Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании подпункта "г" пункта 1 Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 31 октября 2019 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 12 декабря 2019 г. N Пр-2549ГС.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проектируемого регулирования является закрепление права Роспотребнадзора по установлению особенностей применения санитарно-эпидемиологических требований, иных требований, предусмотренных санитарными правилами, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам здравоохранения, на основании соглашения с субъектами Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 5 по 25 ноября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/11-20/00110125).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Вместе с тем отмечаем, что разработчиком в сводном отчете не представлено информации о конкретных охраняемых законом ценностях, на риск причинения вреда (ущерба) которым направлено закрепляемое проектом акта право Роспотребнадзора по установлению особенностей применения санитарно-эпидемиологических требований, иных требований, предусмотренных санитарными правилами, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам здравоохранения.
2. В отношении предполагаемого проектом акта права Роспотребнадзора устанавливать особенности применения санитарно-эпидемиологических требований, иных требований, предусмотренных санитарными правилами, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам здравоохранения, отмечаем следующее.
В соответствии с положениями градостроительного законодательства объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В отношении зданий и сооружений, объектов капитального строительства (далее соответственно - ЗиС, ОКС) отмечаем, что ЗиС любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные с ЗиС процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) являются объектами регулирования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ, ТР о ЗиС), что подтверждается частью 1 статьи 3 указанного закона.
Одновременно отмечаем, что в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ТР о ЗиС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985, включены своды правил, объектами регулирования которых среди прочих являются объекты здравоохранения.
Статьями 19, 27 - 29 Закона N 384-ФЗ соответственно предусматривается обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований только в части:
- наличия систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения;
- обеспечения защиты от воздействия электромагнитного поля;
- обеспечения защиты от ионизирующего излучения;
- требований к микроклимату помещения (температура и влажность воздуха, скорость его движения).
Таким образом, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части ограничения закрепляемого проектом акта права Роспотребнадзора с учетом указанных положений Закона N 384-ФЗ.
Одновременно с изложенным отмечаем, что безопасность для человека факторов среды обитания (свет, шум, влажность, воздух и т.д.) не должна зависеть от региональных особенностей.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.