Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий на проведение хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, включая направление "сильный искусственный интеллект", а также лекций по искусственному интеллекту"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.01.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на проведение хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, включая направление "сильный искусственный интеллект", а также лекций по искусственному интеллекту.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от г. N
Правила
предоставления субсидий на проведение хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, включая направление "сильный искусственный интеллект", а также лекций по искусственному интеллекту
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей", осуществляющей функции оператора по проведению хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, включая направление "сильный искусственный интеллект", а также лекций по искусственному интеллекту (далее соответственно - субсидия, оператор).
2. Целями предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат оператора на проведение хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, включая направление "сильный искусственный интеллект", а также лекций по искусственному интеллекту для обеспечения выполнения результата федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
3. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
"хакатон по искусственному интеллекту (далее - хакатон)" - мероприятие, на котором специалисты - разработчики программного обеспечения сообща решают поставленную организаторами бизнес- и (или) социальную проблему (проблемы) в сфере искусственного интеллекта за ограниченное время, в том числе с использованием государственных наборов данных;
"региональный хакатон" - хакатон, участниками которого являются жители определенного субъекта (субъектов) Российской Федерации, а количество участников составляет не менее 100 человек;
"окружной хакатон" - хакатон, участниками которого являются жители определенного федерального округа Российской Федерации, а количество участников составляет не менее 250 человек;
"международный хакатон" - хакатон, участниками которого являются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, а количество участников составляет не менее 1000 человек;
"лекция по искусственному интеллекту (далее - лекция)" - изложение базовых основ функционирования систем с применением технологий искусственного интеллекта, а также перспектив их развития, направленное на популяризацию тематики искусственного интеллекта;
"набор данных" - обработанная и структурированная информация, на основе которой можно выявить определенные закономерности;
"сильный искусственный интеллект" - понятие, используемое в значении, предусмотренном пунктом 9 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490;
"стратегия организации хакатонов и лекций" (далее - Стратегия) - обязательный для исполнения оператором документ, характеризующий основные параметры проведения хакатонов и лекций, включая значения результата предоставления субсидии, показатели проведения хакатонов и лекций, виды хакатонов, приоритетные отрасли и технологии искусственного интеллекта для проведения хакатонов, в том числе "сильный искусственный интеллект", об используемых при организации хакатонов государственных наборах данных, целевую аудиторию, возможные результаты по итогам проведения хакатонов, порядок организации и проведения лекций и хакатонов, а также требования к формату хакатонов и лекций, к привлечению участников хакатонов и слушателей лекций, к приглашенным экспертам, менторам и лекторам, к заданиям, решаемым на хакатонах, к содержанию лекций, к привлечению внебюджетного финансирования по хакатонам, к материально-техническому обеспечению хакатонов, к длительности хакатонов и лекций;
"план реализации Стратегии" (далее - План) - документ, включающий в себя мероприятия, направленные на реализацию Стратегии, сроки их исполнения, регион проведения, ответственных исполнителей, лиц, обеспечивающих софинансирование хакатонов, финансовое обеспечение (в разбивке на бюджетное и внебюджетное);
"приоритетная отрасль" - отрасль из перечня приоритетных для поддержки искусственного интеллекта отраслей, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство).
4. Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год.
5. Получателем субсидии (оператором) является автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей".
6. Сведения о субсидии размещаются Министерством финансов Российской Федерации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при формировании проекта закона (решения) о бюджете (проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете) в разделе "Бюджет".
7. Субсидия предоставляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (сводной бюджетной росписи федерального бюджета), и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как получателя средств федерального бюджета, на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
Источником получения субсидии являются средства федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Федеральный проект), предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете.
8. Размер субсидии, предоставляемой оператору в соответствующем финансовом году (S), определяется по формуле:
S = P 1 + P 3,
где:
P 1 - общий размер расходов на проведение хакатонов, включая затраты:
на реализацию Стратегии и Плана в части хакатонов;
на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ (оказанием услуг), связанных с проведением хакатонов;
на обязательное пенсионное страхование;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
на обязательное медицинское страхование;
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
на создание и обслуживание рабочих мест работников, в том числе затраты на приобретение программного обеспечения (лицензии), необходимого для проведения хакатонов;
на оплату работ (услуг) сторонних организаций, непосредственно привлекаемых к проведению хакатонов;
на оплату услуг физических лиц, привлекаемых к проведению хакатонов на основании договоров гражданско-правового характера, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начисленные на указанные суммы затрат;
на привлечение участников хакатонов (P 2);
P 2 - общий размер расходов на привлечение участников хакатонов;
P 3 - общий размер расходов на проведение лекций, включая затраты:
на реализацию Стратегии и Плана в части лекций;
на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ (оказанием услуг), связанных с проведением лекций;
на обязательное пенсионное страхование;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
на обязательное медицинское страхование;
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
на создание и обслуживание рабочих мест работников, в том числе затраты на приобретение программного обеспечения (лицензии), необходимого для проведения лекций;
на оплату работ (услуг) сторонних организаций, непосредственно привлекаемых к проведению лекций;
на оплату услуг физических лиц, привлекаемых к проведению лекций на основании договоров гражданско-правового характера, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начисленные на указанные суммы затрат;
на привлечение слушателей лекций (P 4);
P 4 - общий размер расходов на привлечение слушателей лекций.
9. Стратегия готовится и при необходимости актуализируется с учетом требований, определенных оператором по согласованию с Министерством, и утверждается оператором по согласованию с Министерством.
10. План готовится и актуализируется ежегодно на основе Cтратегии с учетом требований, определенных оператором по согласованию с Министерством. Согласованный с Министерством План утверждается оператором.
11. План должен соответствовать следующим требованиям в период 2021-2024 годов:
региональные хакатоны и лекции проводятся в каждом из субъектов Российской Федерации не менее 1 раза;
окружные хакатоны проводятся не менее 3 раз в каждом из федеральных округов Российской Федерации;
международные хакатоны проводятся не менее 7 раз.
12. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и оператором в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, предусматривающего в том числе:
а) условия, цели и порядок предоставления субсидии;
б) результат предоставления субсидии и значения результата предоставления субсидии;
в) обязательство оператора по предоставлению в Министерство отчетов о достижении результата предоставления субсидии и значений результата предоставления субсидии, отчетов об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, согласованным Министерством с учетом типовых форм соглашений, установленных Министерством финансов Российской Федерации. Отчеты предоставляются в Министерство на полугодовой и годовой основе (не позднее 30 рабочих дней месяца, следующего за отчетным полугодием);
г) обязательство оператора по привлечению внебюджетного финансирования на организацию хакатонов в объеме не менее 1/3 от стоимости проведения хакатонов;
д) обязательство оператора по предоставлению в Министерство отчетности о реализации Стратегии и Плана по формам, согласованным с Министерством, на полугодовой и годовой основе (не позднее 30 рабочих дней месяца, следующего за отчетным полугодием);
е) обязательства оператора по возврату в доход федерального бюджета полученных средств за счет субсидии в размере средств, при использовании которых допущены нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, выявленные по результатам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля;
ж) обязательство оператора вести раздел по хакатонам и лекциям специализированного сайта по искусственному интеллекту в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом рекомендаций Министерства;
з) обязательство оператора в целях реализации настоящих Правил взаимодействовать со средствами массовой информации с учетом рекомендаций Министерства по объему и порядку такого взаимодействия;
и) обязательство оператора предоставлять дополнительную информацию о результатах использования субсидии по запросу Министерства;
й) обязательство оператора определить представителя для осуществления взаимодействия с Министерством по вопросам использования оператором субсидии и исполнения своих обязанностей, определенных в соответствии с настоящими Правилами;
к) обязательство оператора предоставлять в Министерство смету затрат оператора в году, предшествующему году сметы, по форме, согласованной с Министерством;
л) обязательство оператора по сбору и передаче данных о цифровом следе участников хакатонов и лекций в цифровое решение для учета и развития участников сообществ в сфере искусственного интеллекта по согласованию с оператором указанного цифрового решения;
м) обязательство оператора по содействию в привлечении участников хакатонов и слушателей лекций к прохождению социологического опроса об удовлетворенности условиями работы в Российской Федерации граждан, заинтересованных в развитии технологий искусственного интеллекта, проводимого в соответствии с порядком, установленным Министерством;
н) запрет осуществления операций за счет субсидии, связанных с размещением средств на депозитах и в иных финансовых инструментах, а также приобретения иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) импортного оборудования и комплектующих изделий;
о) порядок возврата и определения размера средств, полученных оператором, подлежащих возврату в доход федерального бюджета за недостижение результата предоставления субсидии и значений результата предоставления субсидии;
п) порядок согласования новых условий соглашения о предоставлении субсидии в случае уменьшения Министерству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении о предоставлении субсидии, или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям;
р) методика расчета значений результата предоставления субсидии.
13. Дополнительные соглашения к соглашению о предоставлении субсидии заключаются между Министерством и оператором в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
14. Оператор представляет в Министерство следующие документы:
а) копия учредительных документов оператора, заверенная в установленном порядке;
б) копия документа, подтверждающего полномочия руководителя оператора, заверенная в установленном порядке;
в) справка, подтверждающая отсутствие у оператора на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) справка, подтверждающая отсутствие у оператора на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, задолженности по возврату в установленном порядке в федеральный бюджет не использованных в отчетном финансовом году субсидий (бюджетных инвестиций), наличие потребности в использовании которых в текущем финансовом году не подтверждено в установленном порядке;
д) справка, подтверждающая на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, что оператор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
е) справка, подтверждающая на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированном руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем, функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере оператора;
ж) справка, подтверждающая на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, что оператор не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, место регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
з) справка, подтверждающая на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, что оператор не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные пунктом 2 настоящих Правил.
15. Оператор на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям:
отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий (бюджетных инвестиций), а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;
оператор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированном руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере оператора;
оператор не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, место регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
оператор не должен получать средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные пунктом 2 настоящих Правил.
16. Ответственность за достоверность представленных в Министерство документов несет оператор в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, рассматривает их, а также проверяет соблюдение оператором требований, указанных в пункте 15 настоящих Правил. По результатам проверки представленных оператором документов Министерство принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии либо об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии, о чем уведомляет оператора в течение 5 рабочих дней.
18. Основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются:
а) непредставление оператором (представление не в полном объеме) документов, установленным пунктом 14 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных оператором документов требованиям, установленным пунктом 14 настоящих Правил.
в) несоответствие оператора требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
г) недостоверность представленной оператором информации.
19. Перечисление субсидии оператору осуществляется в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке на счет, открытый оператору территориальным органом Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Операции со средствами субсидии учитываются на лицевом счете для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемом оператору в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Перечисление субсидии осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам оператора, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не позднее второго рабочего дня после представления оператором в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов для оплаты денежных обязательств оператора.
Санкционирование операций по расходам оператора, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
20. Результатом предоставления субсидии является проведение хакатонов по искусственному интеллекту по решению бизнес- и социальных проблем, в том числе на основе государственных наборов данных, а также лекций по искусственному интеллекту.
21. Значениями результата предоставления субсидии являются:
количество проведенных хакатонов по искусственному интеллекту (i1);
количество участников хакатонов по искусственному интеллекту (i2);
количество лекций, направленных на популяризацию тематики искусственного интеллекта (i3);
количество слушателей лекций, направленных на популяризацию тематики искусственного интеллекта (i4).
22. Значения результата предоставления субсидии соответствуют значениям результата (характеристики результата), установленным в Федеральном проекте, с учетом объема финансирования указанного результата.
23. Ответственность за недостоверность представленных в Министерство документов и несоблюдение оператором целей и условий представления субсидии несет оператор.
24. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии может быть использован оператором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в текущем финансовом году на цели, предусмотренные настоящими Правилами.
25. Контроль и проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляются Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля.
26. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения оператором целей, условий и порядка предоставления субсидии соответствующие средства в объеме выявленного нарушения подлежат возврату в доход федерального бюджета:
на основании требования Министерства в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования;
на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
27. В случае недостижения оператором результата предоставления субсидии и (или) значений результата предоставления субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании требования Министерства в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в объеме (V), рассчитываемом в соответствии со следующей формулой:
где i - порядковый номер (i) значения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил (от 1 до 4);
R ix - плановое значение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил в отчетном году под порядковым номером i;
R if - фактическое значение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил в отчетном году под порядковым номером i;
y - порядковый номер объема расходов, указанных в пункте 8 настоящих Правил (от 1 до 4);
P y - объем расходов, идентичный объему расходов, указанному в пункте 8 настоящих Правил (от P 1 до P 4).
При этом в целях настоящей формулы R if = R ix в случае, когда в отчетному году R if > R ix.
28. В случае если по итогам года фактическое значение результата предоставления субсидии составляет менее 90 процентов от планового значения результата предоставления субсидии, оператор обязан заплатить за счет средств, не связанных с настоящей субсидией, штраф в течение 30 дней с момента предоставления годовой отчетности согласно подпункту в) пункта 12 настоящих Правил. Расчет размера штрафа (N) осуществляется по формуле:
где i - порядковый номер (i) значения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил (от 1 до 4);
R ix - плановое значение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил в отчетном году под порядковым номером i;
R if - фактическое значение результата предоставления субсидии, указанного в пункте 21 настоящих Правил в отчетном году под порядковым номером i;
y - порядковый номер объема расходов, указанных в пункте 8 настоящих Правил (от 1 до 4);
P y - объем расходов, идентичный объему расходов, указанному в пункте 8 настоящих Правил (от P 1 до P 4).
При этом в целях настоящей формулы R if = R ix в случае, когда в отчетному году R if > R ix.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.