8) проекта Правил в представленной редакции единообразия в толковании и применении положений Правил, регулирующих отношения по подключению (технологическому присоединению) объектов к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно обращаем внимание, что с 1 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ). Проект акта содержит обязательные требования, охватываемые предметом правового регулирования Федерального закона N 247-ФЗ в соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Одновременно в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу. Однако проектом акта не предусмотрены соответствующие положения, что влечет риск его несоответствия положениям Закона N 247-ФЗ.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.