Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства"
(подготовлен Минтрансом России 20.01.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2021 году субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства.
2. Министерству транспорта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить положение о межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства, и порядке принятия указанной межведомственной комиссией решений, а также ее состав из числа представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.МИШУСТИН |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________ N _____
Правила
предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства.
Возмещение российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, осуществляется в целях досрочного исполнения подрядными организациями государственных (муниципальных) контрактов по объектам капитального строительства в сфере дорожного хозяйства, строительство которых осуществляется полностью либо частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального дорожного агентства на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
3. Для целей настоящих Правил используемые понятия означают следующее:
"контракт" - государственный (муниципальный) контракт по объектам капитального строительства в сфере дорожного хозяйства, перечисленных (указанных) в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, строительство которых осуществляться полностью либо частично с привлечением средств федерального бюджета.
"возмещение недополученных доходов" - предоставление субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства;
"уполномоченный банк" - российская кредитная организация, предоставившая кредит подрядной организации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, по льготной ставке;
"заемщик" - подрядная организация, соответствующая требованиям пункта 16 настоящих Правил, которой предоставляется кредит по льготной ставке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
"кредитный договор" - договор, соглашение по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику кредит по льготной ставке на срок не более 3-х лет на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
"льготный кредит" - кредит, выданный уполномоченным банком по кредитному договору в виде целевых денежных средств в российских рублях по льготной ставке заемщику на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
"льготная ставка" - процентная ставка, установленная по кредитному договору, которая составляет не более 3 процентов годовых;
"оператор" - Федеральное дорожное агентство, осуществляющее возмещение российским кредитным организациям недополученных доходов по выданным кредитам подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства в сфере дорожного хозяйства по льготной ставке.
4. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Федеральным дорожным агентством и кредитной организацией по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" и в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
5. В соответствии с настоящими Правилами возмещение недополученных доходов осуществляется уполномоченному банку при условии соответствия кредитных договоров настоящим Правилам. Льготный кредит предоставляется на цели строительства или реконструкции объектов капитального строительства в области дорожного хозяйства, финансирование которых осуществляется частично либо полностью с привлечением средств федерального бюджета.
В целях настоящих Правил досрочным исполнением контракта является ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию ранее срока, установленного в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации (но не позднее 6-ти месяцев до истечения указанного в настоящем пункте срока).
6. Отбор уполномоченных банков осуществляется оператором с учетом требований настоящих Правил на основании заявлений (предложений), направленных уполномоченными банками для участия в отборе, исходя из соответствия уполномоченных банков критериям отбора, установленных пунктом 7 настоящих Правил.
7. Уполномоченный банк на день проведения отбора в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил должен соответствовать следующим критериям:
а) осуществление уполномоченным банком на момент подачи заявления своей деятельности с учетом реорганизаций в течение не менее 5 лет;
б) отсутствие на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) отсутствие на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, неисполненной обязанности по просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидии, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
г) на момент подачи заявления уполномоченный банк не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) уполномоченный банк на момент подачи заявления не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
е) уполномоченный банк на момент подачи заявления имеет статус резидента Российской Федерации и зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
ж) наличие на момент подачи заявления лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным Банком Российской Федерации;
з) отсутствие на момент подачи заявления в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере;
и) уполномоченный банк на момент подачи заявления не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
8. Возмещение недополученных доходов осуществляется уполномоченному банку при условии соответствия кредитного договора следующим условиям:
а) льготный кредит выдан заемщику на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
б) льготный кредит выдан заемщику на исполнение одного контракта;
в) кредитный договор содержит условия о последствиях неисполнения заемщиком обязательств по льготному кредиту, в том числе в случае невыполнения заемщиком своих обязательств по досрочному исполнению контракта;
г) на период предоставления льготного кредита кредитный договор не предусматривает взимания с заемщика комиссий и сборов;
д) валютой кредитного договора является рубль;
е) кредитный договор предусматривает запрет на размещение средств кредита на депозитах и иные финансовые инструменты.
9. Возмещение недополученных доходов осуществляется оператором ежемесячными выплатами уполномоченным банкам с даты принятия решения о выплате указанного возмещения, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил, по 31 декабря (включительно). При этом выплата возмещения недополученных доходов прекращается при наступлении одного из следующих событий:
полного расчета по договору подряда, по которому предоставлен кредит;
окончания срока действия кредитного договора.
Возмещение недополученных доходов производится оператором в размере разницы между льготной ставкой, указанной в пункте 3 настоящих Правил, и ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления возмещения недополученных доходов.
В случае изменения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ее новое значение для расчета возмещения недополученных доходов применяется, начиная со дня, следующего за днем ее изменения.
10. В целях принятия Межведомственной комиссией по принятию решений о возмещении кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях досрочного исполнения контрактов по объектам капитального строительства в области дорожного хозяйства по льготной ставке (далее - Комиссия), решения о возможности осуществления выплаты возмещения недополученных доходов кредитная организация не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным месяцем, представляет в Комиссию заявление на возмещение уполномоченному банку недополученных доходов по форме согласно приложению к настоящим Правилам (далее - заявление) с приложением следующих документов и сведений:
перечень кредитных договоров, по которым уполномоченный банк намерен получить возмещение недополученных доходов в соответствии с настоящими Правилами, а также размер такого возмещения;
свидетельство или нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации уполномоченного банка в качестве юридического лица и копия лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации;
справка, подписанная уполномоченным лицом и главным бухгалтером уполномоченного банка, с указанием банковского счета, на который подлежат перечислению средства в целях возмещения недополученных доходов;
справка, подписанная уполномоченным лицом и главным бухгалтером уполномоченного банка, об отсутствии у кредитной организации просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
сведения о соответствии кредита условиям, установленным настоящими Правилами;
электронные образы кредитного договора;
копия письменного подтверждения от лица, выступающего заказчиком по контракту, что в отношении объектов капитального строительства, строительство которых предполагается полностью либо частично за счет средств федерального бюджета, по которым будет предоставлен льготный кредит, предусмотрены средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и/либо федерального бюджета;
копия контракта.
заявление, документы и сведения представляются в порядке, предусмотренном положением о порядке принятия решений Комиссией, утверждаемым Федеральным дорожным агентством;
заявление должно быть подписано руководителем кредитной организации или уполномоченным лицом. В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Комиссию также представляются документы, подтверждающие полномочия такого лица.
Перечисленные настоящим пунктом документы и сведения предоставляются в Комиссию при направлении первого и последнего заявлений.
11. Комиссия рассматривает заявление, документы и сведения, указанные в пункте 10 настоящих Правил, и в течение 10 рабочих дней со дня их поступления проверяет их комплектность и соответствие требованиям, указанным в пункте 10 настоящих Правил и принимает одно из следующих решений:
о возможности осуществления выплаты возмещения недополученных доходов уполномоченному банку в соответствии с настоящими Правилами (далее - решение о выплате возмещения);
об отказе осуществления выплаты возмещения недополученных доходов уполномоченному банку (далее - решение об отказе в выплате возмещения).
12. В случае принятия решения о выплате возмещения недополученных доходов оператор не позднее 15 рабочих дней со дня принятия такого решения заключает с уполномоченным банком соглашение в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, а также для исполнения решения Комиссии.
13. В случае принятия решения об отказе в выплате возмещения Комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет уполномоченному банку уведомление.
Решение об отказе в выплате возмещения не препятствует уполномоченному банку вновь обратиться в Комиссию с заявлением о выплате уполномоченному банку недополученных доходов.
14. Соглашение о предоставлении оператором субсидии уполномоченному банку на возмещение недополученных доходов предусматривает:
а) согласие уполномоченного банка на проведение Федеральным дорожным агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения уполномоченным банком целей, условий и порядка использования средств, предоставленных на возмещение недополученных доходов, которые установлены настоящими Правилами и соглашением;
б) формы и сроки представления отчетности;
в) результатом использования средств, предоставленных уполномоченному банку на возмещение недополученных доходов, является количество предоставленных льготных кредитов по льготной ставке, с указанием совокупной суммы недополученных доходов по таким кредитам.
Такое соглашение заключается в отношении каждого кредита, по которому осуществляется выплата возмещения недополученных доходов, единовременно после принятия Комиссией решения о выплате возмещения в соответствии с настоящими Правилами.
15. Возмещение затрат по недополученным доходам осуществляется уполномоченным банком при наличии у заемщика письменного подтверждения от заказчика, что в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых предполагается полностью либо частично за счет средств федерального бюджета, по которым будет предоставлен льготный кредит, предусмотрены средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и/либо федерального бюджета.
16. Заемщик на день заключения соответствующего кредитного договора должен соответствовать следующим требованиям:
а) заемщик обладает статусом налогового резидента Российской Федерации;
б) в отношении заемщика не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) наличие контракта на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется полностью либо частично с привлечением средств федерального бюджета;
г) у заемщика отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащий уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) у заемщика отсутствует статус (процесс) ликвидации, а также ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
17. Заемщик самостоятельно принимает решение о выборе уполномоченного банка, соответствующего настоящим Правилам для получения льготного кредита.
18. Заемщик, претендующий на получение льготного кредита, представляет в уполномоченный банк документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка и в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
19. Уполномоченный банк рассматривает возможность предоставления льготного кредита в соответствии с настоящими Правилами, правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке.
20. Проверка соответствия заемщика требованиям, указанным в пункте 16 настоящих Правил, проводится уполномоченным банком. Проверку целевого использования льготного кредита осуществляет уполномоченный банк, согласно кредитному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за несоответствие заемщиков требованиям, указанным в пункте 16 настоящих Правил, а также по целевому использованию кредита по кредитному договору несет уполномоченный банк.
21. Предоставленный уполномоченным банком заемщику льготный кредит в соответствии с кредитным договором не может быть размещен на депозитах, а также в иных финансовых инструментах (за исключением финансовых инструментов, используемых кредитной организацией для обеспечения целевого использования кредита).
22. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка возмещения недополученных доходов осуществляется Федеральным дорожным агентством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, который в случае выявления факта нарушений направляет в уполномоченный банк соответственно уведомление о выявленных фактах, предписание или представление.
23. В случае выявления нарушений в том числе по фактам проверки, проведенной Федеральным дорожным агентством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов, указанных в подпункте "л" пункта 14 настоящих Правил уполномоченный банк осуществляет возврат средств, предоставленных кредитной организации на возмещение недополученных доходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Правилам предоставления субсидии
российским кредитным организациям
на возмещение недополученных доходов
по кредитам, выданным подрядным
организациям на досрочное исполнение
контрактов по объектам капитального
строительства по льготной ставке
в сфере дорожного хозяйства
(форма)
ЗАЯВЛЕНИЕ
на возмещение кредитной организации недополученных доходов
(наименование организации) (далее - организация)
Календарный месяц, за который осуществляются выплаты (далее -расчетный месяц), - __________ 20 ___ г.
Количество кредитных договоров _________________________________,
(наименование)
по которым осуществляется выплата, составляет ______ штук.
Общий размер недополученных доходов по выданным кредитам, условиям которых соответствуют условиям, установленным Правилами предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства (далее соответственно - Правила, условия, установленные Правилами), за расчетный месяц составляет
_______________________(_______________________________) рублей.
(сумма прописью)
Общая сумма процентов, уплаченная заемщиками в расчетный месяц согласно кредитным договорам, составляет
_______________________(_______________________________) рублей.
(сумма прописью)
Настоящим заявлением организация выражает согласие на получение выплат на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами, а также на осуществление Федеральным дорожным агентством контроля за соблюдением порядка и условий соответствующих выплат.
Организация обязуется:
в течение 5 рабочих дней со дня получения требования Федерального дорожного агентства о возврате средств при несоблюдении порядка и (или) условий выплат возвратить средства, полученные в качестве выплат, в доход федерального бюджета. В случае просрочки исполнения обязанности по возврату денежных средств организация обязана уплатить в доход федерального бюджета штраф, размер которого составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату истечения срока возврата денежных средств в доход федерального бюджета, от подлежащей возврату суммы денежных средств, за каждый день просрочки.
Настоящим заявлением организация подтверждает соответствие кредитных договоров, в отношении которых осуществляются выплаты за расчетный месяц, по состоянию на " " _________ 20 ___ г. включительно условиям, установленным Правилами, а также корректность предоставленных данных.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Правилам предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства
1. Общие характеристики проекта постановления
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 1 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 8 июня 2020 г. N МХ-П16-79пр, в соответствии с которым Минстрою России поручено совместно с Минтрансом России, Минфином России внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации по созданию механизма использования в объеме 1,8 млрд. рублей кредитования подрядчиков для досрочного исполнения государственных контрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений, субсидирования процентной ставки и при необходимости привлечения государственных гарантий.
Проект постановления Правительства Российской Федерации предусматривает возможность по предоставлению средств из федерального бюджета российским кредитным организациям на покрытие льготной ставки по кредитам, выданным подрядным организациям для досрочного исполнения государственных контрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений в сфере дорожного хозяйства.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект постановления.
Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
В целях безусловного исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции, оптимизации федерального бюджета в период 2021 - 2023 годов, в том числе с возможным риском сокращения численности работников, задействованных на объектах дорожного строительства, и в целях недопущения замедления или приостановки дорожных работ, рисков возникновения сложностей поставки оборудования и материалов, а также обеспечения исполнения обязательств между подрядчиками и поставщиками, необходимо обеспечить возможность взаиморасчетов подрядных организаций со всеми уровнями субподрядчиков по государственным контрактам, а также выплат заработной платы сотрудникам данных организаций.
На сегодняшний день дорожная отрасль является одним из лидеров производимых строительных работ, как по объему финансирования, так и по численности привлеченных организаций, специалистов и техники.
При любой экономической ситуации, в том числе и вызванной ограничениями в работе отраслей строительства, направленными на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, дорожная отрасль должна продолжать свою деятельность. При этом снижение интенсивности работ или их приостановка приведут к негативным последствиям как для предприятий дорожной отрасли в виде финансовых потерь, потерь наработанных производственных связей и квалифицированных специалистов, так и в целом, для экономики Российской Федерации.
В связи с влиянием сложившейся эпидемиологической ситуации на производственные процессы и финансовую устойчивость подрядных организаций кредитование по льготной ставке в целях досрочного исполнения контрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений, позволит не снижать темпы производства работ по объектам дорожного строительства, что в свою очередь даст возможность подрядным организациям планировать выполнение работ исходя из производственных мощностей, а не предусмотренных по контракту средств по годам.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие проекта постановления позволит нивелировать негативные последствия от сложившейся эпидемиологической ситуации на производственные процессы и финансовую устойчивость подрядных организаций и обеспечить своевременное финансирование объектов дорожного строительства и поддержку организаций строительного комплекса.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет значимых финансовых затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
5. Соответствие проекта постановления положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к правилам предоставления субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Федеральному дорожному агентству в 2021 году предусмотрены средства из федерального бюджета в объеме 0,9 млрд рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям для возмещения им недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке в сфере дорожного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.