Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранной зоне объектов инфраструктуры метрополитена" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 18 сентября по 8 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/09-20/00108444).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее Минэкономразвития России было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия, направленное в адрес разработчика письмом от 27 сентября 2019 г. N 32759-СШ/Д26и и содержащее ряд замечаний, урегулированных по результатам согласительного совещания (письмо Минэкономразвития России от 11 октября 2019 г. N 34488-АХ/Д26и).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности и органов исполнительной власти субъектов предпринимательской деятельности в период с 4 по 11 декабря 2020 года. В ходе публичных консультаций была получена позиция ГУП "Петербургский метрополитен", поддерживающая предлагаемое регулирование.
Вместе с тем по проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Проектом акта расширяется перечень ограничений использования земельных участков, устанавливаемых в границах охранной зоны, а также перечень ограничений хозяйственной деятельности, осуществление которой запрещается в границах таких зон.
В соответствии с пунктом 5 проекта акта допускается установление отдельных ограничений использования территорий из перечня ограничений, указанных в данном пункте, в зависимости от характеристик объектов инфраструктуры метрополитена.
Однако, учитывая, что охранные зоны устанавливаются фактически по предложению владельцев объектов метрополитена, а действующим и проектируемым регулированием не раскрыта процедура отбора ограничений из предлагаемого проектом акта перечня, на практике все указанные виды ограничений с большой долей вероятности будут установлены для всех объектов метрополитена, указанных в приложении 1 к проекту акта.
К числу таких ограничений разработчиком предлагается отнести следующие:
- строительство зданий, строений, сооружений, некапитальных строений и сооружений независимо от вида данных строений, их назначения или параметров;
- реконструкция объектов капитального строительства в части увеличения площади, объема, высоты (надстройки);
- демонтаж объектов капитального строительства;
- размещение элементов благоустройства, в том числе элементов благоустройства имеющих фундамент или иную прочную связь с землей*(1);
- строительство (размещение) воздушных линий электропередач;
- монтаж рекламных перетяжек;
- бурение скважин;
- производство дымо- и газообразующих работ;
- размещение строительных площадок;
- складирование горючих материалов, мусора, отходов, строительных материалов и прочих;
- строительство магистральных улиц и дорог;
- строительство автозаправочных станций;
- размещение складов нефти и нефтепродуктов, горючих газов, лесоматериалов, газо- и нефтепроводов, объектов нефтеперерабатывающей и химической промышленности;
- производство работ ударными механизмами;
- сбрасывание тяжести свыше 5 тонн;
- сливание коррозийных веществ и горюче-смазочных материалов;
- прокладка трубопроводов и кабельных трасс;
- устройство окон в существующих зданиях, строениях, сооружениях.
Вместе с тем целями установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии со статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) являются следующие:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
При этом представляется, что такие основания как, например, монтаж рекламных перетяжек, размещение элементов благоустройства, устройство окон в существующих зданиях, строениях, сооружениях и подобные не влияют на достижение вышеуказанных целей.
В этой связи считаем необходимым привести в соответствие перечень ограничений видов деятельности, предусмотренных пунктом 5 проекта акта, с действующим законодательством исходя из целей установления охранных зон.
2. Подпунктами 3.1 и 3.2 предусмотрены значительные предельные размеры охранных зон.
Так, предлагается устанавливать охранную зону размером в 25 или 100 метров от наружного контура киосков вентиляционных шахт и воздухозаборных решеток общеобменной вентиляции, располагаемых в строительных конструкциях зданий.
Однако в условиях плотной городской застройки соблюдение таких размеров охранных зон представляется нереалистичным и избыточным.
Вместе с тем указанные размеры охранных зон по информации, представленной разработчиком в рабочем порядке, заимствованы из СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 264 (далее - СП по метрополитенам).
Однако не все пункты такого СП по метрополитенам включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985, и, соответственно, являются обязательными.
Более того, в соответствии с пунктом 5.8.1.14 СП применяемые нормы устанавливаются для размещения объектов инфраструктуры, а не их охраны. При этом воздухозаборные киоски в соответствии с указанной нормой следует размещать в местах с наименьшей концентрацией вредных веществ и пыли в воздухе, при возможности - в зонах существующих или специально создаваемых зеленых насаждений (деревьев и кустарников), однако проектом акта предлагается наоборот установить охранную зону, в которой может быть установлено ограничение по размещению таких насаждений.
Также следует отметить, что расстояние в 25 и 100 м является максимальным и может быть уменьшено до значений, при которых концентрация вредных веществ в местах размещения воздухозаборных устройств не превышает предельно допустимых концентраций с учетом фоновых концентраций.
Таким образом, устанавливаемые ограничения требуют дополнительного обоснования и оценки последствий их введения и применения.
Вместе с тем считаем целесообразным проводить анализ необходимости установления ограничений с учетом планов землепользования и застройки и иных документов территориального планирования.
3. В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 проекта акта в заявлении необходимо указывать основания для установления, изменения или прекращения существования охранной зоны, однако такие основания не раскрываются проектом акта. Более того, представляется, что сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 9 проекта акта, и являются такими основаниями.
Кроме того, зоны с особым использованием территорий фактически устанавливаются для достижения целей, предусмотренных статьей 104 ЗК РФ.
Вместе с тем несоответствие заявления установленным требованиям в соответствии с пунктом 17 проекта акта может служить основанием для принятия решения об отказе в установлении или изменении охранной зоны.
На основании изложенного представляется нецелесообразным указание оснований для установления, изменения или прекращения существования охранной зоны в заявлении.
4. В соответствии с пунктом 7 проекта акта охранная зона прекращает существование в связи с прекращением существования объекта инфраструктуры метрополитена, в отношении которого она установлена.
В целях прекращения существования охранной зоны, установленной в отношении объекта инфраструктуры метрополитена, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, правообладателем направляются в уполномоченный орган заявления с приложением документов, подтверждающих прекращение существования объекта инфраструктуры метрополитена.
Однако фактически в отсутствие срока направления такого заявления, учитывая необходимость совершения действий правообладателем, вероятность направления информации о прекращении существования объекта инфраструктуры метрополитена может быть оценена как низкая.
В этой связи существует риск сохранения охранных зон с ограничением отдельных видов деятельности на определенных территориях в отсутствие такого объекта.
На основании изложенного считаем необходимым установить срок направления информации о прекращении существования объекта инфраструктуры и, как следствие, охранной зоны метрополитена.
5. Также представляется, что обозначение охранной зоны метрополитена на местности*(2) в условиях плотной городской застройки может оказаться затруднено. При этом правообладателям объектов для установления таких обозначений на местности потребуется осуществить затраты, целесообразность которых может быть поставлена под сомнение.
Вместе с тем статьей 107 ЗК РФ предусмотрено, что обозначение на местности как может быть установлено, так может и не устанавливаться.
Кроме того, обоснование необходимости установления обозначений на местности разработчиком не представлено.
В этой связи считаем целесообразным уточнить либо исключить пункт 19 проекта акта.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) За исключением: съемных опор освещения; элементов озеленения (деревьев и кустарников травянистых растений, лиан, цветов и прочих); ограждений; стоянок автотранспорта, автомобильных парковок (парковочных мест), велопарковок, пунктов велопроката; нестационарных торговых объектов;
*(2) Пункт 19 проекта акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.