Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования осуществления перегрузки (перевалки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов)"
(подготовлен Минтрансом России 23.12.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования осуществления перегрузки (перевалки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов)
Статья 1
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2003, N 27, ст. 2700; 2007, N 46, ст. 5557; 2009, N 1, ст. 30; 2011, N 25, ст. 3534; 2012, N 18, ст. 2128; N 31, ст. 4321; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2017, N 30, ст. 4457; N 52, ст. 7923; 2018, N 1, ст. 44; N 53, ст. 8451) дополнить статьей 841 следующего содержания:
"Статьи 841. Перегрузка (перевалка) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и во внутренних и территориальных водах Российской Федерации в Каспийском море
1. Под перегрузкой (перевалкой) грузов с судна (судов) на судно (суда) в настоящем Кодексе понимается комплекс операций по выгрузке груза с одного судна (судов) с одновременной погрузкой этого груза на другое судно (суда), в том числе операций по бункеровке судов, осуществляемых за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и во внутренних и территориальных водах Российской Федерации в Каспийском море.
2. Перегрузка (перевалка) груза с судна (судов) на судно (суда) может быть осуществлена операторами перегрузочного района за пределами акваторий морских портов при отсутствии возможности осуществления таких операций в морском порту в районах осуществления операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно.
Операторами перегрузочного района являются юридические лица или индивидуальные предприниматели Российской Федерации, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов в установленных районах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации и внутренних и территориальных вод Российской Федерации в Каспийском море.
Перечень районов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних и территориальных вод Российской Федерации в Каспийском море, закрепленных за соответствующим морским портом Российской Федерации в которых могут осуществляться операции по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно, а также перечень операторов перегрузочных районов, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Перегрузка (перевалка) грузов с судна (судов) на судно (суда) осуществляется в соответствии с правилами перегрузки (перевалки) грузов с судна (судов) на судно (суда), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Перечень грузов, перегрузку (перевалку) которых осуществлять разрешено за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и во внутренних и территориальных водах Российской Федерации в Каспийском море утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, должны содержать:
1) требования к гидрометеорологическим условиям;
2) требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судна при осуществлении перегрузки (перевалки) груза с судна (судов) на судно (суда);
3) требования к аварийно-спасательному обеспечению операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно;
4) порядок взаимодействия операторов перегрузочного района с капитаном морского порта, пограничными и таможенными органами Российской Федерации;
5) порядок выдачи капитаном морского порта разрешения на осуществление перегрузки (перевалки) грузов с судна (судов) на судно (суда);
6) условия, при которых отсутствует возможность осуществления операций по перегрузке (перевалке) грузов в морском порту;
7) перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на осуществление перегрузки (перевалки) груза с судна (судов) на судно (суда).
3. Перегрузка (перевалка) грузов с судна (судов) на судно (суда) в районах осуществления операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно осуществляется на основании разрешения, выдаваемого капитаном морского порта в соответствии с правилами, указанными в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
В целях получения разрешения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оператор перегрузочного района подает заявление, а капитан морского порта его рассматривает. Требования к содержанию указанного заявления, порядок его подачи и рассмотрения устанавливаются правилами, указанными в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
4. Об окончании операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна (судов) на судно (суда) оператор перегрузочного района, участвовавший в указанных операциях, должен уведомить капитана морского порта.
5. Требования пунктов 1 - 4 настоящей статьи не применяются в отношении операций по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно, одним из которых является судно, используемое для рыболовства или предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
6. Контроль над осуществлением деятельности по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и во внутренних и территориальных водах Российской Федерации в Каспийском море осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.".
Статья 2
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 15, ст. 2021; N 30, ст. 4594; 2012, N 31, ст. 4321; N 53, ст. 7612; 2013, N 19, ст. 2314; N 23, ст. 2868; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4186) дополнить статьей 211 следующего содержания:
"Статья 211. Операции по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно во внутренних морских водах за пределами акваторий морских портов и в территориальном море
Операции по перегрузке (перевалке) грузов с судна (судов) на судно (суда) за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются в соответствии со статьей 841 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и положениями настоящего Федерального закона.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6273; 2001, N 53, ст. 3429; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 17, ст. 1555; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 45, ст. 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 1, ст. 32; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4282) следующие изменения:
1) дополнить статьей 31 1 следующего содержания:
"Статья 311. Операции по перегрузке (перевалке) грузов с судна на судно в исключительной экономической зоне
1. Операции по перегрузке (перевалке) грузов с судна (судов) на судно (суда) в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии со статьей 841 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и положениями настоящего Федерального закона.
2. Осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), в исключительной экономической зоне Российской Федерации допускается только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
3. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - эксплуатирующая организация), с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
4. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Утверждение вносимых изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется эксплуатирующей организацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7. В случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, на основании обращения эксплуатирующей организации привлекают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - дополнительные силы и средства) для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана:
1) выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
2) создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и обеспечить функционирование таких систем;
3) иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, к моменту начала осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), в исключительной экономической зоне. При этом эксплуатирующая организация обязана уведомить федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также о составе такого финансового обеспечения;
4) иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования. Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
9. Подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:
1) банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
2) договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
3) документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
10. Методика расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
11. Эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана:
1) обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
2) обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
3) принимать меры по защите жизни и сохранению здоровья работников эксплуатирующей организации, иных людей, находящихся непосредственно в районе разлива нефти и нефтепродуктов, а также при необходимости проводить их эвакуацию;
4) принимать меры по защите и сохранению морской среды, водных биологических ресурсов;
5) обратиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, для привлечения дополнительных сил и средств в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
6) возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
12. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации:
1) осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверку соблюдения эксплуатирующей организацией обязательных требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) координируют действия других федеральных органов исполнительной власти и организаций при обнаружении фактов разливов нефти и нефтепродуктов, при получении уведомлений эксплуатирующей организации о фактах таких разливов, а также при ликвидации таких разливов;
3) координируют и контролируют действия эксплуатирующей организации по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также других юридических лиц и граждан, привлекаемых эксплуатирующей организацией для проведения работ по ликвидации таких разливов.
13. В целях оказания содействия эксплуатирующей организации и федеральным органам исполнительной власти, определяемым соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов могут привлекаться нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, спасатели, не входящие в состав указанных формирований, а также на добровольной основе граждане, не являющиеся спасателями (добровольцы (волонтеры), в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
2) в подпункте 1 пункта 1 статьи 36:
а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"перегрузку (перевалку) в исключительной экономической зоне грузов с судна на судно;";
б) абзацы третий, четвертый, пятый и шестой считать абзацами четвертым, пятым, шестым и седьмым соответственно;
3) подпункт 2 пункта 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:
"2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности, проверять на судах соблюдение правил перегрузки (перевалки) грузов с судна на судно при осуществлении деятельности по перегрузке (перевалке) в исключительной экономической зоне грузов с судна на судно, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи;".
Статья 4
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после слов "полномочия в морском порту" дополнить словами ", а также за границами территории морского порта, в пределах определенными правилами перегрузки (перевалки) грузов с судна (судов) на судно (суда)". (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2013, N 30, ст. 4058).
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев после его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.