Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11.3 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 31.12.2020 г.)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу данного федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 г.
В настоящее время Росимуществом на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3260-р осуществляются мероприятия по приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) включенные в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия отдельно стоящие объекты недвижимого имущества приватизируются с включением в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия занимаемых ими земельных участков, за исключением случаев, когда такие земельные участки ограничены либо изъяты из оборота, либо запрещены к приватизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения.
Таким образом, в случае нахождения в границах одного земельного участка объектов недвижимого имущества как подлежащих, так и не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, возникает необходимость раздела земельного участка.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс);
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
На основании пункта 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принимаются в установленном порядке Росимуществом, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Подготовка федеральных государственных унитарных предприятий к приватизации, утверждение схемы земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в рамках подготовки предприятия к приватизации, проводится Росимуществом в максимально короткие сроки.
При этом при наличии утвержденного проекта межевания территории для раздела земельного участка необходимо внести изменения в такой проект.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса утверждение документации по планировке территории принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса по проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, формирование земельного участка (раздел, выделение, объединение) при наличии утвержденного проекта межевания территории с учетом соблюдения всех установленных законом процедур требует значительных временных затрат от нескольких месяцев до одного года.
Учитывая изложенное, в целях скорейшего завершения акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, дальнейшей целевой функцией которых определена приватизация, предлагается внести изменения в статьи 11.3 и 11.10 Земельного кодекса, допускающие образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества, закрепленными за государственными унитарными предприятиями, подлежащими приватизации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.3 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.