Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о классификации, порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 6 по 26 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/10-20/00109077).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан взамен приказа Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" (далее - Действующий приказ).
Проектом акта уточняются нормы Действующего приказа в части расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Однако на основе анализа предлагаемого регулирования к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Проектом акта налагаются дополнительные обязанности на субъекты транспортной инфраструктуры, в частности, устанавливается обязанность хранения материалов расследования на срок не менее 10 лет*(1), обязанность направления всех причастных работников на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)*(2), использование специальных технических средств - наземных лазерных сканеров FOCUS 3D и беспилотных летательных аппаратов*(3).
Указанные требования могут повлечь дополнительные затраты владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Однако разработчиком не представлено обоснование целесообразности таких затрат, в том числе не приведены аналитические материалы, подтверждающие негативные эффекты, имеющиеся в настоящее время из-за отсутствия предлагаемого регулирования и их монетарная оценка. При этом разработчик в пунктах 1.4, 3.1 сводного отчета (описание проблемы) и в пункте 5.1 (цели регулирования) приводит одинаковые положения о необходимости совершенствования законодательства, оптимизации работы, исключения дублирования, изменения сроков без какой-либо конкретики.
Более того, разработчиком в разделе 11 сводного отчета указывается на отсутствие затрат субъектов предпринимательской деятельности.
Обращаем внимание, что установление дополнительных обязательных требований субъектов предпринимательской деятельности должно соответствовать принципам, установленным статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а именно: законность; обоснованность обязательных требований; правовая определенность и системность; открытость и предсказуемость; исполнимость обязательных требований.
На основании изложенного введение новых обязательных требований для субъектов предпринимательской деятельности без приведения обоснования и оценки их затрат не может быть поддержано.
2. Пунктом 14 проекта акта устанавливается, что субъект железнодорожного транспорта обязан сохранять документы, элементы верхнего строения железнодорожного пути, детали железнодорожного подвижного состава и другие предметы, имеющие значение при установлении причин транспортного происшествия, в течение всего периода служебного расследования.
При этом решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на исследование или испытание и сроках их хранения принимается комиссией, предусмотренной пунктами 8 и 9 проекта акта, по письменному согласованию с органом Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, осуществляющим проведение процессуальной проверки или расследования уголовного дела по факту транспортного происшествия (далее - комиссия).
Пунктом 23 проекта акта также устанавливается срок хранения материалов служебного расследования не менее 10 лет с момента окончания расследования.
То есть документы и необходимые материалы должны храниться в течение периода служебного расследования и не менее 10 лет после окончания такого расследования. В этой связи не представляется возможным определить целесообразность установления дополнительного срока хранения таких документов и материалов комиссией.
На основании изложенного считаем целесообразным синхронизировать положения пунктов 14 и 23 проекта акта.
3. В соответствии с пунктом 13 проекта акта представители субъектов транспортной инфраструктуры должны в обязательном порядке направить всех причастных работников на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Указанная норма имеет неоднозначное толкование, поскольку к таким причастным работникам могут быть отнесены как лица, причастные к транспортному происшествию, так и лица, входящие в состав комиссии по расследованию.
Таким образом, считаем целесообразным уточить круг лиц, проходящих медицинское освидетельствование.
4. Проектом акта устанавливаются сроки, в том числе для проведения мероприятий по предупреждению повторения транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий. При этом разработчик использует в тексте проекта акта: "24 часа", "сутки", "дни", "календарные дни", "рабочие дни". При этом, например, для "дней" неясно, календарные или рабочие дни имеются в виду.
На основании изложенного считаем необходимым однозначно и единообразно определить в проекте акта такие сроки с учетом представленного замечания.
5. Пунктом 6 проекта акта существенно расширяется круг лиц, которых необходимо оповещать о транспортных происшествиях, а также о событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В круг таких лиц входят в том числе транспортные прокуратуры, следственные управления (отделы) Следственного комитета Российской Федерации, территориальные органы МВД России, территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления в пределах их территориальных полномочий.
Также отмечаем, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
Вместе с тем представляется, что информация о событиях, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, не имеющих критических последствий, перечень которых приведен в пункте 5 проекта акта, имеет разную информационную ценность для различных категорий информируемых. Например, для одних - это фактор, определяющий необходимость оперативного реагирования, а для других - нет.
В общем случае представляется, что информация о повреждении железнодорожного подвижного состава или железнодорожной инфраструктуры необходима в первую очередь собственникам такого подвижного состава или владельцам инфраструктуры.
При этом направление информации о таких происшествиях сопряжено с временными издержками субъектов транспортной инфраструктуры в момент, когда, возможно, необходимы оперативные действия.
Более того, организация взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления возможна посредством межведомственного взаимодействия, в связи с чем вменение обязанности по информированию различных государственных органов и органов местного самоуправления на субъекты транспортной инфраструктуры представляется избыточным.
На основании изложенного такое расширение круга лиц, которые должны быть оповещены о событиях, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, требует дополнительного обоснования.
Аналогичное замечание может быть представлено к пункту 5 проекта акта, в соответствии с которым указанным органам власти необходимо сообщать о повреждении железнодорожного подвижного состава, для восстановления которого требуется проведение капитального ремонта.
6. Одновременно обращаем внимание, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 23 проекта акта.
*(2) Пункт 13 проекта акта.
*(3) Пункт 19 проекта акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.